Абхазия Новый Афон Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь 18 июля 2015

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии, на берегу Черного моря, в 25 верстах от города Сухума, на левом берегу реки Псыртсхи (древняя Апсара), на месте Генуезской колонии (XIII век) Анакопии (Никопсия). Он основан в 1875 г. русским Пантелеимоновым монастырем на Афоне, на случай возможного в будущем переселения Афонского монастыря в Россию, а также с целью просвещения туземных жителей светом Христианской веры. Предствляя собой как бы отделение Афонского Пантелеимонова монастыря, он обладает полной самостоятельностью. По своему топографическому положению он разделяется на верхнюю или нагорную часть, видимую с моря издалека, и нижнюю часть, начинающуюся от морского берега. На вершине высокой, так называемой, Иверской горы резко выделяется на фоне неба блестящая крыша Иверской часовни и рядом с ней развалины древней римской крепости (III века) — Апсара.
На склоне гор, защищающих весь этот благословенный уголок от северных ветров, на обширной искусственно выровненной террасе, среди богато разросшихся вечно зеленых пород, величественно вырисовывается грандиозное белое трехэтажное здание нового монастыря, построенного в виде громадного четырехугольника с главным фасадом, обращенным к морю.
Над фасадом возвышаются увенчанные золоченными крестами куполы трех церквей: посередине, над главными воротами, трехкупольный храм Вознесения, над восточным углом — святого апостола Андрея Первозванного и над западным углом — святых угодников Афонских. Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 г. собора во имя святого великомученика Пантелеймона с 4 приделами.
Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находится большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.
Ниже Покровской церкви, у самого берега моря, окаймленного набережной, возвышается красивая часовня, воздвигнутая в память 17 октября 1888 г.
Налево от пристани расположена целая система пресных прудов, обсаженных тополями и плакучими ивами; эти пруды представляют из себя один из красивейших уголков обители. Сюда направляются обыкновенно в праздники крестные ходы, сопровождаемые водоосвящением.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
В долине реки Псыртсхи стоит древняя заново реставрированная в 1882 г. византийской архитектуры церковь святого апостола Симона Кананита. В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при чем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности.
С 1889 г. в монастыре находится чудотворная икона, именуемая «Избавительницею», на которой Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток. Относительно этой святой иконы (написанной в XVII в.) известно, что она в нач. XIX в. хранилась у афонского подвижника Констанция Феодула, а после его кончины у его ученика старца Мартиниана, пришедшего на Афон из Греции в 1821 г. В 1841 г. Мартиниан отправился со святой иконой в Элладу и здесь в том же году жители селения Мавронии (в епархии Спарты), по молитвам перед святой иконой Мартиниана, были избавлены от вредоносной саранчи, опустошавшей их поля и леса, а живший в том же селении мальчик, умиравший от тяжкой болезни, чудесно был возвращен к жизни; святая икона также прославилась чудесными исцелениями бесноватых и других недужных, с верою притекавших сюда и с горячими молитвами обращавшихся к Богоматери перед Ее чудотворным образом. Около двух лет прожил здесь Мартиниан, а затем возвратился опять на Афон, где вскоре и скончался, а святая икона перешла в драгоценное наследие Афонского Пантелеимоновского монастыря. В 1889 г. настоятель этого монастыря, архимандрит Макарий, пожертвовал эту святую икону в благословение Ново-Афонскому монастырю, где она и пребывает поныне. Эта святая икона, представляющая собой поясное изображение, покрытое дорогой золоченой ризой с эмалью, вделана в другую, большую икону, на которой изображены святой апостол Симон Кананит и святой великомученик Пантелеймон, стоящими во весь рост и как бы держащими в руке икону Богоматери.
Празднование в честь святой иконы Богоматери, именуемой «Избавительница», совершается 4 апреля и 17 октября.
Все службы в монастыре весьма продолжительны; ежедневно иноки заняты молитвою часов 7 — 8, а в праздники еще более; всенощные, совершаемые только на кануне больших праздников, продолжаются от 8 часов вечера до 3 часов ночи.
Вообще монастырь устроен по Афонскому уставу и чиноположению.
