Церковь Преображения Господня в д. Оксочи 1897

Оксочи-Преображения-Господня(1897, каменная). Само название «Оксочи» происходит от местоположения села около соч, т.е. около сочных (болотистых) мест. Село принадлежит к числу древнейших погостов бывшей Новгородской области. Основание его относится, вероятно, к первым векам утверждения христианства на севере Руси. В старину село, расположенное вдали от судоходных рек и больших дорог, среди дикого лесного края, было бедным и глухим уголком. С течением времени Оксочи изменили свой вид. Со второй половины 19 века с проведением Николаевской железной дороги, прошедшей недалеко от села, данная местность значительно оживилась и сделалась пригородной. С 80-х годов 19 века, когда по упразднении небольшого участка старого полотна железной дороги, сделан был обход, и новая линия прошла близ самого села, оно и его приход благодаря своему здоровому климату сделались излюбленным местопребыванием для помещиков и дачников. В это время в приходе села Оксочи насчитывалось до 30 помещичьих усадеб, а летом каждый свободный уголок, даже в крестьянских избах отдавался под дачу. В связи с этими событиями в жизни местности стоит и постройка нового храма. Старый деревянный храм Преображения Господня по клировым ведомостям существовал с 1762 года. По своим небольшим размерам и внешнему виду он не соответствовал росту прихода и села, возникла потребность в более обширном и благолепном храме. Начало его постройки положено было пожертвованием одного из прихожан крестьянина деревни Радомли Семена Сергеева, оставившего перед смертью на это дело капитал в 12 тысяч рублей. Кроме того, с упразднением старого полотна Николаевской дороги, 7 апреля 1889 года Высочайше пожертвованы были на постройку храма материалы, заключавшиеся в остатках веребьенского железнодорожного моста и каменной трубе, давшие гранит для фундамента и кирпич. Но этого было слишком мало для храма, стоившего не менее 70 тысяч рублей. Трудное дело постройки храма осуществилось лишь благодаря заботам и неистощимой энергии местного настоятеля священника Петра Васильевича Ильинского, неутомимо ходатайствовавшего о нуждах своей церкви перед разными ведоствами и привлекавшего благотворителей. Нашлись благотворители, часто неизвестные, нередко из лиц, имевших самое отдаленное отношение к селу Оксочи, и вырос во всем великолепии обширный и красивый храм, которым мог полюбоваться каждый проезжающий по Николаевской железной дороге. Новый храм был расположен около самого полотна железной дороги, на возвышенном месте, так что далеко виден, особенно подъезжающим к селу по направлению от Москвы. На высоком гранитном фундаменте возвышалась главная часть, пятиглавая, высотою с крестом 49 сажен, к линии железной дороги выходила колокольня высотою в 20 сажен. По внешнему виду храм похож скорее на городской, чем на сельский, и очень изящен, благодаря красивому расположению центральных окон и главного фонаря, легко взлетающего над всей каменной массой. Красива и колокольня, построенная в русском стиле 17 века. План храма составлен архитектором Николаевского вокзала в Петербурге Соболевским. Внутри храм очень светел, раскрашен светлыми колерами, гармонирующими с золотым иконостасом. Средний алтарь был освящен в память Преображения Господня, так что древнейший главный храмовый праздник сохранился и при новом храме. Правый придел освятили в честь благоверного князя Владимира, а левый ¬– в честь святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских. 22 июня, канун освящения храма, было посвящено поминовению усопших, и после обедни торжественно перенесены в новый храм из старого деревянного и помещены в отдельных киотах две чтимые местно иконы: Тихвинской Божьей Матери и Преображения Господня. Еще к обедне в этот день собралось множество народа не только из Оксочского, но и из соседних и даже дальних приходов. Весь день со всех сторон подходил народ, так что к вечеру собрались тысячи. 23-го, рано утром совершена была утреня, а в 9 часов ударили в колокол к торжеству освящения храма. Новый храм торжественно освятил Высокопреосвященный Феогност. Умилительный обряд освящения и столь редкое для деревни архиерейское служение произвели на молящихся неизгладимое впечатление. Сиял во всем праздничном уборе и сам храм. К торжеству освящения прибыли товарищ министра финансов тайный советник В.Н. Коковцов, уездный предводитель дворянства действительный статский советник барон В.П. Розенберг – оба прихожане Оксочской церкви, главный инженер Николаевской железной дороги О.А. Турцевич, санкт-петербургский купец М.М. Мартынов, самый щедрый благотворитель на новый храм. Храм Преображения Господня простоял лишь до 1942 года, он был взорван в июле месяце, так как стоял у самой железной дороги и был хорошим ориентиром для обстрела вражеской артилерии. Старожилы рассказывают, что за первым приказом о подрыве храма пришел второй приказ, оставляющий святыню в целости, да не успел он, минеры сделали свое дело.

Тиша(296)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *