Благодатная Оять 23 августа 2014

В 200 км к северо-востоку от Петербурга, на берегу реки Ояти расположен монастырь, ныне известный как Введено-Оятский.
Раньше он назывался Введенский Островский, но узнать, кем и когда основана эта обитель, пока не представляется возможным. Одно можно сказать точно: в 15 веке монастырь уже существовал. Когда-то в библиотеке обители хранилась жалованная грамота Иоанна Грозного, значит монастырь — в ту пору мужской — был известен в Москве и пользовался покровительством царей того времени. Древность его основания также подтверждается житием Преподобного Александра Свирского, родители которого — схимонах Сергий и схимонахиня Варвара (в миру — Стефан и Васса) — крестьяне села Мандеры, что на берегу Ояти, были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же впоследствии погребены.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако несомненно, что он начал свое существование не позднее рубежа XIV-XV вв.
Первые сведения о нем содержатся в житии св. прп. Александра Свирского, написанном его учеником Иродионом в 1545 г., через 11 лет после смерти святого.
Говоря о рождении прп. Александра, Иродион пишет: «Сего ж блаженного отрока родители жительство имели в пределах славного Великого Новгорода в стране Обонежской в селе Мандеры на Ояти реке напротив Островского монастыря Пресвятой Богородицы честного Ее Введения… Родился божественный отрок в лето 1448 г. месяца июня в 15-й день».
Прп. Александр называл Островский монастырь «монастырь моих родителей». По существовавшему преданию, 7 его учеников были отправлены им туда для поддержания монастыря, и здесь они нашли свое упокоение.
За 500-летнюю историю до революции 1917 монастырь перенес множество бедствий.
Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает Введенский монастырь на Ояти, который в 1581 году совершенно выжгли «немецкие люди», так что 6 человек братии жили за монастырем в пустоши «на острову».
В 1592 году «немецкие люди» сожгли образа и книги.
Такие погромы вплоть до заключения Столбовского мира (1617) случались очень часто. Тогда же, на рубеже XVI—XVII вв., случились несколько неурожайных лет подряд, которые вызвали сильный голод, а затем и «мор».
Из-за частых разорений и пожаров состав храмов неоднократно менялся, но всегда существовали (в виде отдельных церквей или приделов) церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, апп.Петра и Павла, Богоявления Господня.
В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX веке, при настоятелях Иннокентии, Кирилле и Израиле.
Первое каменное здание — соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери — было построено в 1814-1817 годах.
С этого времени развернулось каменное строительство взамен старых деревянных построек.
С 1908 г. по 1910 г. по проекту архитектора А. П. Аплаксина строится величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами на месте прежнего придела иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где под спудом находилась могила схим. Сергия и схим. Варвары, родителей прп. Александра Свирского.
После революции 1917 года монастырь постигла участь всех обителей: разгон братии, разграбление имущества, разрушение храмов.
С октября 1918 года на территории монастыря стала организовываться коммуна «Пролетариат», а в марте 1919 монастырь был закрыт. Братия разошлась.
В 1930-х годах был разрушен Богоявленский храм. Разрушены были и монастырские стены.
В 1932 году были закрыты обе монастырские церкви.
Во Введенском храме комсомольцы устроили клуб.
Обитель закрылась на долгие десятилетия.
В 1991 году обитель была передана Свято-Троицкому Измайловскому монастырю как подворное хозяйство. К этому времени она пришла в полное запустение. Дальнейшее восстановление монастыря тесно связано с именем матушки Феклы (в миру Лидии Александровны Коняшевой), год в полном одиночестве приводившая в порядок территорию монастыря. В1992 году митрополит Иоанн (Снычев) благословил ее на устроение первой в епархии женской обители. 14 декабря 1993 года монастырь был официально возрожден. Появились первые насельницы. Настоятельницей была назначена Монахиня Фекла.
В 1992 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил ее на устроение женской обители. Она стала первым епархиальным монастырем, открытым в Епархии. Вскоре матушка Фекла была назначена первой ее настоятельницей (ум. 1997).
Появились новые насельницы, стали приезжать на тяжелые работы добровольцы.
На месте Богоявленского храма установлен памятный крест, здесь же нашли упокоение останки бывших насельников.
Могила родителей прп. Александра Свирского стала местом паломничества, как и целебный источник, находящийся вблизи монастыря.
Главное достояние обители — целебный источник. По преданию, он иссяк с убиением последнего инока. Долгое время земля не давала ни капли воды, но по молитвам матушки Феклы и сестер источник возродился. Матушка Фекла говорила: «Это воистину дар Божий. Это воистину Матерь Божия нам его подарила». Матушка Фекла не дожила до наших дней. Она почила в 1997 году и покоится на кладбище монастыря, рядом с храмом.
О древней истории этого источника почти ничего не известно. Известно только, что когда-то он существовал, но в советское время был засыпан. Святой источник забил вновь только в 1992 году. Матушка Фекла, первая настоятельница возрожденного монастыря, отвечая на вопрос петербургского тележурналиста, рассказывала об этом так:
— Все уехали. А я не смогла, я осталась. Потом поехала в город и попросила благословения у владыки Иоанна, чтобы здесь была женская обитель. Чтобы сюда смогли прийти те, кому будет очень и очень трудно… Не все, конечно, гладко шло. Воду нам перекрыли по трубам, воды не стало. Но люди говорили, что когда-то здесь был источник. Он иссяк, по какой-то причине вода ушла. Мы стали молиться, чтобы Матерь Божия нам воду дала. И действительно, совершилось чудо. Источник задышал, и пошла вода.
Пошла вода.. Как просто это звучит из уст матушки Феклы, и как чудесно на самом деле то, что случилось весной 1992 года в поселке Рассвет Лодейнопольского района Ленинградской области! Пошла вода… Причем вода не простая. Источник Введено-Оятского монастыря оказался настоящим чудом природы. Во-первых, по составу воды. Меня вкус этой воды поразил сразу: никак не ожидала, что вода минерализованная. По-научному такой источник называется йодисто-родоновым. Кроме того, источник теплый, температура воды летом и зимой плюс 12 градусов. Но и это не самое главное. Главное — чудесные свойства воды, которые никак не объясняются ее минеральным составом.
Одна из сестер монастыря, которая проводила у нас экскурсию, сказала, что источник целебный, в нем почти вся таблица Менделеева Но он имеет и духовную силу: бесы боятся этой воды.
В небольшом пруде, куда собирается вода из источника, паломники окунаются на Богоявление (19 января). Купаются там и в другие дни зимы, вообще в любые морозы. Замечательно, что при этом никто не болеет, наоборот, здоровья только прибавляется. «Господь прославляет эту обитель, потому что она святая. Здесь куда ни пойдешь — всюду мощи», — говорила матушка Фекла. Это действительно так.
У монастыря есть еще одна достопримечательность: на месте родного села преподобного Александра, в бывшей Мандере, на правом берегу Ояти на расстоянии трехсот саженей от монастыря стоит деревянная часовня. В советское время она была снесена, а сейчас полностью восстановлена.
В годы богоборческой власти были разрушены даже монастырские стены. И во Введено-Оятском монастыре возникла традиция ежедневно совершать крестные ходы вокруг обители,ограждая ее таким образом от врагов видимых и невидимых. Сейчас монастырь восстанавливается, постепенно обзаводится хозяйством. Но главной его святыней, несомненно, является святой источник. Матушка Фекла говорила о нем: « Наш источник чудесный. Это воистину Божия Матерь нам его подарила. И кто с верой приходит, тот получает просимое. Но здесь нужно и трудиться, нельзя говорить «Дай, а с меня ничего не спрашивай». Здесь так не получается: если просишь, будь готов отдать. Скажи так: «Господи, помоги мне в моей болезни, если будет на то воля Твоя. А я, что смогу, то сделаю ради Тебя».

Тиша(72)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *