Великий Новгород 20 мая 2017 года

Заканчивается еще один учебный год, скоро наступят долгожданные летние каникулы. Уйдут из памяти какие – то моменты школьной жизни, но очень хотелось бы, чтобы впечатления о майской поездке в Великий Новгород оставались у моих ребят как можно дольше.
Началась наша экскурсионная программа в музее изобразительных искусств, где экскурсовод Новгородского музея-заповедника Митюль Галина Васильевна провела для ребят экскурсию по выставке «Россия Ильи Глазунова».
Выставка предоставлена Московской государственной картинной галереей народного художника СССР Ильи Глазунова. Это 40 известных работ разных лет, вошедшие в циклы «История России», «Поле Куликово», а также иллюстрации к произведениям русской классической литературы. В состав выставки вошли и произведения на религиозные сюжеты.
Запомнилась учащимся самая известная картина И. С. Глазунова «Русский Икар», которая поражает своей пронзительной искренностью, высоким эмоциональным накалом.
Илья Глазунов – народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств, академик, обладатель множества других почетных званий. С Новгородом и Новгородской землей Илью Сергеевича связывают личные переживания и тяжелые воспоминания о военных годах. Этим воспоминаниям посвящено произведение «Новгородская деревня Гребло. Озеро Великое». Его картина «Господин Великий Новгород», вошедшая в золотой фонд отечественного изобразительного искусства, звучит как былина о Русском Севере, в которой автор воспевает красоту и мощь собора Юрьева монастыря, где на фоне грозовых, сумрачных небес изображена женщина в синем узорном платке. От этого образа веет чистотой и благородством.
Привлекли внимание яркостью образов и декоративностью произведения Ильи Глазунова «Иван Грозный», «Легенда о царевиче Дмитрии», «Князь Олег и Игорь», «Русская красавица», вошедшие в цикл «Образы России». Они производят впечатление не только яркими образами, но и невиданной техникой исполнения, включающей применение металла, тканей, парчи, жемчуга, дерева.
Еще одной из центральных для творчества художника является картина «Вечная Россия». Художник показывает нам в одной картине всю историю России.
Это полотно Илья Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Мировое искусство не знает примера подобной картины, как по своему содержанию, так и по своей сложности.
В этой картине Глазунов выступает прежде всего как историк. Размер картины 3 х 6 м.
Картина «Вечная Россия» — учебник русской истории в ее подлинном величии, песнь славе нашей державы. Говорят, что «иконы — это книги для неграмотных». Картины Глазунова — это открытые книги для всех, кто хочет знать и лучше понимать Россию.
Сегодня по многообразию творческих устремлений и свершений равных Илье Сергеевичу Глазунову нет.
Знакомство с великим мастером, с изумительным искусством, которое нас возвращает в прошлое, дарит всем самые теплые чувства.
После прогулки по территории Новгородского кремля, посещения Новгородского соколиного двора и вкусного обеда в трапезной Софийского собора мы отправились в библиотеку Софийского собора, где нас гостеприимно встретила хозяйка «книгохранильни» Маргарита Евгеньевна Антонова.
Маргарита Евгеньевна рассказала нам о создании книжных палат прошлого и современности, а также о том, как книга может помочь обрести веру.
Библиотека появилась в Софийском соборе по благословлению Ярослава Мудрого, которое выполнил его сын князь Владимир. В ней насчитывалось около двух тысяч рукописных книг, а также старопечатные издания. Здесь хранились такие выдающиеся книги как Астромирово Евангелие, Изборник Святослава, Путятина Минея, Геннадиевская Библия. К слову, для хранения использовались не стеллажи, а закрытые шкафы, которые обеспечивали большую сохранность книг.
Новгород Великий был одним из древнейших центров русского книгописания. Едва ли не самым старым русским книжным собранием стала библиотека при Софийском соборе. На протяжении столетий в ней накапливались не только богослужебные, но и светские книги. С конца XV века из Новгорода стали вывозить книги самые старинные и роскошные московские великие князья и иерархи, переходившие с новгородской кафедры на пост главы русской церкви такие, как митрополит Макарий и патриарх Никон.
В XVI—XVIII столетиях библиотека кафедрального Софийского собора пополнилась за счет поступивших книг из церквей и монастырей Новгородской епархии: из Андреевского монастыря на Ситецком острове в XVI веке поступило 13 книг, из них две Четьи книги — житие Андрея Юродивого и Пролог; из Хутынского монастыря — 11 книг. С XIV века в монастыре было свое книгописание. Среди книг, пополнивших Софийскую библиотеку из монастырей Новгородской епархии, особое место занимали книги Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Большинство списков памятников древнерусской литературы было сделано в этих монастырях.
Здесь также располагалась рукописная мастерская — скрипторий, где переписывались книги из Византии. Создание книг в то время требовало немалого труда. Часто на страницах рукописных книг можно встретить пометки, оставленные монахами-писцами: «Зело темно, зело холодно, а он все пишет». Для создания книг использовались пергамент, папирус, чернила, изготовленные из насекомых, обитающих под корой деревьев. Кроме того, книги для богослужений богато украшались драгоценными камнями, обрамлялись окладами. Поэтому они были дорогими — стоили больше коровы. Почетные гости, посещавшие город, также стремились внести свой вклад в пополнение библиотеки.
Интересным оказался рецепт древних чернил: взять железную ржавчину, порошок дубовой коры, вишневый клей, квас, мед. Прокипятить, выдержать некоторое время. Чернила должны быть достаточно вязкими. Попробовав на вкус, они должны быть кисловатыми.
Что же читали древние новгородцы? По словам Маргариты Евгеньевны, самыми любимыми книгами горожан были жития святых, душеспасительное чтение, а также травники и лечебники. Книги тогда не только читали самостоятельно, но и слушали на специально для этого созывавшихся чтениях.
Значительный урон древней библиотеке нанес Иван Грозный. Он понимал ценность изданий, хранившихся в Софийском соборе — это были первоисточники, переведенные точно и без всяческих нововведений в тексте. Иван Грозный увез из Великого Новгорода немало книг, однако в последующие годы его библиотека бесследно исчезла, и ученые до сих пор пытаются найти ее. К сожалению, такая же судьба постигла и библиотеку Киевского Софийского сбора, известную также как Библиотека Ярослава Мудрого.
В 1859 году наиболее ценная часть библиотеки Софийского собора была передана в Санкт-Петербургскую Духовную Академию: 1570 рукописных и 585 старопечатных книг. Это собрание сейчас хранится в Российской Национальной Библиотеке.
Словно бы напоминанием о древней библиотеке служат старопечатные книги, переданные Софийскому собору одной из церквей Новгородского района. Сохранились как богослужебные, так и келейные книги. Первые, как понятно из названия, участвовали в церковных богослужениях. Поэтому на их страницах нередки пятна от восковой свечи.
Одна из самых интересных книг с исторической точки зрения — Богослужебная Минея Майская, выпущенная в Московской типографии. Работу над ней начали в годы правления императрицы Анны Иоановны, а завершили при Елизавете Петровне.
Были и келейные минеи, предназначенные для самостоятельного изучения, как Минея декабрьская. В ней напечатаны жития святого пророка Наума, Филарета Милостивого, Варвары Великомуниченицы, Саввы Освященного и других святых, память которых церковь отмечает в декабре.
Книга «Поучительные слова Ефрема Сирина» заинтересовала нас своим переплетом на застежках:
— В свое время застежки были обязательным условием для сохранности книг. Было даже повеление о том, что если дьякон или священник не закроют книгу, то их ждет наказание, — рассказала нам Маргарита Евгеньевна.
Есть в библиотеке Софийского собора и одна рукописная книга. По почерку видно, что ее писал не один человек, а трое-четверо, сменяя друг друга. Начинал работу монах Диомид, имена остальных авторов остались неизвестными. Книга также предназначена для келейного назидатательного чтения.
В 1996 году библиотека Софийского собора была воссоздана как приходская.
Современная библиотека разместилась в том же месте, что и древняя, с той только разницей, что раньше шкафы с книгами занимали и те площади, на которых теперь находится археологический кабинет.
Познакомились ребята и с выставками «Древнейший период в истории Софийского собора» и «Выставка к 20-летию возобновления служб в Софийском соборе».
Не менее интересен был рассказ Маргариты Евгеньевны и об истории Софийского собора, о росписях и интерьере этого уникального храма.
Осматривая Софийский собор с хоров, не перестаешь восхищаться соразмерностью его пропорций, смелостью архитектурных решений. А с полатей открывается торжественный вид на алтарь, иконостас, отсюда хорошо видны купольные пророки.
Сойдя по лестнице вниз и пройдя в северо-западный придел Иоанна Крестителя, остановились у щитов с фотографиями разрушений Софийского собора в годы фашистской оккупации. Трагическая судьба постигла выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Но люди возродили Софию.
Побывали мы в этот день и на Ярославовом дворище, где 19 мая началось «Большое ганзейское путешествие» — праздник, посвящённый 25-летию вхождения города в Ганзейский союз Нового времени.
Великий Новгород — столица русской Ганзы, в которую сегодня входят 14 российских малых городов, некогда имевших прочные ганзейские связи.
Всего Ганзейский союз Нового времени сегодня объединяет 187 городов из 16 стран Европы.
Ганзейский союз, существовавший почти четыре столетия (в XI—XV веках) был воссоздан в 1980 году, а уже в 1992 году в него был принят Великий Новгород.
Ребята постели исторический лагерь «Владычный стан». Интересным было выступление музыкального коллектива из Нарвы на фестивале средневековой музыки. С удовольствием приняли участие в интерактивных забавах для детей в Ганзейских игрищах и посетили «Театр живой истории».
Хочется поблагодарить ведущего специалиста отдела по религиозному просвещению и катехизации Новгородской епархии Елькину Людмилу Валентиновну за помощь в организации и проведении экскурсии.

Тиша(10)