При монастыре школа для абхазских бедных мальчиков и сирот с содержанием их от монастыря, две больницы с аптекой, книжная и иконная лавки, странноприимный дом и разные мастерские.
Монастырь является насадителем совершенно новых у нас высших культур — апельсинов, лимонов и мандаринов, первым занявшись этими культурами, которые в настоящее время распространились уже по всему южному побережью Кавказа; кроме лимонных и апельсинных рощь, при монастыре разведены оливковые плантации и имеется прекрасный ботанический сад.
К монастырю причислен Пицундский храм (в 60 верстах от монастыря), находившийся во времена святого Иоанна Златоуста в пустынном месте, называющемся Питиусом, куда доблестный святитель был послан в заточение. Этот храм, основанный в VI в., в царствование императора Юстиниана, был восстановлен в 1885 г. При нем устроен скит для желающих более уединенной жизни.
Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге подворье с храмом во имя чудотворной иконы Божией Матери, находящееся на углу Забалканского проспекта.
В Новом Афоне монастырские корпуса с церквами строились в 1883 — 1896 гг. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 гг. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 метра, ширина — 33,7. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве кон. XIX – нач. XX в. Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 гг. мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненному, по некоторым данным, рукой известного русского художника М.В. Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы. Собор — крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В нем может одновременно поместиться более трех тысяч человек.
Монастырь также известен фактом участия в его строительстве императора Александра III в 1888 г.
Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа — Святого апостола Симона Кананита.
Святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ/Симон Кананит
Родился апостол 1 декабря 7 года до нашей эры в городе Иисуса — Назарете.
Его отец занимался землепашеством, держал скот, считался очень зажиточным человеком. Симон был одиннадцатым ребёнком в семье.
Внешне он выглядел следующим образом: рост 171 см, крепкое телосложение, но немного полноватая фигура — сказывалась любовь к вкусной и обильной пище. Симон обожал разные сказки, легенды и имел тягу к рассуждениям, к долгим разговорам. За это Иисус его часто одергивал.
Симон был женат, имел одного ребенка — мальчика, но семьей как-то не очень дорожил. От природы он был человеком свободолюбивым, ему нравились разные путешествия, знакомства с новыми людьми. Но иногда ему требовалось уединение, возможность побыть с самим собой.
Симон был на три года старше Иисуса и принадлежал к тайной секте зилотов-кинжальщиков(отсюда и его прозвище). Зилоты выступали с призывами к вооруженному восстанию против римлян. Симон, разделявший их взгляды, сначала примкнул к этой секте, но, пообщавшись с зилотами поближе, понял, что у этих заговорщиков дальше слов дело не пойдёт — ни на какие решительные действия они не способны.Разочаровавшись в своих братьях по оружию, Симон стал учеником Иисуса, рассчитывая, что уж этот-то человек сможет повести за собой массы народа на решительную борьбу. Симон сначала поддерживал связь со своими бывшими друзьями-зилотами, но позднее, окончательно разочаровавшись в них, порвал с ними.
Через два месяца после распятия Иисуса Симон Зилот ушел в Малую Азию, где пробыл почти три года. Из Турции апостол отправился в Африку, посещая по пути все страны; не задерживаясь в них надолго, дошел до Мавретании.
Здесь он находился почти восемь лет, исцеляя и проповедуя. Из Мавретании Симон отправился вБританию, в этой стране он пробыл шесть лет. Затем апостол Симон перебрался на континент, вИспаниюи Галлию (Франция). И уже из Галлии по морю прибыл в Малую Азию. Здесь он пробыл около года и вновь отправился в путь, на этот раз через Грузию в Абхазию.
Симон проповедовал и лечил около пяти лет. Его схватили в 52 году. Симона распяли на кресте, и через три дня, 20 ноября, он умер. Ему было почти пятьдесят девять лет.
Похоронили апостола Симона в небольшом селении, под современным Сухуми.
Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита. Там и сегодня показывают пещеру, в которой подвизался апостол.
Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).
Святое место — г. Бразилия (большой бассейн на территории туристической базы на окраине города). Покровительствует — Америке, Антарктиде, Австралии, Новой Зеландии, Индонезии, островов Тихого океана.
Кондак, глас 2-й
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.
Молитва
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тиша(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *