Животворящий Крест Господень

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва – Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке каменный храм Иоанна Златоустого.
Среди озер и болот, полей и лесов надежно укрыта от глаз Великая Святыня. И приезжают поклониться ей только те, кто действительно этого хочет, кто осознает всю серьезность и ответственность этого шага, неизмеримую величину получаемой здесь благодати. В правом приделе храма, под стеклом, находится древний Крест из светло — коричневого дерева. Словно лучами расходится от него во все стороны светло — золотое сияние, а, по словам некоторых паломников, и особенное тонкое благоухание. А рядом, под покровом Всевышнего, иконы Божьей Матери и Николая Угодника.
Затерялось маленькое село на российской масштабной карте, промчится мимо лихой водитель по неотложным делам, глянет мельком в сторону одиноко стоящего почти на пустыре храма и не догадается, что там Крест. А история Креста — история знамения с неба и тот, кто все-таки достигает этого святого места, погружается в беспредельную благодать и ощущает помощь и поддержку Всевышнего.
1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю).
Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут…» Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и чудотворца Николая, а придел – в честь Животворящего Креста Господня. Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Храм решили все — таки строить не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли Божьей, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий… Построили. Дубовую, ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный Крест. Но проходит время – случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, – конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма.
Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону Святителя Николая – по левую. «Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста…» – услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме и продолжаются до сих пор.
Летопись произошедших здесь исцелений ведут сестры Свято — Никольского женского монастыря. Это и молодой человек, передвигающийся в инвалидной коляске после войны в Афганистане и вставший на ноги; и женщина, с полностью восстановленной речью после инсульта; излечение почечнокаменной, желудочной, гипертонической болезней, остеохондроза и болезней суставов, мгновенное прекращение воспаления и зубной боли. Избавление людей от наркотической и алкогольной зависимостей. И решение других, в том числе глубоко личных проблем. Так одна женщина говорит, что после второй поездки в Годеново, к Животворящему Кресту, у нее наладились отношения со свекровью. И разрешение мелких, на первый взгляд, бытовых неприятностей и неурядиц, ибо для Бога не существует больших и маленьких бед. Так монахиня Иулалия рассказывает, как в холодную зимнюю стужу, в храме с печным отоплением, у нее неожиданно согрелись руки. И в тот же день, в храме чудесным образом загорелся свет, при ранее неисправной электрической проводке. «Много чудес совершается у Креста, обо всех не расскажешь, » — так закончила свой рассказ монахиня.
Паломники едут к Кресту со всех концов православной Руси. Омывают слезами святое Распятие, преклоняют колена и просят помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божьих милостей и вразумлений.
Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за ненадобностью. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Давай — ка его вынесем! А Крест ни с места. – Неси пилу! На куски распилим! А пила, уж на что въедливы ее зубы, об Крест их сломала. – Топор давай! На щепки его! Все равно одолеем! – Топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно, они испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных детей Небесного Отца. Остановитесь! Но в заполошной злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию – все, чего добились.
Два года назад, когда мы были первый раз в Годеново старшая сестра Никольского Переславль – Залесского монастыря рассказала нам такую историю. Один любопытный атеист решил исследовать породу дерева(!) Животворящего Креста. И – надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось… Вскоре у несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных муках он скончался. Рассказала сестра и еще одну историю, что одна местная жительница решила унести Крест из старого храма, понимая, что богоборцы в покое его не оставят. И она на своих плечах несет огромный тяжелый Крест именно сюда, в Годеново, где он, по милости Божьей, сейчас находится.
С 1997 года этот храм стал подворьем Свято — Никольского женского монастыря, что в Переславле — Залесском. И теперь в селе Годеново постоянно живут монахини. День и ночь, сменяя друг друга, несут они свою нелегкую службу. Непосвященному человеку трудно представить сколько сил и терпения требует проведение реставрационных строительных работ по восстановлению храма, поддержание в порядке его внутреннего убранства, регулярное участие в службах, чтение треб, и обязательное ежедневное чтение акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню перед чудотворным Распятием.
Входишь в полумрак церкви, справа от Царских врат за стеклом он, Крест.
Стоишь у Креста. Огромного. Больше человеческого роста. И слов не находится.
Лик Спасителя на Распятии схож с ликом Его на Туринской Плащанице. Это сходство не заметить нельзя. Вы помните, конечно, что Туринская Плащаница — полотняный льняной покров, которым было обернуто израненное Тело Господа нашего при погребении. Плащаница обретена на третий день после Христова распятия и хранилась сначала у Его учеников. Потом в Константинополе. Потом ее вывезли в Западную Европу, и вот уже шесть веков находится она в итальянском городе Турине, поэтому и называется Туринской. Сейчас существует пять точных копий Туринской Плащаницы. Одна из них у нас в Москве, в Сретенском монастыре. Все, кто видел ее и Крест в Годеново, подтверждают: действительно сходство есть.
590 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах, но каждый год в храм Иоанна Златоустого приезжает множество народу со всех концов России.
Животворящий Годеновский Крест ждет паломников. Радостно, что такое великое чудо совсем рядом с нами, не в Иерусалиме, не на Афоне, а в маленьком ярославском селе. Паломники, приехавшие к началу утренней Литургии получают возможность не только принять участие в Божественной Литургии, исповедаться, причаститься, заказать требы и приложиться к Великой Святыне, но и приобрести масло, освященное на Животворящем Кресте Господнем и святую воду с молебна перед чудотворным Распятием. Уезжая, мы, как великую драгоценность увозили с собой эти дары. Ведь благодаря им всегда можно прибегнуть к милосердию Божию, получить реальную помощь в жизненных обстоятельствах, даже если не хватит собственных душевных сил надолго сохранить приобретенную здесь благодать.

  

 

Тиша(1634)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *