Вологда православная 09 августа 2016

Вологодский край – один из важнейших центров русской святости, не случайно в XIX веке эти места снискали прозвище «русской Фиваиды на Севере». Мы ехали в Вологодскую область, чтобы посетить важнейшие Спасо – Прилуцкий монастырь и православные храмы города, надеялись узнать много интересного об истории и культуре этих мест.
Особое место среди святых покровителей Вологды занимают преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Основанный во второй половине XIV века Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь стал одним из символов города.
До сих пор этот монастырь считается одним из крупнейших монастырей Севера. С этого монастыря и началось наше знакомство с Вологодской землей.
С виду монастырь похож на обычный русский монастырь – белые мощные каменные стены, только угловые башенки почему-то раскрашены нежными пастельными красками – бежевым и розовым — в горизонтальные полоски. Это нетипично и нам уже сразу это понравилось.
Через Святые ворота прошли на территорию монастыря. Картина перед нами предстала изумительная – небесный художник дарит нам мощные чистые цвета. Совершенно пронзительно ярко-голубое небо, совершенно золотистый искрящийся поток солнечного цвета, однотонно-зелёная трава, оранжевые бархатцы и ослепительно белые внутренние постройки монастыря. У монастырских построек есть одна особенность – много арок. Церковь с крылечком в виде терема (Спасский собор) и какой-то большой корпус (Трапезная) соединены длинным арочным белоснежным переходом-галереей: как внизу – две большие арки-прохода, так и над ними – анфилада маленьких арок-окошек. А солнце светит так ярко, что белизна стен становится невозможно белой. К нам пришло ощущение, что мы где-то в средиземноморском арабском дворце. Вот такое странное посетило чувство в русском православном монастыре. И особенно эту восточность подчёркивали кованые фонарики в арках, которые раскачивал ветер. Мы прошли через них и посмотрели на деревянную церковь – обычно такие перевозят из какого-нибудь села, собирают на территории монастырей и показывают в качестве «музея под открытым небом». Незаметно как-то вышли к памятнику Константину Батюшкову (1787-1855), здесь в монастырской тишине он нашёл успокоение под оранжевыми лилиями.
Время до службы еще оставалось, и мы вышли за монастырские стены. Погода стояла великолепная, и мы решили пройтись вдоль стен в направлении виднеющейся реки. По узкой тропинке среди душистых белых кашек, колокольчиков и ромашек мы вышли на луг около речки. Это Вологда. Такая тишина. Такое спокойствие. Такая красота. Рядом с нами шелестела речная высокая шёлковая трава и сверкала вода. Какое здесь хорошее место!
Подошло время праздничной литургии, и мы отправились в Спасский собор. Народу не очень много, хоть и отмечается сегодня день памяти великомученика Пантелеймона. Удачей было то, в эти дни в Вологодской епархии пребывал в путешествии по святым местам Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Он же и совершил праздничную литургию в Спасском соборе Прилуцкого Дмитриева монастыря. Служба, а вернее, монастырский хор нас не просто удивил, а потряс. Такого чудного пения мы нигде никогда не слышали. Я не особенно разбираюсь в церковном пении, но честно говоря, не совсем было похоже на то, что обычно поётся, когда проводится служба. Вообще не хотелось уходить, хотелось стоять и слушать – настолько дивными были голоса.
По окончании литургии, получив благословение митрополита Даниила, мы отправились на экскурсию по монастырю, которую для нас должен был провести благочинный Прилуцкого монастыря иеромонах отец Александр (Кораблев).
Эмоциональная экскурсия от. Александра дала нам возможность познакомиться с
уникальной архитектурой и историей Вологодского монастыря, дала возможность взглянуть на жизнь монастыря глазами его насельника.
Монастырь был основан в 1371 году Димитрием Прилуцким, который был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, видным деятелем русской церкви второй половины XIV века и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Ныне Димитрий Прилуцкий — прославленный русский святой и небесный покровитель Вологды.
Основание новой обители около Вологды было поддержано московским князем Дмитрием Донским. Скорее всего, поддержка была связана с желанием укрепить в северных землях влияние Москвы, так как это время велико было соперничество Московского и Новгородского княжеств. Но вниманием царей монастырь не был обделен и далее, ведь он находился на важном стратегическом направлении – пути в Белозерск, Великий Устюг, другие важные для торговли города.
При этом важно было не только экономическое и военное-стратегическое положение монастыря, но и сила его духовного влияния на веру и православие, а вместе с тем и политику во всей Руси. Великий князь московский Иван III в свой поход на Казань в 1503 году брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием и почитавшейся чудотворной (сейчас в монастыре хранится современная копия этой иконы), а Иван Грозный, также при походе на Казань, но уже в 1552 году, брал из монастыря Киликиевский крест, который ныне хранится в Вологодском музее.
Богатые и влиятельные люди даровали монастырю разное имущество, в том числе и земли, и постепенно, в XV — XVI веках Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из крупнейших и наиболее известных, и богатых монастырей Русского Севера, а в XVIII веке монастырь стал ещё и одним из крупнейших землевладельцев на Русском Севере. И хотя в истории монастыря были и нелегкие времена, грабежи, пожар, постреволюционное закрытие и забвение, переделка под другие нужны, монастырь выстоял и нынче может нас порадовать как своей красотой, так и духовным содержанием – монастырь действующий, он был открыт заново в 1991 году.
Войдя в Спасский собор – один из древнейших каменных храмов на Европейском Севере, мы поклонились мощам преподобных Димитрия и Игнатия, познакомились с житием преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Затем осмотрели трапезную палату, колокольню и другие монастырские постройки.
Кроме того, на территории монастыря находится один из древнейших на Севере деревянных храмов – церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Кушстского монастыря, ее строительство относится к первой четверти XVI века. Здесь же на монастырской земле погребен великий русский поэт Константин Батюшков. Отец Александр является поклонником, если так можно сказать, творчества Батюшкова. Он перечитал все его произведения, знаком с творческой жизнью поэта, особенно в Вологодский период. Иеромонах так увлеченно рассказывал о жизни Батюшкова в Вологде, читал его стихи, что в самую пору можно было участвовать в каком – нибудь Международном конкурсе чтецов. Первое место было бы гарантировано!
Спасибо тебе, Спасо-Прилуцкий монастырь! Ты – наше самое красивое и лучшее впечатление о Вологде.
Полные впечатлений и в радостном ожидании новых приключений мы поехали в город.
Взяв эстафету у от. Александра, экскурсию по городу у нас проводил Красиков Алексей Николаевич, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии.
Первое упоминание о Вологде в летописи приходится на 1147 год, когда в город из Киева пришел монах Герасим, построивший здесь церковь, основавший монастырь и ставший после святым Герасимом Вологодским, хотя город был основан намного раньше, новгородскими купцами, для которых город был перевалочным центром между реками Шексна и Сухона.
В период правления царя Ивана IV Грозного, Вологда стал одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами по Северодвинскому пути.
В 1565 году Иван Грозный принял решение превратить Вологду в столицу Опричнины и приказал копать в городе рвы и строить каменный Вологодский кремль. По замыслу царя новая крепость должна была быть крупнее Московского кремля. Однако в то время в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие, а в 1571 году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события и побудили Ивана Грозного покинуть Вологду, и вернуться в Москву.
Строительные работы были прекращены, участки недостроенной крепости сначала укрепили деревянными стенами, а в начале XIX века, они были разобраны городскими властями и местными жителями как материал для каменного строительства. Так что сейчас перед нашими глазами предстало то, что осталось не разобранным.
Прямо на Кремлевской площади стоит Воскресенский собор, построенный во второй половине XVIII века в качестве зимнего кафедрального собора (до его постройки службы проводились круглогодично в неотапливаемом Софийском соборе). Сейчас в нём находится картинная галерея. Чуть в отдалении серебрится своими куполами сам величественный Софийский собор, а над ними возвышается Колокольня Софийского собора. Кажется, что её видно из любой части Вологды.
Софийский собор (1568-1570годы) первый каменный храм города, возведенный по образу Успенского собора в Московском Кремле. По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно.
К отъезду царя из Вологды Софийский собор был почти готов в «черновом варианте», но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Достройка и отделка его продолжались много позже, при царе Федоре Иоанновиче. В сентябре 1612 года, во время польско-литовского нападения на Вологду, Софийский собор был разграблен, потом восстанавливался и был переосвящен. А в 1685 — 1687 годах собор был расписан ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.
У нас намечены для осмотра были еще несколько церквей: Церковь Константина и Елены, церковь Варлаама Хутынского, церковь Ильи в Каменье. А также осмотр деревянной гражданской архитектуры, выражаясь языком путеводителя, или знаменитых вологодских домов с резными палисадниками.
Церковь Елены и Константина единственная из всех действующая. Церкви Ильи в Каменье и Варлаама Хутынского стоят рядышком. Такой приземистый одноглавый со шлемом на макушке крестьянский Илья и стройный вытянутый ввысь изящный дворянский Варлаам с зелёной шатровой главой. Построены они с разницей почти в 100 лет. Это место называется Верхний Посад. А у названия Кảменье – есть интересная история. Название «Кảменье» или «на камнях» связано с древними-древними вологжанами, наверное, когда они ещё были финно-уграми. Здесь было их святилище богу грома и дождя Перуну и находились несколько камней-валунов, его божественных олицетворений. Позднее, понятно, здесь возвели храм Ильи Пророка (в его день 2 августа всегда идёт дождь, грохочет гром и сверкают молнии – проверьте сами). А рядом другой храм в честь новгородского святого Варлаама Хутынского — его построили новгородцы, которые торговали здесь на Ленивом Торжке на берегу речки Вологды.
Примерно такая же история у церкви Рождества Иоанна Предтечи в Рощенье. Ведь слово «Рощенье» идёт из древнерусского языка и подразумевает место, священную рощу — отдельно стоящий лес, где совершались древние празднества в честь растительного мира Матери-земли, способного умирать и возрождаться вновь в течение одного солнечного коловорота. Священным рощам и сейчас поклоняются. Если пофантазировать, то можно представить, как в старину-стародавнюю светлой ночью приходили наши «прадеды» в вологодское Рощенье праздновать солнечную Свадьбу, когда Солнце берёт в жены Землю, и в её лоне зарождается новая жизнь в виде зеленых ростков грядущего урожая.
Сделали мы оставку и около Поклонного креста на месте Спасо-Всеградского собора на площади Революции. Он установлен на месте снесенного в советское время Спасо-Всеградского собора. Собор был построен на месте деревянной церкви Спаса Всемилостивого, которую называли «Всеградской» и «Обыденной», так как она была возведена 28 октября 1654 года за одни сутки. В том году в Вологде свирепствовала моровая язва, и строительство «обыденной» церкви было предпринято в качестве духовного подвига во избавление от болезни. Тогда же был составлен общественный «Приговор» горожан, которым они брали на себя и своих потомков обязательство вечно хранить церковь Спаса Всемилостивого.
В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами.
В 1935 году властями было принято решение о сносе здания кинотеатра, однако что-то помешало его осуществить. Окончательно собор был стерт с лица земли в 1972 году под предлогом ветхого технического состояния здания. Стены «ветхого» строения совсем не поддавались разборке, поэтому использовались танки, предположительно потому, что стены собора оказались слишком крепкими для подрыва взрывчаткой.
В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен Поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года.
Дальше наш путь лежал в Заречье, на территорию так называемой Владычной слободы к храму святителя Николая. Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века. Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. Возведение ее в камне относится примерно к 1669 году. Сегодня здесь покоятся мощи святителя Антония Вологодского. Алексей рассказал о его житии, а мы поставили в церкви свечи и поклонились святым мощам.
Вологда не только город православный, но уникальный город-музей деревянной архитектуры под открытым небом. Всего три города в России сохранили большое количество деревянных домов XVIII – начала XX веков, а по разнообразию стилей, Вологде просто нет равных.
Знаменитым среди дворянских, купеческих и мещанских особняков, украшенных уникальной резьбой, является дом Засецких. Это старейший сохранившийся деревянный особняк в Вологде, он хранит память о вологодском дворянине и краеведе А. А. Засецком. Его главный фасад украшает величественный четырехколонный портик. В 1896 году особняк был перестроен и получил пышное декоративное оформление, характерное для эклектики (стиль, вобравший в себя разнообразные элементы прежде существовавших архитектурных стилей). У дома появился мезонин, а над портиком был устроен просторный балкон. Фасады особняка были усеяны изящной декоративной резьбой. В таком виде он сохранился до настоящего времени.
Каждый дом здесь хранит память о важнейших событиях вологодской истории.
И еще одна особенность Вологды привлекла наше внимание. Везде в городе растут яблони. Не только в садах, но целые яблоневые аллеи высажены на проспектах. Не просто яблони, а яблоньки – китайки. Изобилие маленьких красных прозрачных яблочек, видно год урожайный на яблоки. Красота!
Алексей Красиков, который был нашим гидом – не только увлеченный экскурсовод, но и талантливый преподаватель. После окончания исторического факультета педуниверситета он учился в аспирантуре, преподавал в Вологодской молочно-хозяйственной академии и Вологодском институте развития образования. Сегодня он заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии. Читает для семинаристов два курса: «История Отечества» и «История поместных православных церквей». Руководит курсовыми работами студентов, занимается научной исследовательской деятельностью, поэтому и был столь интересен его рассказ о Вологодских святынях.
Последней нашей остановкой в Вологде стал Фирменный магазин Вологодского молочного комбината. Вологодское масло всегда отличалось отличным качеством и особым вкусом от прочего сливочного масла.
Но у него есть достаточно долгая история. Она связана с именем Николая Верещагина. Верещагин — потомственный дворянин, закончил Московский кадетский корпус и естественный факультет Московского университета, уходит в отставку, приезжает в свое родовое имение в Вологодскую область под Череповец. И начинает не то что с нуля, а с полного минуса заниматься маслоделанием. Кадровый офицер и вдруг масло. Причём здесь оно?
Надо, действительно, отдать дань должного уважения к личности этого человека – Николая Васильевича Верещагина, его организаторскому и бизнес-таланту, его порыву. Ведь в России по сути масла не было, его не знали до середины XIX века, потому что прекрасно обходились без него, употребляя сало, топлёный жир или топлёное масло. Только общество при Екатерине II лакомились вкусным «чухонским» маслом, привозимым из Финляндии в Петербург. Другого не было.
Первое сливочное коровье масло в России стал производить Верещагин. Их было два брата и каждый прославил свою фамилию. Один (младший) – Василий – известный всем художник, другой (старший) – Николай – первый российский маслодел. Братья обожали друг друга и очень дружили.
Верещагин не только производил и обеспечивал широкий сбыт сливочного масла по всей России широким слоям общества, но ещё и обставил самих нормандцев – асов в маслоделании.
Верещагинское масло произвело фурор на Парижской выставке молочного хозяйства. Золотая медаль. Нормандцы плачут. К Верещагину выстраивается очередь из Европы с контрактами на поставку. Но тут есть интересный момент. Это масло – ещё не вологодское. Дворянин Верещагин дал ему более изысканное название – «Парижское сладкое», а Вологодским оно стало лишь в 1939 году.
Настоящее вологодское масло производят только в Вологде. Подзакупили немножко с собой и мы этого знаменитого вологодского масла.
Не смогли мы в этой поездке познакомиться со знаменитым вологодским кружевом. Музей кружев был закрыт – выходной день.
А как хотелось закончить рассказ о поездке в Вологду вот так: «Неспешно старушка плетёт у окна. Звезда загорелась — звезду ту вплела. Свернувшись клубком, задремал старый кот — на кружеве белом он тоже уснёт….» Но видимо это уже будет другой рассказ о другой поездке в Вологодский край.

Тиша(79)