Ростов, который Великий

Ростов Великий — один из восьми городов классического Золотого кольца России, самый посещаемый, самый любимый, самый древний не только среди своих «золотых» собрать-ев, но и других городов Северо-Восточной Руси. Впервые город упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 годом.
Здесь похоронено много святых, которые жили в Ростове. Здесь замечательная архитек-тура храмов и монастырей, а также митрополичьего двора. Все это делает Ростов Великим привлекательным как для верующих, так и для туристов-путешественников.
В Ростове целью нашей поездки был Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Но, когда это услышала Галина Николаевна, руководитель паломнической службы Варницкого монастыря, то воскликнула: «Кто приехал в Ростов, должен обязательно посетить Кремль и увидеть наш Успенский собор!» «Должен, так должен!» — согласились мы, и поехали в Кремль, благо Галина Николаевна любезно предложила быть нашим гидом еще и в Ростове.
Кремль стоит на берегу озера Неро и виден издалека. Когда входишь в его стены, чувствуешь, как будто лет на 200-300 в прошлое шагнул. Стены, башни, звонница и, конечно же, огромный куб собора подавляют. Ощущение это усиливается от того, что площадь перед собором относительно небольшая и, осматривая древние стены, чаще всего нам приходилось стоять с задранной головой.
Нас с вами теперь трудно удивить огромными строениями — и не такие небоскребы вида-ли! Но можно представить себе, какие чувства испытывали какие-нибудь крестьяне, слу-чайно попавшие сюда те же самые 200-300 лет назад, тогда как для многих из них грани-цы мира очерчивались околицей родной деревушки.
Центром Кремля является Успенский собор, который в момент нашего посещения рес-таврировался.
Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, ко-торое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.
Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 годы.
При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.
В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.
Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730-1740 годах. Сейчас все это постепенно реставрируется.
Еще одна яркая достопримечательность кремля — Ростовская звонница, которая была по-строена в 1682-1687 годах. Галина Николаевна сказала, что все колокола на звоннице имеют свои имена.
Самые большие из колоколов: Сысой – 2000 пудов (это 32 тонны!) , 1681года — назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя. Полиелейный − 1000 пудов, 1687года — означает «многомилостивый». Лебедь – 500 пудов, 1687года — обладает особым, «летящим» голосом.
Церкви, церкви, церкви – кругом церкви.
Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 году. Одной из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы стала надвратная церковь Иоанна Богослова — на-рядная и праздничная. Церковь Одигитрии —является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора. Не-обычна отделка фасада церкви. Издалека кажется, что стены облицованы граненым кам-нем, как знаменитая Грановитая палата в Московском кремле. Но, когда мы подошли по-ближе, то увидели, что это искусно выполненный объемный рисунок.
В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором или, как его еще называют, Красная палата — «хоромы для пришествия великих госуда-рей». Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
Красная палата в своем первоначальном виде до нас не дошла, а между тем это было од-но из самых интересных сооружений кремля. По описи 1691 года, «хоромы для пришест-вия великих государей» описывались так: «Столовая, в ней писано стенным письмом; пол настлан железными и чугунными досками, перед столового — сени; подле сеней — палата Отдаточная, двои сени проходные, под ними исподних житей-хлебня, да 8 палат жилых. От ворот на двор крыльцо каменное, над лестницей — свод; над рундуками два шатра каменных, опаяны железом белым».
Видимо все это и привлекло наших кинематографистов, которые в начале 1970-х годов здесь проводили съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Привлекли их знаменитые переходы, по которым бегали в погоне герои этого фильма. Эти переходы являются еще одной своеобразной особенностью кремля в Ростове. Они соединяют все сооружения.
Разные периоды были в истории ростовского кремля. После 30 лет расцвета при митро-полите Ионе Сысоевиче в его жизни наступил упадок, а когда митрополию перенесли в Ярославль, ростовский кремль и вовсе пришел в упадок. Без присмотра были оставлены и погибали древние книги и архивные документы, целые вороха бесценных свитков и рукописей валялись в башнях и переходах архиерейского дома. Кремлевские здания стали постепенно перестраиваться и приспосабливаться для других нужд; сооружения, не использовавшиеся практически (особенно башни и храмы), быстро приходили в упадок.
В начале XIX века Кремль даже хотели снести, а на его месте построить огромный по тем временам гостиный двор. К счастью, этого не случилось. Ростовские купцы почти все кремлевские постройки быстро превратили в добротные склады. Красная палата, вызы-вавшая в свое время восхищение всех, стала мрачным лабазом, в котором хранились вино и соль: для удобства хранения этих товаров были даже выломаны стены, столпы и арки внутри нее, а настенная живопись уничтожена. В течение почти 50 лет ростовский кремль приходил в упадок, и только с 1870 года началась планомерная работа по его восстановлению и реставрации.
Сейчас внутри Кремля довольно уютно. Можно отдохнуть на скамеечках, посетить су-венирную лавку или попробовать медовуху, которая продается тут же. В самом центре территории небольшой прудик и все дорожки, вымощенные камнем, имеют в сторону его ощутимый уклон.
Кремль производит неизгладимое впечатление. Могучие крепостные стены и башни име-ют декоративную нагрузку, а не оборонительную. Поэтому, наверное, этот кремль так красив и выделяется из всех известных нам подобных сооружений.
Конечно, этот Кремль уникален и нет второго такого.
В настоящее время по своему общему виду ростовский кремль напоминает огромный мо-настырь. Хотя раньше монастыри строились и как оборонительные сооружения, но здесь нет приемов крепостного зодчества — ни рвов, ни решетчатых ворот, ни отводных стрельниц. Скорее, он напоминает замок — олицетворение силы и власти его бывших обитателей.
После посещения Ростовского кремля наш путь лежал к Спасо-Яковлевскому монастырю, который так призывно манил нас за гладью озера Неро. Благодаря удачному местополо-жению монастырь хорошо виден с озера, со многих точек городского берега и заметен издалека подъезжающим к Ростову по Московскому шоссе.
Входим на территорию монастыря через Святые врата, украшенные ажурными башенка-ми. В паломнической службе нас уже ждали. Здесь нашим гидом был Николай Николаевич, человек такой же эрудированный и грамотный, как и Галина Николаевна, с которой мы попрощались у Кремля.
История ростовского Спасо — Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским — по имени главного храма, посвящённого Зачатию правдной Анны. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Возникновение монастыря связывают с именем ростовского епископа Иакова и относят к концу XIV века. Существует легенда, что ростовчане изгнали его в 1389 году из города, за то, что он простил раскаявшуюся грешницу, приговоренную к казни. Под недовольные крики толпа проводила его до озера Неро. А Иаков бросил на воду свою мантию, встал на нее и поплыл до места впадения в озеро ручья Брутовщина. Видя это чудо, люди бежали за Иаковом вдоль берега и просили простить их. Праведник их простил, но в город не вернулся, а основал в том месте монастырь.
Епископ Иаков скончался в 1392 году и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года.
Возвеличивание Спасо-Яковлевского монастыря связывается с деятельностью другого митрополита — Димитрия Ростовского. Он родился в 1651 году в Киевской губернии в казачьей семье и был назван Даниилом. В 1668 году постригся в монахи и получил имя Димитрия. Вскоре его проповеди и ученость обратили на себя внимание, и ему было поручено составление Жития святых в нескольких украинских монастырях. Петр I, который всюду искал умных и талантливых людей, вызвал святителя Димитрия в Москву и направил в Ростов митрополитом.
Святитель Димитрий открыл в 1702 году в городе школу, а помимо Жития и богословских трудов, писал трактат о происхождении славянских народов и даже сочинял стихи для домашнего пения. Умер он в 1709 году и был похоронен в монастыре.
В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Рос-товского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.
Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжест-вах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 году, присутствовала императрица Екатерина II.
Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила мо-настырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.
С середины XIX века Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы увидели его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.
В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослуже-ние состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.
4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.
Территория монастыря довольно ухожена. Кругом цветы и другие декоративные растения.
На одной из дорожек нам встретилось вот такое чудо – лягушка в камуфляжной окраске. Через секунду после съемки оно было уже в трех метрах от нас.
Ныне в Яковлевском храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же находится икона Ватопедской Божией Матери, келейная икона святителя Димитрия Ростовского.
После экскурсии и посещения смотровой площадки, откуда открывается изумительный вид на озеро Неро и на сам монастырь, заказали в храме молебен святителям Димитрию и Леонтию Ростовскому, преподобному Авраамию и всем Ростовским святым. Приложились к их мощам. Затем вошли в Зачатьевский храм. Этот храм произвел на всех огромное впечатление своими старинными фресками, среди которых привлекла внимание фреска Праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Необычна и роспись стен. В настоящее время храм реставрируется и ждет торжественного дня, когда в нем возобновятся богослужения.
Слов нет — Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь красив, величав и ухожен. Здесь очень душевно. Так же как и сам Ростов – очень даже уютная провинция!

Тиша(505)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *