В Белокаменной (Москва — Сергиев Посад) 24 — 25 сентября 2008 года

«Малая Вишера» ноябрь 2008 год (Автор — Марина Боброва)
В Белокаменной…
ЭТОТ СЕНТЯБРЬ был особенным. Так как был связан не только со школьными буднями, осенью и непривычной после лета усталостью. Грело душу более интересное событие – поездка в Москву и Сергиев Посад 24-25 сентября, по святым местам Радонежья.

Первый день: Москва, храм Христа Спасителя.
Второй день: Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Гефсимано-Черниговский скит, святой источник «Гремячий»; Радонеж: Преображенский храм, Святой источник, Покровский Хотьковский женский монастырь.

Но это – программа, которую еще за месяц перед поездкой я вдоль и поперек изучила. На самом деле всё было гораздо интереснее…

ИТАК, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Москва. Это сказочный город, город машин, Кремля и сказки. Мне, обычному ребенку, естественно, всегда хотелось побывать в столице. Посмотреть на чужую, на не провинциальную жизнь. Хотя я уже была там один раз, да и то лет в восемь, и помнила только двоюродную тетю и «Детский мир». Тогда для меня вся красота, звезды и сказка были фоном. Хотя помимо прикрас Москва мне казалась еще и серым городом, полным высотных зданий и злых прохожих. Но на этот раз мы ездили не по достопримечательностям, а по соборам. И нас было не четверо, одиннадцать. Ехали мы на автобусе.
После десятичасового сидения в машине и вечного ожидания ЕЕ, мы, наконец, были вознаграждены. Перед нами предстала первая современная примета белокаменной – пробки. Мы с интересом принимались рассматривать иномарки, их номера и, конечно, фотографировать все, что попадалось на глаза: дома, памятники, фонтаны. Раз пять сфотографировали МГУ, хотя потом, как оказалось, это был вовсе не он.
Один вид Кремля уже поднял всем настроение. После получасового кружения по центру нас высадили с тыльной стороны храма Василия Блаженного.

IMGP7933

Каждый, выбравшись из машины, хотя бы на несколько секунд замирал в немом восторге от выросших перед нами зданий. Не знаю даже, какими словами это описать, но это очень оцепеняющее чувство, такое, что просто хочется стоять и вечно смотреть. Налюбовавшись и запечатлев себя на фоне этого чуда, мы направились пешком вдоль кремлевских стен к видневшемуся храму Христа Спасителя.

IMGP8019

Москва, несмотря на то, что кажется самым обыкновенным русским городом, как, предположим, Новгород, очень величественная, сильная и завораживающая. Но это надо почувствовать, а не увидеть. Хотя, может быть, это только моя фантазия. Но этот город – не Питер. В Москве больше места, что ли, свободы, чистоты. А люди такие же, обыкновенные, занятые. Правда, потоков масс на улицах, как в кино, и «серых» прохожих мы так и не увидели…
ВИД СВЕРХУ
«С четырех площадок, находящихся между колокольнями храма, на высоте 40 метров открывается замечательный вид панорамы Москвы». Об этом оповещал рекламный листок. На эти площадки нас доставил мраморный лифт, войдя в который, все, думаю, решили, что даже ради такого стоило поехать. А вид и, правда, был восхитительным, тем более под звон колоколов и рассказ дружелюбного экскурсовода.
О том, сколько всего было внутри – картин, фресок, икон, света и золота, наверно, говорить даже не стоит.
После многочасового хождения вокруг, да и в главном храме страны так болели ноги, что, казалось, их оковали тяжелым железом. Еле-еле добравшись до машины, мы в изнеможении кинулись на свои места.
Оставался последний рывок – Красная площадь.

«Малая Вишера» декабрь 2008 год
Если кто забыл, на чем прошлый рассказ о поездке в столицу закончился, напоминаю.
Итак, Москва, мы едем на Красную площадь.

Покружив вокруг Кремля (подъехать из-за пробок никак не могли), мы насмотрелись на много-много стендов, светящихся рекламой, и немножко отдохнули. Когда припарковались, сразу, естественно стали фотографироваться у кремлевских стен, потом уже двинулись в сторону площади, рассматривая по пути ярко – красные звезды на башнях, клумбы, усыпанные цветами, людей… Остановились у Вечного огня, где многие глазели на неподвижных солдат (один из которых, специально натягивал на глаза фуражку, чтобы тоже можно было из-под нее разглядывать прохожих).
А вот и то, ради чего тоже стоило поехать – красная площадь. Естественно, первые пару минут все не могли очухаться от ТАКОЙ красоты: усыпанный огнями ЦУМ, собор Василия Блаженного, мавзолей, наконец. Я уже не говорю о том, что было с той, кто все это наше мероприятие устроила – Мариной Александровой Петровой. Представляете, человек столько лет рассказывал детям на уроках про это место, а тут оно прямо перед ним (или под?). Но, увы, и с этой красотой пора бло прощаться. Нас давно ждал автобус, да и время уже поджимало.
Попрощавшись с вечерней Москвой, наш милый транспорт мчался в новый для нас город – Сергиев Посад, утопая в огнях и бережно вывозя из пробок своих спящих путешественников…

На новом месте приснись жених невесте
«Будете спать ложиться, обязательно это скажите!» — учили нас, девчонок, старшие. Новое место – гостиница, приютившая уставших в своих стенах.
Ранее утро. Кто приснился, не скажу!))) Нас накормили о-о-очень сытным завтраком в столовой, некоторые даже не все съели, но надо было спешить – впереди полный день путешествий и экскурсий.
Первый пункт – Святой источник «Гремячий». Его высота 25 метров. Вода, имеющая лечебные свойства, бьет из расщелины крутого известнякового склона реки Ляпинки.

IMGP8381
По преданию, шесть столетий назад преподобный Сергий со своими учениками преподобным Романом по дороге в Киржач остановился на этом месте и молился об избавлении русского народа от иноземного ига. В знак того, что Господь внял молитве святого, из горы забил святой источник.
В наше время на верху горы, у источника, построена часовня, внизу – деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского.
Посмотреть на это чудо (25-ти метровый ручей!) хотелось, естественно, всем. Но, как оказалось, найти его не так просто. Пока искали, заблудились, поэтому пришлось по проселочной дороге немножко пройти, но, в такое солнечное, туманное, утро вряд ли кто-то был недоволен прогулкой. Первое, что явилось нам на горизонте, — деревянный храм. На холме, в солнце, тумане, ммм… Это надо было видеть… Настроение сразу у всех поднялось. Спустившись по деревянной лестнице и посмотрев на часовню, направились по заиндевевшим деревянным дорожкам на шум воды. Ручей оказался действительно огромным: чтобы добраться до «Верхушки» Источника надо забраться по достаточно крутой и скользкой лестнице. Там из двух причудливых деревянных рогулин неистовым напором била вода.
Все достали имевшуюся тару, и начали набирать воду, а те, у кого бутылей не было, — пить, умываться и рассматривать открывшиеся с высоты окрестности. Такой мокрой я давно не была! Вода внутри, снаружи, в руках… Зато все после умывания окончательно проснулись! Набрав воды, долго не уходили от источника – фотографировались, читали надпись на памятнике, да и просто все разглядывали.

IMGP8403

«Малая Вишера» февраль 2009 года
ДОРОГА К ХРАМУ
Ну, вот, я наконец-то и заканчиваю этот затянувшийся рассказ о нашей дальней прошлогодней поездке…

Итак, осталось посетить только два места: Гефсиманский Черниговский скит и Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
Для начала расскажу об открытиях. А их три:
1.Очень трудно найти дорогу к большущему храму в простом русском городе.
2.Еще сложнее найти прохожих, которые эту дорогу знают…
3. А тех, которые все-таки знают, нужно догнать и еще раз переспросить)))
Искали мы мужской монастырь, а если целиком, то Гефсиманский Черниговский скит.
Я думала, что он небольшой (раз никто такого не знает). Если бы…
Это: а) пятиглавый храм б) колокольня в)все это обрамлено длинными краснокирпичными стенами. Как столько всего можно не заметить – загадка.
Монастырь – это что-то из книжек, рассказов. А тут… Эти ярко-красные стены, зелень, цветы (осенью!) и чистота. Так не бывает. Глядя на этих монахов в широких черных рясах, на колокола, фрески, не понимаешь, как это все вообще среди машин, людей и цивилизации живет. А мы еще утром пришли: посетителей почти нет. Все, наверно, представили, что мы в древности. Но мимо прошел монах с мобильником и «все испортил».
Потом нам местный экскурсовод рассказал о ските, чудотворности икон. Спустились в подземелье. Темно, сыро. Много икон и маленьких келий. Буквально в два шага. В этих серых, темных углах добровольно жили люди. И они сами их откапывали даже руками. Жалко, фотографировать нельзя. И страшно. Попили из источника (тоже под храмом) и вышли на волю. Эх, еще бы запомнить все, что нам рассказали…
Дальше Свято-Троицкая Сергиева лавра. Спросите, что там особенного? Всё! Масштаб, величие, спокойствие, умиротворенность. От этого места у меня осталось самое сильное и глубокое впечатление. И не потому, что там просто божественно красиво, не потому, что отчего-то хочется просто рухнуть на колени и плакать, смеяться. Просто это то из немногих мест, куда хочется вернуться. Там забываешь, что ты не весть из какого города приехал, устал, что вообще есть какие-то проблемы. Там вообще всё другое. Уходить не хочется.
Не знаю, как других, а меня поразил экскурсовод. Никогда не видела человека, который бы ТАК любил историю и место своей работы. Всё бы ничего, да всплыли невыученные параграфы по истории. И не у одной меня, надо сказать))). А наш «добрый» рассказчик этим пользовался и всячески подтрунивал: «А это произошло в каком году?» «Так вот, в этот загадочный век случилось…» В общем, стыдно, товарищи… Кстати, храмы открывали и закрывали персонально для нас. Представляете, мы там, в пустых залах, были одни (!), слушали рассказы, рассматривая иконы и фески. Только жаль, не все корпуса и здания обошли…

IMGP8603
Зато! Мы были в Троицком соборе (который расписывал Андрей Рублев!) и приложились к мощам Сергия Радонежского.
Еще одно удовольствие от поездки – покупки (шопингом этот язык не поворачивается назвать). Свечи (с бесподобным, между прочим, запахом сот), иконы, свирки, книжки, бутылки со святой водой…

IMGP8611

Шли с этим, как с рынка)))
А потом мы поехали домой. По дороге заехали в два храма (ред. Радонеж), набрали ЕЩЁ святой воды, причем я, не заметив источника, выпила зеленой жидкости прямо из-под купели, то есть протекающей под часовней речки…

IMGP8731

Смешно было. По дороге к машине увидели дерево с ленточками (старинный обычай – повяжи на веточку ленточку, желание сбудется) и повязали на него… бумажные платки.
Восторженные, утомленные, счастливые, мы блуждали на автобусе по Дмитрову, глазели на воздушные шары, и, наконец, спали…

IMGP8778

Вернулись поздней ночью. Хорошо дома. Влюбилась в храмы)))

P.S. Марина Александровна, не слушайте никого – у вас самые интересные маршруты, и вы самая-самая))). Спасибо вам огромное за поездку, я бы еще раз съездила (кстати, этим летом «повтор» экскурсии), но, увы…