Музейный Санкт — Петербург 15 февраля 2014

Ледокол «Красин» – легендарное судно, более 50-ти лет бороздившее моря и океаны. Ледокол пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.
Создание ледокола «Красин»
В 1899 году по проекту вице-адмирала флота России Степана Макарова в Англии был построен ледокол «Ермак», обеспечивающий проход судов в Арктике. Через несколько лет стало очевидно, что одного такого судна недостаточно и было разработано техническое задание на создание второго такого же мощного ледокола. Из-за высокой стоимости проекта заказ не был размещен и вспомнили о нем лишь через несколько лет, когда Архангельск стал важнейшим внешнеторговым портом России. Однако, из казны было решено выделить деньги на строительство двух небольших судов, не способных справиться с ледовой обстановкой Белого моря. Решающим оказалось мнение морского министра И.К. Григоровича «Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно». Благодаря этому и было принято решение о строительстве судна с тремя винтами мощностью 10 тысяч лошадиных сил.
Строительство ледокола, получившего имя старинного былинного богатыря Святогор, велось с января 1916 года на заводе в городе Ньюкасле в Англии. 1 октября 1916 года он был зачислен в состав русского военного флота и после испытаний, прошедших в марте 1917 года, вошел в состав флотилии Северно-Ледовитого океана и 31 марта 1917 года на судне был поднят Андреевский флаг.
В начале 20 века Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана и два ее линейных ледокола «Ермак» и «Святогор» были самыми мощными в мире.
Из истории ледокола «Красин»
1 августа 1918 года по приказу командования для преграждения пути английским интервентам к Архангельску судно было затоплено на фарватере реки Северная Двина. Ледокол «Святогор» затопили неудачно и вскоре англичане его подняли и до 1921 года он ходил под английским флагом. В августе 1921 года при личном участии первого народного комиссара внешней торговли Леонида Борисовича Красина судно было выкуплено у Англии.
В 1927 году после смерти посла и министра внешней торговли Л.Б.Красина судно получило его имя, а 8 октября 1928 года оно первым из судов торгового морского флота награждается Орденом Трудового Красного Знамени.
Подвиги ледокола «Красин»
В мае 1928 года выдающийся итальянский дирижаблестроитель и путешественник генерал Умберто Нобиле возглавил экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. Успешно добравшись до цели и спустившись до высоты 100 метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и деревянный крест, который им передал папа Пием XI. На обратном пути 25 мая дирижабль потерпел катастрофу и передал сигнал бедствия. 25 июня шведский пилот Лундберг снял с дрейфующей льдины в районе Земли Франца Иосифа получившего травмы генерала У. Нобиле. Ледокол «Красин» 12 июля сумел пройти к льдине и спас оставшихся в живых членов экспедиции.
Этим же летом красинцы получили сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Матросы помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в порт Норвегии.
В 1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря был проведен караван судов. В 1932 году судно освободило из ледового плена ледовый теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек. За годы своей работы оно побывало в районах крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли в свободном плавании. В 1933 году оказывалась всяческая помощь работающим на Новой Земле промысловикам. Им доставлялись грузы, в том числе продовольствие и медикаменты, оказывалась медицинская помощь и забирались тяжелобольные. Судно дошло до мыса Желаний и Русской Гавани, Крестовой Губы, проводило караван судов к берегам Тикси и Нордвик, где шла добыча нефти.
Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» стал военным кораблем и участвовал в проведении северных морских конвоев, во время которых доставлялись грузы союзников с берегов Великобритании и Исландии в Мурманск и Архангельск. Авиация и подводные лодки фашистской Германии базировались на оккупированной захватчиками территории Норвегии и постоянно атаковали проходящие рядом полярные конвои. Героически проявили себя моряки во время конвоя PQ-15, когда в караван было включено 26 транспортов, следовавших из Рейкьявика в Мурманск. Ледокол «Красин» отбивал непрерывные атаки немецких самолетов и прикрывал следующий за ним плохо вооруженное ледокольное судно «Монткальм». К сожалению, до Мурманска дошли только 22 судна каравана. Какое важное значение имели морские конвои, говорит тот факт, что Гитлер обещал наградить высшей наградой Германии – железным крестом того, кто потопит или выведет из строя ледокол.
В 1942-1943 годах судно провело десятки судов сквозь льды Карского, Белого моря и моря Лаптевых. В 1942 году оно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северно-морскому пути. Во время атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер» оно увело караван во льды северных широт и спасло их. Более 300 его моряков за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.
Ледокол «Красин» на службе науки
В конце 50-х годов был выполнен капитальный ремонт и реконструкция судна, а 1 апреля 1972 года оно было передано Министерству геологии РСФСР для проведения геолого-разведовательных работ в районах крайнего Севера. Судно было переоборудовано и оснащено дополнительными источниками электроэнергии, позволяющими береговым установкам выполнять бурение нефтяных скважин. После переоборудования судно снизило свою ледопроходимость и было переведено в класс научно-исследовательских. В 1976 году был создан новый дизель-электрический ледокол «Красин» и чтобы избежать путаницы научно-исследовательское судно переименовали в «Леонид Красин» Арктической нефтегазоразведочной экспедиции. Оно выполняло работы в Баренцевом и Гренландском морях, на Шпицбергене, а последнее его плавание прошло в 1998 году.
Музей «Ледокол Красин»
С 20 февраля 1992 года судно является памятником истории государственного значения, а 16 мая оно было зарегистрировано во Всероссийском реестре музеев. В 1995 году здесь открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана и сейчас это один из самых популярных музеев Санкт – Петербурга.
Во время обзорной экскурсии мы осмотрели каюты, капитанский мостик и штурманскую рубку. На судне развернуты постоянные и временные экспозиции.
Одна из главных задач музея – сохранить судно, которое 35 лет с момента постройки было самым лучшим ледоколом мира. Ледокол «Красин» не зря называют легендой российского флота – в 2017 году ему исполнилось 100 лет.
Второй музей – крейсер, который мы посетили – это Крейсер 2-го ранга «Аврора». Он является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И вовсе не потому, что крейсер участвовал в Октябрьской революции. А скорее потому, что это один из немногих кораблей такого возраста в мире доживший до наших дней.
Кроме Авроры в мире осталось только 2 корабля-музея такого класса и такого возраста. Это японский броненосец «Микаса» (1900) и греческий броненосный крейсер «Авероф» (1910). Примечательно, что с «Микасой» «Аврора» встречалась в Цусимском сражении.
А если бы не участие в революции, то «Аврора» вообще вряд ли дожила бы до наших дней. Ведь на поддержание исторической реликвии тратились большие деньги. Без своей исторической роли обветшалый, латаный-перелатаный корабль был бы давно пущен на слом. Ведь крейсер получил множество пробоин в Цусимском сражении, пережил разруху во время Гражданской войны, 3 года пролежал полузатопленным на дне финского залива во время Великой Отечественной, подвергаясь постоянным обстрелам. Гламурные послеперестроечные вечеринки тоже не добавили кораблю жизни.
Конечно, облик крейсера далёк от исторического. Сохранение подобного корабля требует компромиссов. Но для истинного ценителя истории российского флота это не очень важно. Главное — возможность посетить настоящий боевой крейсер, на котором Андреевский флаг был поднят более 100 лет назад.
Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.
«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.
Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.
Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.
С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.
28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.
В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.
Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».
В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.
В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.
С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.
Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.
В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.
С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.
В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.
В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.
26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.
В состав музейной экспозиции, расположенной на батарейной палубе крейсера, включен матросский кубрик, обстановка которого восстановлена по фотографиям. Подробно рассказывается о Цусимском сражении.
Главное место в экспозиции — участие «Авроры» в Октябрьском вооруженном восстании. Большое внимание в экспозиции музея уделено периоду Великой Отечественной войны.
Надо отметить, что в музее содержится много экспонатов, рассказывающих не только об «Авроре», но и об истории российского и советского флота.
Для тех, кто живёт на Кондратьевском в Санкт — Петербурге, ездит туда на работу или назначает поблизости встречи, существует ориентир, который ни с чем не спутаешь, — подводная лодка. Обычно именно у неё просят остановить водителей пассажиры местных маршруток. Только вот сам вид подлодки в ничем не примечательном питерском дворе вызывает удивление и много вопросов.
Спереди стоит перископ, больше напоминающий пушку, чуть подальше – якорь, а вокруг — добросовестно раскрашенные в бело-красную полоску торпеды и снаряды. Рядом с рубкой есть даже люк, через который обычно попадают в подводную лодку. Рубка когда-то принадлежала подлодке послевоенного периода, 641-ого проекта, и доставлена, как и большинство экспонатов, из Северодвинска, где утилизируют подводные лодки. Во дворе её установили в 98-ом, примерно через год после открытия музея.
Самое интересное — внутри. Но экскурсии туда проводятся только в теплое время года, с мая.
Но и якорь, и снаряды, и люк, и перископ – всё настоящее. И оказалось там не из-за странных эстетических пристрастий районной администрации. На первом этаже дома №83, рядом с торцом которого и возвышается рубка, находится государственный «Музей истории подводных сил России имени А.И.Маринеско». Над входом висит едва заметная табличка — только скромный щит, стоящий на обочине проспекта, выдаёт, что где-то рядом музей. И, конечно же, «подводная лодка». Помещение музея, с планировкой как внутри подлодки, не больше десяти метров в длину.
До того, как оказаться на Кондратьевском, часть экспозиции располагалась в школе №189 Центрального района: тогда существовала даже специальная группа учеников (она называлась «Поиск»), разыскивавших фотографии и вещи подводников. Выставка просуществовала до середины 90-х. На Кондратьевский музей переехал потому, что поблизости находится Богословское кладбище: там похоронены подводники, Герои Советского Союза Александр Маринеско и Николай Лунин.
В этом музее можно посмотреть на картины и эскизы петровских времен, изображающие различные варианты «потаенных судов». Удивительно, но идея о создании кораблей, которые могли бы тайно бороздить морские просторы, возникла уже тогда, более того, проводились даже эксперименты по сооружению оных.
Особенно занятными могут показаться любопытному посетителю такие необычные экспонаты как, например, консервы с водой, таблица перестукиваний между отсеками в случае аварии или самая настоящая торпеда «в разрезе», с комментариями ко всем частям и деталям. Большое количество экспонатов — различных предметов и документов — посвящено знаменитому командиру подводной лодки С-13, чьим именем и назван музей, капитану Александру Маринеско.
Немаловажная часть экспозиции посвящена самым последним годам в истории подводного флота, и в частности трагическим событиям, связанным с гибелью подводной лодки «Курск». Здесь можно ознакомиться с дневниками, обнаруженными на «Курске», с материалами по спасению экипажа и подъему подводной лодки.
Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге находится в конце Невского проспекта. Ее территория, расположенная между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом, представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.
История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.
Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.
По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.
Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.
Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.
В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.
В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.
Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776-1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.
В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.
Некрополь Алексанро-Невской лавры
На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.
Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября — день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.
Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Здесь можно посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Тиша(42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *