Сайт «Введенской монастырь Оптина пустынь»
В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, где и мы сами, имея начаток Духа …стенаем, ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23), есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая – как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости. Совсем недавно, до своего разрушения, обитель сияла, как немеркнущая лампада непрестанной молитвы, вместилище подлинно христианской любви и средоточия подвижничества. «О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!» – так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря. Оптина пустынь, без преувеличения, – наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ-ХХ вв. Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее. Прекрасна она в сиянии своем (Сир. 43, 12). Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.
Оптина пустынь – известный старинный монастырь в Российской глубинке. Находится в нескольких километрах от Козельска Калужской области. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный комплекс с пятью храмами, крепостными стенами и башнями. Неподалёку, в нескольких сотнях метрах, в древнем сосновом бору, расположилась приют монахов, их духовная цитадель – скит Иоанна Предтечи.
Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Но расцвет её начинается с возникновением старчества, с середины XIX века. Удивительно, что всего за 100 лет, в обители молились и достигли духовного совершенства, и высшего его состояния — святости 14 Преподобных Старцев Оптинских!
Когда возникла Оптина — точно неизвестно.
Первые письменные упоминания об обители встречаем в 1610 году в Козельских писцовых книгах. Здесь говорится об обители как уже построенной. Поэтому многие историки относят начало основания Оптиной пустыни к XV веку. Основателем обители традиционно принято считать покаявшегося разбойника-вятича по имени Опта. Говорят что Опта принял постриг с именем Макария и потому Оптина пустынь изначально называлась Макарьевой.
Так на протяжении нескольких веков монастырь жил своей жизнью, исполняя священный долг в трудах и молитвах. Во время правления Петра I обитель была упразднена. Восстановлена вновь Оптина в 1821 году.
«О посещении своем Оптиной Пустыни (в июне 1800 года) вот что писал Гоголь графу А. П. Толстому: «Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все»
Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время. Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам.
Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковскаго молдавского старца, возродителя «Духовнаго делания» в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом.
Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляете группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И. В. Киреевский закладываете основание философии «Цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.
Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.). Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Слава о Старце гремела по всей России. К нему устремляются со всех концов её. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.
Во время расцвета России и Оптиной Пустыни, тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление.
Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий, — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий–мудрец, Анатолий–утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию. Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании…»
Выдержки из книги Ивана Михайловича Концевича «Оптина Пустынь и её время»
Традицию духовного подвига продолжили Исповедники и Новомученики Оптинские после закрытия большевиками монастыря в 20-е годы прошлого века.
Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны, а дальнейшие судьбы бывших насельников обители в основном остались неизвестными. В трудные годы гонения христианства, исповедание веры многим монахам и священникам стоило жизни. Некоторые из них страдали десятками лет в сталинских лагерях и тюрьмах.
Они не думали о том как спасти свои жизни, а думали о том как умереть в Господе и с Господом. Господь не был отделен от них ни колючей проволокой, ни тюремной стеной, ни самой смертью.
Наши святые Преподобномученики раскрывают все вопросы, касающиеся перенесения скорбей. Прп. Никон Оптинский писал: «Скорбь есть ни что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу». И в другом месте: «Участь всех, хотящих спастись – страдать. Поэтому аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение». Прп. Рафаил подтверждает в письме из заключения слова собрата: «Верь, чадо мое, никогда во всю жизнь… я не чувствовал себя внутренне так удовлетворенным как теперь. Господь Промыслом Своим спасительным посылает нам скорби. Но Господь же и крепость людям Своим даст. Господь благословит люди Своя миром!»
Закончим словами исповедника: «Скорби и болезни наш земной удел, в них мы как злато в горниле очищаемся от всякой ежедневной примеси греховной… Скорбями и болезнями, как бы устами св. Пророка, Господь нам говорит – напоминает: опомнись, человек! Не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя, игрушками, скорогибнущими прелестями мира сего. Ты на земле путник мгновенный. Жизнь твоя краткий сон. Там за порогом твоей могилы ждет тебя вечность. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества, душа твоя без смерти – вечна, как вечен её Творец. Живи разумно, человечно. Постарайся приготовить себе место Там – достойное твоего звания. Твое назначение Небо…»
Монастырь Оптина пустынь был разорен. На его территории расположился сначала музей, затем техникум. На святом месте захоронения монахов кощунственно разбили огороды. В скиту был санаторий…
В конце периода безбожия, в конце 80-х началось возрождение Оптиной Пустыни. 17 ноября 1987 года монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви.
«3 июня 1988 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, монахи отслужили здесь первую литургию. Всех желающих молиться за богослужением храм не вместил, было тесно даже немногочисленной братии и послушникам, многие стояли на улице во дворе.
Господь милостив, во всём споспешествовал братии. Находились люди: деловые и мастера. Шло возрождение – оно само было чудом. Тысячи паломников сейчас приезжают в Оптину, находят отраду и утешение в молитве, в предстоянии Богу на службе, в поклонении святым мощам.
А тем паче когда собираются тысячи богомольцев на праздники оптинские или на Пасху.
На Пасху 1993 года иеродиакон Василий(Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников) приняли мученическую кончину. Их убил сатанист.
Над могилой убиенных возвели часовню. Они – мученики. И приходя к братиям на могилу, собеседуя и прося, люди чувствуют молитвенную помощь. Души их у Бога»
Благословенная Оптина пустынь – это драгоценный оплот духовного делания и монашеского общежития. Кто побывал здесь хоть раз, душа продолжает стремиться сюда вновь и вновь.
Умудренные старцы с белоснежными бородами, углубленные в молитву молодые монахи, многочисленные послушники и благоговейные прихожане и паломники представляют собой большую семью, основанную на глубоких христианских ценностях.
Никакие слова не могут передать дух Оптиной. Здесь надо побывать, чтобы почувствовать и понять православие в его чистом, незамутненном мирскими страстями, виде.
Оптина меняет людей. Она, как добрая мать согревает всех своим теплом. Дарит всем любовь, не разбирая, кто грешен, а кто праведен. Господь здесь близок …
Тиша(454)