Божья Гора. Свято — Успенская Почаевская Лавра. 2010

Божья гора. «Кто не видел Почаева, тот не видел ничего». Так характеризует эту святыню народная пословица. Дотронуться до святынь, почувствовать необычный, чудесный прилив энергии и силы, соединиться с Богом, — все это можно сделать, посетив Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Почаев – небольшой город в Кременецком районе Тернопольской области на Украине. Основным градообразующим местом здесь стала Свято-Успенская Почаевская Лавра. Лавра хорошо видна, когда подъезжаешь к городу, так как расположена на горе. Дух за-хватывает этого от величественного зрелища. Свято-Успенская Почаевская Лавра возвышается над окружающей местностью на 75 метров. По мере приближения к Почаевской Лавре, захватывает необычная атмосфера право-славной набожности, которой, кажется, пронизан весь воздух. Есть две версии происхождения названия этой местности «Почаев». Согласно одной, так её нарекли переселившиеся сюда монахи Киево-Печерского монастыря по аналогии с речкой Почайной, в которой Владимир крестил киевлян. Согласно другой версии, название местности происходит от слова «початок» — «начало» чудесных свершений, происходивших здесь. Первые исторические сведения о Свято-Успенской Почаевской Лавре относятся к началу XIII века, когда хан Батый захватил Киев. Считается, что монахи, бежавшие из Киево-Печерской Лавры на запад, первыми облюбовали Почаевский холм и поселились здесь. Что же касается самой древней Волыни, то ее земля прославилась целым рядом извест-ных святых. Таковы св. Ярослав Изяславич, князь Владимиро-Волынский (-|-1096); пре-подобный Стефан II, епископ Волынский (-|-1094); св.Амфилохий Печерский, епископ Владимиро-Волынский; преп. Никола Святоша, в миру Святослав Давидович, князь Луц-кий (-|-1142); святой Андрей Юрьевич Боголюбский, бывший короткое время князем Пе-ресопницким на Волыни (-|-1174), св. Петр, игумен Ратенский, впоследствии митрополит Московский (-|-1326) и другие. Особый интерес представляет фигура преподобного Мефодия, по преданию считающе-гося основателем монастыря. Преподобный Мефодий был Афонский монах, проживший в этих краях многие годы и скончавшийся в 1228 году в возрасте 137 лет. О преподобном Мефодии не сохранилось никаких письменных свидетельств, кроме народного почитания. Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопию-щей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесно-го заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер. Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских и холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь ус-лышаны. Однажды ночью, выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице — скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних — Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится. Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова. Над камнем с отпечатком Стопы Божьей Матери позже был возведен Успенский собор. Когда переступаешь порог Почаевского Свято — Успенского собора, сразу обращаешь внимание на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства — благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия — изображение Святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге. Над ковчегом — большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот — творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева. Внутри ковчега — три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке. Цельбоносная Стопа… Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, не исся-кающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Мы его не увидели. Помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываемся к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьем источаемую целеб-ную воду. Воду подает в серебряном маленьком ковшике иеромонах, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным». Все, пришедшие сюда, зна-ют: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки «великой и богатой» милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают. Цельбоносная стопа с источником почитается как первое чудо Почаева. Этому Почаевскому чуду уже более 650 лет. Благоволивши почтить Пресвятую Богородицу и таким образом осчастливить христиан-ский род спасительными средствами, Господь прежде всего отличает эту гору святой Ма-теринской Стопою, дабы затем таким образом уготовить Себе и Своей Матери путь к во-жделенному обитанию между верующими, как во времена позднейшия действительно возсел Он на той же святой горе, как бы на некоем Сионе — в Иконе Своей Пресвятой Ма-тери… Первые документальные сведения о монастыре на Почаевской горе датируются второй половиной XVI столетия, когда монахи из Свято — Духовского монастыря переселяются в Почаевский монастырь. В это же время, в 1559 году, в гостях у владелицы местных земель Анны Гойской пребывал болгарский митрополит Неофит и в благодарность за оказанный ему приём оставил хозяйке икону Божьей Матери с младенцем. Через некоторое время Анна и её слуги начали замечать некий свет, исходящий от иконы. Анна убедила своего брата Филиппа, слепого от рождения, принести молитвы перед этой иконой. И брат её обрел зрение прямо перед чудотворной иконой. Увидев её силу, 14 ноября 1597 года Анна отдала икону в существовавшую тогда Успенскую церковь в Почаеве, и распорядилась основать там мужской монастырь. Почаевская лавра получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божьей Матери, что ознаменовало начало новой эпохи в ее долгой и славной истории. В Успенском храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем драгоценными камнями киоте – находится Чудотворная Икона Богородицы – вторая великая Лаврская святыня. Сам Успенский собор поражает богатством живописи, красок лазури и золота, богатством геометрических линий и форм, богатством пространства. После службы Икона Божьей Матери Почаевской опускается только на несколько часов, чтобы верующие могли приложиться к ней. Когда икона медленно начинает опускаться вниз при первых словах молитвы, стоишь как – будто в ожидания чуда, которое вот-вот должно произойти. Слезы наворачиваются на глаза. Такая там благодать! Чудодейственная икона дарит выздоровление. Возле иконостаса стоят две пары костылей, в подтверждение внезапно выздоровевших, а семинаристы утверждают, что вторая пара появилась всего лишь несколько лет назад. Вернемся с истории Лавры. В 1604 году Игуменом Свято-Успенской Почаевской Лавры становится Иов Железо, родом из семьи православных шляхтичей из-под Коломыи. До этого он 20 лет руководил монастырем в соседнем Дубно. Это был мудрый, с невиданной силой воли человек. Отовсюду к нему шли люди, чтобы излечиться от разных болезней (он был известным костоправом). И в Почаеве Иов сумел наладить монашескую экономи-ку, запустил типографию, подаренную ещё Анной Гойской. Прожив ровно 100 лет, 28 октября 1651 года Иов Почаевский отслужил Божественную литургию и мирно отошёл к Господу. А почти через 8 лет, по видению киевского митрополита Дионисия Балабана, его тело было извлечено из земли, и оно оказалось нетленным. Дата их извлечения (10 сентября по новому стилю) считается днём памяти великого подвижника. Нетленные мощи преподобного Иова Почаевского считаются третьим чудом Лавры. Жизнеописание Почаевского монастыря наполнено волшебными легендами. Одна из них рассказывает, что в 1607 году татарский отряд подступил к стенам монастыря и убил одного старого монаха, шедшего в свою обитель, срезав ему голову. Но монах взял свою голову в руки, донёс её до чудотворной иконы Богородицы и только тогда умер. Согласно другому преданию, в 1674 году один из почаевских монахов, находясь в турецком плену, так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день ее Успения был перенесен обратно в монастырь прямо с кандалами. Ещё одна легенда рассказывает о том, что в 1675 году 50-тысячная армия турков по доро-ге на Львов попыталась захватить Почаевский монастырь. Однако монахи призвали на помощь Богородицу, которая явилась над монастырем вместе с преподобным Иовом. Тур-ки стали обстреливать их образы, но стрелы возвращались обратно, убивая самих невер-ных. Турки спешно ретировались, а монахом даже удалось взять в плен нескольких турец-ких воинов. Все эти и другие легенды изображены в росписях Успенского собора. Во второй половине XVIII века строится Успенский собор Лавры, определяя её нынеш-нее лицо. И вот как это было. Владел этими землями известный магнат Николай Потоц-кий, своенравный и бессердечный. Проезжая неподалеку от Почаева, его карета неожи-данно перевернулась, и граф тут же решил расстрелять безалаберного кучера. Тот же стал усердно молиться Богородице, глядя в сторону Почаевского монастыря. Потоцкий вы-стрелил раз – пистоль дал осечку, выстрелил два – опять осечка. Когда и на третий раз оружие не выстрелило, граф увидел силу Заступницы Почаевской. Этот случай так повлиял на Николая Потоцкого, что он перешёл из римо-католического обряда в греко-католический и выделил более 2 млн. злотых, на которые и был возведен каменный Ус-пенский собор. Потоцкий также добился того, чтобы в 1773 году икона Почаевской Божь-ей Матери была признана чудотворной. Случай с чудесным спасением кучера произвел переворот в мировоззрении Николая По-тоцкого. Легенда рассказывает, что граф обратился с вопросом к Господу, каким образом он может искупить свои грехи, накопленные за предыдущие годы жизни. Господь отве-тил, что для этого нужно построить 7 христианских храмов. Но Потоцкий не расслышал цифру и построил на своих землях 77 храмов. Поэтому на Западной Украине можно уви-деть так много церквей с гербом Потоцких «Пилявой» — семиконечным крестом. В 1833 году монастырь был удостоен названия Лавра. В XIX веке Почаевская Лавра получает большие пожертвования от богатейших семей России, её посетили императоры Николай I (1842 г.) и Александр II (подарил иконостас собору в 1859 году). Здесь в 1846 году по поручению археографической комиссии делал зарисовки Тарас Шевченко. В начале XX столетия в 1906-1911 годах был построен Троицкий собор, который стал увеличенной копией Троицкого собора Сергиевой Лавры, что под Москвой. Архитекто-ром был приглашен А.Щусев, который расписал и иконостас. Мозаики на стенах собора выполнены по эскизам Н.Рериха. Не менее интересна история Лавры и в XX веке. После начала первой мировой войны Почаев был и австрийским, и снова российским, а потом большевистским и, наконец, польским. А с 1939 года сюда приходит советская власть со всеми последствиями. Во время Отечественной войны Почаевская Лавра продолжала действовать, после войны – тоже. Именно в эти годы в монастыре начал свою праведную жизнь Яков Головатюк (1897–1971 годы). Побывав на фронте первой мировой, сбежав из немецкого плена, в 1925 году юноша приходит в Почаев, чтобы служить Богу. В 1932 году его мечта сбывается, и он принимает постриг под именем Иосиф. На протяжении своей долгой жизни, отец Иосиф исполнял различные работы, но особенно он славился как лекарь от физических и душев-ных болезней. Очередь к его домику у монастырского кладбища растягивалась на кило-метры. Его несколько раз пытались убить неизвестные, но каждый раз молитва отца Ио-сифа спасала его от смерти. В 1962 году, когда усилились гонения на церковь, он «отбил» у наряда милиции Троицкий собор, выгнав её из храма. После этого случая, старца арестовали, остригли и поместили в психиатрическую больницу под Тернополем. Долгие месяцы монахи и обычные люди боролись за освобождение отца Иосифа. После выхода из психлечебницы, ему было запрещено возвращаться в Почаевскую Лавру, и он поселился у своих родных в Иловице. Но в холодном декабре 1965 года его племянник вывез уже пожилого старца за село, избил и выбросил в болото. Только через 8 часов его нашли и привезли опять в Почаевскую Лавру, где снова постригли под именем Амфилохий. И ещё 5 лет отец Амфилохий исцелял молитвами едущих к нему со всех концов тогда еще СССР людей. После его смерти 1 января 1971 года и погребения, на его могиле стали происходить чу-десные исцеления. Перед праздником Пасхи 2002 года мощи старца были извлечены из земли, и они оказались нетленными. И это – четвёртое чудо Почаевской Лавры. 12 мая 2002 года преподобный Амфилохий Почаевский был причислен к лику святых. Удивительное явление, которое наблюдали тысячи людей: во время канонизации препо-добного Амфилохия на голубом небе появился крест из белых полос. С раннего утра и до 5 часов вечера открываются для поклонения нетленные мощи пре-подобного Иова, игумена Почаевского и мощи преподобного Амфилохия Почаевского, которые почивают в Пещерном храме. Балдахин над ракой преподобного Иова в Пещер-ной церкви, сделанный из белого каррарского мрамора является лучшим украшением Лавры. Попасть в Пещерную церковь можно, только обойдя Успенский собор. Стены со-бора расписаны фресками отечественных святых. Лавра небольших размеров и радовало то, что Странноприимная расположена прямо на ее территории, что очень удобно. На первом этаже гостиницы — огромная трапезная, где все очень недорого и вкусно. Территорию охраняют волынские казаки. Они же следят за порядком в храмах и гостини-це. Не забалуешь. Ребята строгие, но отзывчивые. Практически все говорят на русском, так что комплексов по поводу «моя-твоя не понима» не было. Службы в храмах тем более проводят на русском… Все четко расписано по времени. Утро в Лавре начинается в 5 часов с полуношницы в Свято-Успенском соборе. Братия присутствует почти вся, освещение — только свечи и лампады. Благолепие… Затем в 6.00 — Акафист Божией Матери «Почаевской», во время которого икону опускают для поклонения. Затем в 6.15 Литургия в Пещерном храме, в 9.00 Литургия в Успенском соборе. Везде для поклонения находятся чудотворные иконы, списки с иконы Божией Матери «Почаевская». В это же время в Пещерном храме служится акафист Святым Иову Печерскому и Препо-добному Амфилохию, мощам которых там можно и поклониться. С 10.30 открывается вход в пещеру Святого Иова, в которую преподобный Иов удалялся иногда на несколько недель молиться. По преданию из пещеры человек, имеющий тяжкие неисповеданные грехи, сам выйти не может. Нам рассказали, что в таком случае зовут монахов, которые исповедуют в пещере, и тогда только человек может вылезти. Днем идет отчитка в Свято — Троицком храме. Попасть туда можно только по благослов-лению священника Лавры. В 17 часов Вечерняя служба в Успенском соборе. Как я уже говорила, в Лавре хорошая иконная лавка, там есть все или почти все. Привле-кают внимание к себе книги, отпечатанные в самом монастыре, их больше нигде не най-дешь. Купила несколько книг для себя и в подарок. Там же можно взять бесплатные бро-шюры «Почаевский листок». А в киоске в экскурсионном бюро всего за 3 грн. (12 рублей) можно купить благословление — разрешение на фотосъемку в храмах, на территории лавры можно фотографировать бесплатно. Уже дома посмотрела замечательные снимки Почаева — столько солнца! У нас можно просто забыть, что такое чистое небо и свет небесный. А представьте, как скучает за све-том Нетварным душа, а мы ее и услышать не всегда можем. Почаев — одно из тех мест, где душа не просто говорит, а поет. Кстати, в Почаевской Лавре еще с древних времен полу-чило развитие хоровое искусство. Именно с той поры почаевский распев считается клас-сикой церковных песнопений. Прикупила по случаю два диска с записями Почаевского хора, которым заслушивались на Литургиях. Сейчас Свято – Успенская Почаевская Лавра — это крупнейший просветительский центр, где работают типография, школы и мастерские по золоту, изготовлению иконостасов, пе-реплетная. С 1887 года издается еженедельный журнал «Почаевский листок». В обитель постоянно едут паломники не только с Украины, но и из России. Впечатлений от поездки осталось много. Даже не воцерковленные люди уезжают из Лавры со слезами на глазах. Такая там благо-дать. Почаевская Свято-Успенская Лавра – одна из величайших святынь православного мира. Попадая в эти края, сразу чувствуешь необычайную энергетику этой земли. Однажды побывав в Почаеве и его окрестностях, непременно хочется вернуться туда снова, чтобы насладиться красотой окружающей природы, прикоснуться к чудесам. Но помните: чудеса открываются только тем, кто по-настоящему в них верит!

Тиша(1664)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *