Благословение России и Петербургу

kazanicon_big

Один из самых величавых и красивых храмов Санкт-Петербурга, украшенный массивной колоннадой и увенчанный горделивым куполом, собор Иконы Казанской Божией Матери, или Казанский Собор, хранит одну из самых почитаемых в России икон.

Дождь, мокрый снег, солнце и голубое небо – такой погодой нас встретил Санкт – Петербург. Посетив Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центральный военно-морской музей, мы ехали к Казанскому собору, последнему пункту нашей поездки в город на Неве.
В храме нас ждали. Еще раз, сравнив четкую работу паломнической службы с работой светских экскурсионных бюро, я порадовалась, что собор теперь не относится к разряду музеев.
Нашим гидом была приятная миловидная женщина, которая оказалась не только хорошим рассказчиком, но и приятной в общении. Ее рассказ об истории, архитектуре и культурном значении этого святого места мы слушали, что называется «затаив дыхание».
Божия Матерь в судьбе России занимает особое место. С глубокой древности на Руси Пресвятой Владычице и Приснодеве Марии посвящались храмы, а к иконам Божией Матери православные относились как к великим святыням, поэтому давали им собственные имена.
С чудесным влиянием икон Божией Матери связан исход многих решающих для судьбы России исторических событий. Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой глубину веры русского народа.
Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси — последнем времени царствования Иоанна Грозного.
Летом 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там, где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда Матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное. Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом была перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи».
Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу — тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать — перекопали весь двор, но икону не нашли. Тогда девочка взяла заступ и начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули — там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.
Судьба чудотворной иконы неразрывно связана с Петром Первым и новым градом на невских берегах, — градом, носящим имя святого Апостола Петра.
Повествование об иконе Казанской Божией Матери приводит к великому святителю нашей церкви — епископу Митрофану Воронежскому. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой он способствовал преобразованиям Петра Первого, необходимость которых хорошо понимал.
В 1682 году Петр Первый приехал в Воронеж с целью постройки флота для похода на Азов. Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру, хотя многие считали дело сие совершенно бесполезным. Святитель отдал для постройки флота все имеющиеся у него деньги, сознавая, что они идут на благо России. Петр советовался со святителем, очень любил его и почитал.
Однако знакомство их началось совсем иначе. В 1682 году император построил дворец и послал за святителем Митрофаном, чтобы тот приехали освятил дворец. Святитель ничего не ответил и не приехал. Император разгневался и второй раз послал за Митрофаном. Снова никакого ответа. Петр в третий раз посылает гонца со словами. «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи».
Святой Митрофан ответил на это так: «Передайте этому безбожному царю, что моя голова останется цела, а свою голову государь скоро сложит, если не возьмет себе в помощницы заступницу усердную — Матерь Божию. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов».
Когда Петру передали эти слова, он сразу приехал к святителю. Император встал на колени перед ним и просил прощения и святых молитв о себе, стране, народе.
Святитель Митрофан сказал тогда: «Возьми икону Казанской Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь — я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это.
Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери.
Русское воинство разбило врага — более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов.
Потом царь построил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали трудности. Он знал, что делал дело, благословенное Богом, он верил словам святителя Митрофана.
В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне Посадной улице старого гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 году перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 году в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.
В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте — чтобы поместить в нем прославленную икону. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.
С 1811 года Казанский собор был самым большим православным храмом Петербурга и играл главенствующую роль в духовной жизни столицы.
4 ноября — день празднования Казанской иконы Божией матери — считался в столице нерабочим. Престольный праздник собирал огромное количество людей. Киот с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в ризе из чистого золота, на которой сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, выносили на площадь перед собором и устанавливали на особом помосте, где служили молебен.
В 1812 году, после назначения главнокомандующим, М.И. Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне.
Казанский собор в Петербурге стал храмом — памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно наш великий полководец и воин — М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.
В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решеткой из темной бронзы с золочеными венками. Над могилой мемориальная доска из красного мрамора. Над доской — икона, которая была у гроба Кутузова перед его преданием земле. Над иконой — картина Ф. Я. Алексеева, изображающая крестный ход на Красной площади в 1612 году в честь освобождения Москвы от польских интервентов. Оформление могилы Кутузова — это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе.
После Октябрьского переворота в 1917 году началось разорение Казанского собора. В сентябре 1918 года настоятель Ф. Н. Орнатский вместе с двумя своими сыновьями был арестован ЧК и расстрелян. Сегодня церковь чтит его память среди новомучеников российских.
В 1922 году по декрету ВЦИК были изъяты почти все предметы художественного убранства и церковной утвари из драгоценных металлов. С чудотворной Казанской иконы Богоматери была совлечена риза, уничтожен главный иконостас. Церковнослужители — репрессированы. 26 декабря 1931 года по решению Леноблисполкома Казанский собор был закрыт и передан в ведение Академии наук для размещения в нем Музея истории религии и атеизма.
1941 год. Началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель — уничтожить Святую Русь, стереть с лица земли не только наш народ, но даже воспоминание о России.
Особо тяжелой была для нас зима 1942-го года. Немцы рвались к Москве. В блокадном кольце находился Ленинград. Очень немного истинных друзей осталось тогда у нашей страны. Но они были, и с тревогой и сочувствием молились за нас и помогали нам.
В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием ко христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия Салиб — митрополит гор Ливанских (Антиохийский патриархат). Он почитал Россию, ее святыни и помнил, что значит она для мира.
После обращения Александра III Илия Салиб горячо, всем сердцем молился о спасении страны Российской перед иконой Казанской Божией Матери. Владыка спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего — ни стола, ни стула, — лишь каменный пол и стены. Он затворился там на три дня, не вкушал воды и пития и не спал, а только молился — на коленях перед иконой Матери Божией с лампадой. Илия Салиб просил Заступницу открыть, чем можно помочь России. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. И вот через трое суток бдения потолок келии растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. «Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана», — троекратно произнесла Пресвятая Дева. Матерь Божия объявила, что он избран как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство — для богослужения.
Сейчас готовится к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в нем — ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город.
Необходимо отслужить молебны перед иконой Казанской Божией Матери под Москвой, под Сталинградом: Икона с войсками должна идти до границ России. По окончании войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы митрополита Илии в Москву. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.
Все произошло так, как и было предсказано. В осажденном Ленинграде не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод ежедневно уносил тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы, хотя не представляло большого труда войти в измученный, голодный город, но благоприятный момент был упущен, и произошел перелом событий.
Враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и удивительного героизма тех, кто его защищал и кто молился за него. Снова подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город святого Петра избран самой Богородицей и пока в нем находится Казанская Ее икона, и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают икону Казанской Божией Матери. Она во все времена от основания града была Заступницей его.
В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить обещания, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись.
Митрополит Илия прибыл в Москву. Встречали его торжественно. «Всю войну день и ночь я молился о спасении вашей страны, — сказал владыка. — Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на святой Русской земле и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а наоборот, почтили ее особым благоволением. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что, по словам великого русского святого преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!» Вот радость-то будет по всей земле великая».
В 1990 году была открыта новая страница истории храма, воздвигнутого в честь Заступницы Руси Пресвятой Богородицы. Первая Божественная литургия в Казанском соборе была совершена 4 ноября 1990 года в честь праздника Казанской иконы Божией Матери.
А в ноябре 1990 года, перед Новым годом, в Казанском соборе были обнаружены мощи святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В июле 1991 года рака с мощами святого Серафима Саровского была помещена в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
28 февраля 1991 года в соборе были обретены мощи святителя Иосафа Белгородского, которые с великими почестями перенесены и сейчас находятся в Белгороде.
В 1999 году было подписано соглашение между министром культуры России В. С. Егоровым, губернатором В. А. Яковлевым и митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром об освобождении собора Музеем истории религии и атеизма.
22 декабря 1999 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Казанский собор был возведен в кафедральное достоинство.
Сегодня кафедральный собор, освященный во имя Казанской иконы Божией Матери, живет полноценной приходской жизнью: богослужения, совершаются все таинства: крещение, елеосвящение (соборование), покаяние (исповедь), причастие, браковенчание, а также требы: отпевания, панихиды и молебны.
21 июля 2002 года, в престольный праздник Казанского собора, состоялось долгожданное событие: Казанская икона Божией Матери, ради которой возводился этот замечательный собор и, которая хранила Санкт-Петербург на протяжении трех веков, подавая великое духовное утешение всем русским людям, заняла свое место в храме.
Полтора часа, которые мы провели в соборе, были как праздник души. Величие, красота, благодать – все наполняет это чудесное место.
К иконе Казанской Божией Матери всегда стоят люди. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Ведь чаще всего к Ней обращаем мы свои взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Каждому из нас в этот день была дана возможность поклониться и прикоснуться к дорогой нашему сердцу святыне, отвлечься от суеты повседневной жизни и обрести радость новых впечатлений.

Тиша(181)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *