Курс «Мир народной культуры»

Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов. Однако, с другой, — буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков – техносфера, — в технобесие, ибо ее совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, зачастую лишено смысла. И самое страшное в происходящем сегодня – не гонка вооружений, сделавшая реальностью самоуничтожение человечества, не надвигающаяся экологическая катастрофа (замечу, что экологические бедствия были причиной исчезновения не только многих племен и групп людей, но и целых цивилизаций), но разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести…

В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы.

Сегодня духовно-нравственный кризис общества обусловлен неукорененностью человека в социуме, отрывом от национальных основ, потерей прежде всего национальных скреп, удерживающих человека в сфере традиционной морали. Поэтому оптимальной линией в развитии образования должна стать линия сохранения и обогащения национальных культур.

Здесь большое место отводится русской культуре и Православию, которые несут в себе универсальное содержание.

Именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни и русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя.

История Православия, а, следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих произведений литературы и искусства, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком — невозможно любить Россию, не зная её генетической памяти народа.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал – лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это и прикладное искусство — богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения,- традиции которого живы до сих пор. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс «МИР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».

Основные задачи курса:

1. Дать сведения об основных православных понятиях и представлениях.

2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви.

3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государсвеннообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.

4. Дать знания о православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до учащихся смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению учащимися православного искусства.

5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни и на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

6. Ввести учащихся в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Введение курса «МИР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» предполагает множество форм, методов и средств, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, изучающих этот курс. Среди форм обучения, наряду с классноурочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – просмотр слайд — фильмов, использование аудио — и DVD записей и технических средств обучения, посещение храмов, паломнические поездки в знаменитые монастыри, виртуальные экскурсии, посещение святынь, восстановление исторических и церковных объектов, святынь русского народа, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

Программа дает возможность получить учащимся основы курса православной культуры.

Задачи курса для учащихся 5 – 9 классов.

Этот период является переходным в жизни человека, поэтому очень важно в изучении курса сделать упор на морально – интеллектуальное развитие и основой изучения сделать историю.

Изучаются здесь и основные понятия Православия. Важной частью этого раздела должно стать изучение истории Православия родного края, его монастырей и храмов. Помимо теоретического знакомства предполагается и их посещение. В изучении храмового и православного искусства могут войти такие темы, как православные храмы России, главные православные иконы, православная музыка и литература и т.д.

Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. История гонений на Церковь, русская церковная история, жития святых и великих деятелей России представляет собой замечательный материал. Думается, что через историю, связанную с современностью, подростки смогут правильно сформировать отношение к семье, окружающим, Родине и родной природе.

Задачи курса для учащихся 10 — 11 классов.

К этому времени у учащихся должна быть заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления вопросов православной культуры. Этот период в изучении православной культуры является обобщающим.

Особое место следует придать личному отношению ученика, его позиции к изученному материалу. Он должен осознать себя и свою позицию в окружающей его духовно — нравственной, социокультурной среде.

Так же следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества, неотделимой частью которого является Православие. В курс включается изучение таких понятий, как Вера, Благодать, Спасение, Освящение, Воздаяние.

В то же время продолжается знакомство с христианским зодчеством, живописью, литературой и другими видами искусства.

Все это призвано помочь определиться каждому ученику в современной социальной обстановке. Он должен показать положительный характер нравственных основ в православном понимании мира, общества и человека и их универсальный характер.

Знания, умения и навыки,которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «Мир народной культуры» предполагается получение школьниками энциклопедических, богословских, историко-культурологических знаний в области Православия, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией, историей русской художественной культуры IX – XVII веков.

Учащиеся должны знать историю, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в результате освоения курса должны уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Предполагаемый результат.

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо — эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Планирование.

5 класс. «Славянская мифология. Христианские Святые в народных представлениях». 34 часа.

6 класс. «Мы и наша культура». 34 часа.

7 класс. «Православие — культурообразующая религия России» 34 часа

8 класс. «Храм души». 34 часа.

9 класс «Архитектура. От древности до XVIII века». 34 часа.

10 класс. «Мир народной культуры». 34 часа.

11 класс. «История русской художественной культуры IX – XVII веков». 34 часа.

Примерный тематический план рассчитан не только на лекционное время, но и включает в себя знакомство с памятниками православной культуры города и района, области, Северо – Запада, Центральной России в форме паломнических поездок.

Русская художественная культура от Древней Руси до конца XIX века (планирование 8 — 9 класс скачать)

Тиша(634)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *