По стопам Вещего Олега. 2008

«Малая Вишера» 24 июня 2009 год (поездка состоялась год назад)

Что мы знаем о земле, на которой живем? Какие тайны она хранит в себе? Языческие капища, древние крепости, православные храмы… Свидетелями каких событий они были? А кто жил в этих местах в доисторические времена? Ладога… Древняя седая старина, о чем ты молчишь? Первая столица Руси, легендарный форпост на пути из варяг в греки, место, где зарождалась история нашего государства, — Старая Ладога – сегодня является местом паломничества туристов со всего света. Людей привлекают уникальные древние памятники, неповторимый природный ландшафт, лабиринты пещер, верно хранящие тайны ушедших эпох. В один из летних дней приехала сюда с ребятами и я. Невозможно было устоять перед притягательной возможностью своими глазами увидеть места, где легендарный Рюрик занял княжеский престол и сильной рукой объединил северные племена. Захотелось пройти мимо крутого берега Волхова и величественной сопки, где нашел вечный покой основатель русской державы князь Олег Вещий, посетить город, откуда берет исток российская державность, где древняя Русь обретала свою мощь. Старая Ладога стоит на берегу Волхова в Ленинградской области. Некогда же она была одним из крупнейших городов в Древней Руси и соперничала с Великим Новгородом. Но старинная крепость и соборы до сих пор вызывают восхищение. Согласно летописной легенде, именно сюда в 862 году призвали варяжского князя Рюрика. Уже в первой половине Х века, едва ли не первая среди русских городов, Ладога строится в камне, благо местного белого известняка вокруг завались, и, когда смотришь на крепостную стену, сложно понять, где кончается известняк берегов Волхова и начинается крепостная стена. Самая древняя каменная крепостная стена имела в высоту почти два метра, что гарантировало городу, стоящему на оживленном торговом пути «Из Варяг в Греки», почти абсолютную безопасность. В 1164 году крепость впервые приняла бой с 55 шведскими судами-шнеками. Горожане подожгли дома, чтобы не дать противнику укрепиться на подступах к крепости. Шведам не удалось взять Ладогу, и флотилия вынуждена была отойти в Ладожское озеро, где ее и настигла новогородская рать. Разбила, конечно… В 1313 и 1338 году шведы вновь пытались овладеть Ладогой, и вновь у них ничего не вышло. А в 1446 и 1500 годах Ладожская крепость ремонтировалась и укреплялась. Так и не удалось врагу взять древнюю столицу Руси силой, а вот изменой — удалось. В Смутное время, в 1610 году, отряд шведских наемников во главе с Якобом Делагарди, изменив русскому царю, занял Ладожскую крепость, и вновь к России она отошла лишь по Столбовскому миру 1617 года. Последнюю в своей истории осаду пятитысячного шведского отряда ладожские стены выдержали во время Северной войны, в 1701 году. А двумя годами позже город Ладога получил обидную приставку «Старая» — в противовес Новой Ладоге, судостроительному и рыбацкому городу на Ладожском озере. С выходом России на берега Балтики и основанием Петербурга торговое и военно-стратегическое значение Старой Ладоги теряется, и город постепенно ветшает. Все это и превратило Старую Ладогу в маленькую деревушку, коей она сейчас и является. Ныне же Старая Ладога — это место для отдыха души. С большим удовольствием и наслаждением мы гуляли по территории старой крепости. Мы ходили по зеленой траве крепостного двора, дыша сиренью; а мальчишки не удержались от соблазна и слазали в узкие, темные и сырые ходы Таничкиной пещеры. Ребята поднялись наверх, на крепостную стену. Представляю, какой восторг вызвала у них, стоя на белоснежных развалинах крепостных стен, увиденная панорама, если даже у меня (а я стояла у подножия стены), перехватило дух, когда любуешься широкой лентой Волхова и курганом у реки, на котором, по легенде, и повстречал свою гробовую гадюку князь Олег. Ребята поднялись на развалины Стрелочной башни, уперевшись о древние камни, и может быть, кто-то из мальчишек почувствовал себя даже варяжским приглашенным топ-менеджером князем Рюриком, который некогда стоял на высоком берегу Волхова у слияния его с речкой Ладожкой. Как я уже говорила, по реке Волхов проходили варяжские торговые пути, а сама Старая Ладога была основана именно как один из опорных пунктов этих путей. Поэтому неудивительно, что именно Староладожская крепость была выбрана местом проведения военно-исторического фестиваля по раннему средневековью, который и был целью нашей поездки. Как оказалось, военно-исторический фестиваль «Старая Ладога» задуман как ежегодный праздник по истории раннего Средневековья. Проводится он здесь уже в четвертый раз в последние выходные дни июня. Еще непосредственно перед въездом в деревню со стороны города Волхова, среди так называемых «сопок», мы попали в созданный руками реконструкторов военный лагерь викингов, подобный тем, какие могли видеть обитатели приладожских земель в стародавние времена. «Сопки» — ещё один исторический памятник Старой Ладоги – являются погребальными курганами, созданными на рубеже IX-X веков. Разнообразные варяги со своими жёнами, чадами (на одном варяжском ребятёнке мы заметили памперс) и домочадцами заполонили пространство между могильниками. Раскинуты шатры, горят костры, булькает в котлах нехитрая походная снедь, тянется дым над курильницами, предназначенными для охраны жителей лагеря от злых духов. Изумленные бродили мы среди шатров, и такое ощущение, что словно попали в военный лагерь эпохи викингов. В фестивале принимали участие самые разнообразные исторические клубы: московские клубы «Белая Рысь», «Ратник», «Ратибор», питерские «Ладога», «Северный Путь», «Черный Ворон», новгородский клуб «Черный Вепрь», «Черное копье» из Брянска. С нетерпением мы ждали, когда начнется само представление. Одной из самых ярких страниц фестиваля, конечно, были парные поединки и, конечно же, боевые коллективные столкновения, в которых одновременно участвовало до трехсот человек, вооруженных историческим оружием. Это наиболее красочная и драматическая страница фестиваля, историческая реконструкция — это поистине полное погружение в реальность. На территории крепости были воссозданы знаменитые бои. То же оружие и доспехи — примерно IX-X веков. Одежда соответствует одежде рыцарей. Особенно среди всех исторических клубов выделялся исторический клуб «Черный ворон» из Петербурга. Интересным был и московский клуб «Ратибор». Рыцари сражались с настоящим скандинавским напором — на поле никаких поблажек. Были даже небольшие ранения. Видно было, что доспехи у ребят очень тяжелые, а вот оружие — напротив — легкое. Все это сопровождалось игрой на волынке. Ощущение – просто теряешься во времени – как будто ты действительно находишься в веке IX-X и живешь жизнью этих рыцарей и их прекрасных дам. А так как мы сидели перед самым ограждением, и все происходящее было как на ладони, экстрим был ну просто полнейший, особенно когда в полуметре от тебя как раз и проходили эти «парные» поединки! Общий восторг вызвало боевое столкновение двух «стенок» викингов. Но как оказалось – это была лишь разминка. После перерыва прибыло подкрепление, и тут-то и выяснилось, что стычки в крепости были просто репетицией перед настоящим боем. На поле «стенка на стенку» сошлись человек 250-300. Воздух дрожал от боевых кличей «Дави москалей!», «Питер, держись!», «Кирпичников – наш бог!» ( при чем тут Кирпичников, я так и не поняла и уже дома, порывшись в справочниках, выяснила, что Анатолий Николаевич Кирпичников – специалист в области истории, археологии, культуры и архитектуры Древней Руси, возглавляет Староладожскую археологическую экспедицию, знаток Древней Руси и фанат Старой Ладоги). Перед строем москвичей плясал шаман, петербургские викинги обращались за помощью к своему покровителю – грозному богу по имени Поребрик. Численный перевес был на стороне Москвы. Но после того как Владимира Ленского, вождя викингов Петербурга, одолели в неравном бою – он сражался один против четверых, московский клуб «Ратибор» перешел на другую сторону. То ли силы стали равны, то ли помогло шаманство зрителей, хором выкрикивающих магические заклинания «Зенит – чемпион!» и «Бу-лоч-на-я!» ( мы так и не поняли – причем тут «Зенит» и тем более булочная?), но в решающей битве москвичей разгромили. Оставшиеся в живых бойцы побратались прямо на поле боя, над телами павших товарищей. Впечатления от боевых схваток остались очень даже яркие. На фестивале можно было не только посмотреть, но и купить украшения, изготовленные средневековыми мастерами, приобрести оружие и доспехи – покупателям мечей оружейники выдавали справку о том, что «данный меч не является холодным оружием». Интересно было наблюдать за группой туристов МВД, прибывшая в IX век под формальным предлогом «следить за порядком». Они стояли напротив нас и внимательно изучали боевой опыт своих предков, бурно обсуждая отдельные моменты боев. К слову, жители Средневековья к визитам гостей из XXI века относятся без всякой агрессии и с полным пониманием – разрешают себя фотографировать и соглашаются сфотографироваться вместе с гостями, чем мы и воспользовались в перерыве. Мальчишки с удовольствием держали щиты и примеряли шлемы. Кстати, как выяснилось, эти средневековые жители века так IX умеют обращаться с предметами материальной культуры будущего – сотовыми телефонами и цифровыми фотоаппаратами. Жаль было уходить из крепости и расставаться с такими прекрасными рыцарями, но на память остались фотографии и маленькие кусочки видео боев. Прогулку по Старой Ладоге мы завершим осмотром древнего СтароЛадожского мужского монастыря святителя Николая. Время основания этой обители неизвестно. Местное предание сообщало о том, что монастырь был основан в конце XIII века в честь Невской победы князя Александра Ярославича над шведами. В данное время в монастыре идут большие восстановительные работы, реставрирована только церковь святителя Иоанна Златоуста. Мы зашли в церковь поклониться мощам святого Николая Чудотворца, которые перенесены сюда пока восстанавливается Никольский собор. Погуляли по территории монастыря, зашли в церковную лавку. День был солнечный и яркий. Яркими остались у нас и впечатления от этой поездки.

Тиша(131)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *