(1896, каменная)
Если из Гряд в Горнешно идти напрямую – тропкой, то через километра полтора под ногами захлюпает болотная вода – дальше приходится идти по деревянным лавинкам. Еще немного и открывается туманно серый блик Горнешненского озера. На другом берегу брезжат какие то деревенские постройки – само Горнешно. Церковь открывается неожиданно: по пологому берегу протянулся изреженный временами ряд домов, а посреди деревни на сельском кладбище между лип возвышается Горнешненская церковь. Строительство ее датируется концом прошлого века. В деревне до 1917 года было 2 церкви: Церковь Спаса (старая, деревянная) и Церковь Рождества Христова (новая, каменная), которая сохранилась до наших дней. Церковь Рождества Христова была построена на средства двух местных купцов Александра Павловича Селина и Петра Лаврентьевича Мануйлова. По рассказам эти люди были очень добрыми, помогали покупать инвентарь, животных для хозяйства. После смерти купцов, по их завещанию, все долги односельчанам, бедным людям были прощены. Александр Павлович Селин скончался 5 февраля 1906 года, 47 лет от рождения. П.Л. Мануйлов скончался 31 июля 1902 года, когда ему было 74 года. После смерти их тела погребли рядом с входом в храм: одного по одну сторону, другого – по вторую. И по сей день, возвышаются памятники основателям церкви с надгробными надписями. Из надгробий, найденных на кладбище можно установить приблизительную хронологию служителей церкви. 1. Отец Протоирей Семен Белевский – служил при церкви села Горнешно 41 год, умер на 62 году, 22 июня 1868 года. 2. Иерей Петр Сергеевич Зверев – служил при церкви 10 лет. Умер на 35 году от роду, 19 марта 1878 года. 3. Священник – Николай Богословский, умер 3 октября 1906 года, когда ему было 65 лет. 4. Священник Николай Тодорский – умер 15 ноября 1908 года, когда ему было 26 лет. Последним священником церкви Рождества Христова был Михаил Богословский. В 1938 году церковь была закрыта, но колокола сняли еще раньше, в 1937 году, вся богатая церковная утварь была уничтожена, иконы разносили по домам, прятали. Стоит церковь на краю озера, на которое выходит западным фасадом. Архитектура церкви эклектическая. Построена она из кирпича с псевдорусским декором под XVII век. Композиция церкви развивается по продольной оси: колокольня над входом, трапезная, храм, завершенный тремяполукруглыми апсидами. По бокам колокольни (трапезная несколько растянута вширь) – два помещения. Церковная трапезная и колокольня с этими помещениями вписывается в плане в единый прямоугольник, так как все они имеют одинаковую ширину. Трапезная открывается в церковь огромной аркой, так что составляет с ней единое помещение, но с разными перекрытиями и разделенное «заплечиками» – короткими боковыми стенками. На запад трапезная открывается двумя арками: аркой входа и аркой, ведущей в югозападный «карман» у колокольни. В северозападном помещении при колокольне была лестница, которая утрачена, как и все внутреннее убранство церкви. Церковь крыта железом – вместе с барабаном, главкой и шатром колокольни. Главки церкви и колокольни рифленые. Крыльцо и цоколь – гранитные. Церковь бесстолпная, перекрыта очень плоским восьмигранным сомкнутым сводом с врезанным основанием световой главки. В углах вместо парусов плоские трехугольники. Апсиды перекрыты конжами. Трапезная перекрыта ребристыми сводиками из кирпича, которые опираются на железные полосы. Всего шесть таких сводиков, вытянутых с запада на восток. Проход под колокольней перекрыт крестовым сводом. Боковые помещения у колокольни – цилиндрические. Пол в западной половине самой церкви и в трапезной был устлан по корытообразному бетонному настилу. В «заплечиках» – стенках арки между церковью и трапезной имеются дымоходы. Окна церкви «в два света»: внизу сдвоенные арочные, вверху более крупные, по одной арке над нижними двумя. Внутри церкви стены разделены поясом на два яруса. Таким образом, снаружи, архитектура под русский стиль XVII века, внутри – как бы ренессанс. Роспись внутри храма сохранилась плохо. Раньше на стенах и сводах храма были фресковые росписи на библейские темы. Под колокольней в виде пирамиды сохранились два полотнища ажурных кованных решетчатых дверей. Горнешненская церковь представляет собой памятник архитектуры, выполненный в псевдорусском стиле.
Тиша(234)