(деревянная, 1840 года) Памятник культовой архитектуры, действующий храм, церковь Успения, 19 в., в д. Бор, Маловишерского района, Новгородской области — так записано в одном из официальных документов от 02.04.1997 г. Памятник, имеющий статус местного значения, находится в ведении Новгородского Епархиального управления Русской Православной Церкви. Церковь Успения примечательна тем, что со времени её основания всегда была действующей, наряду с немногими в России в жестокие для Русской Православной Церкви времена. Название деревни – БОР – говорит само за себя. Когда-то, давно, деревня была наверху, далеко от реки. Люди испытывали неудобства, из-за отсутствия достаточного количества воды и спустились на берег реки. А там непроходимый, красивейший сосновый бор, песчаная почва и могучая полноводная река. Мстинская земля – это зона десятков археологических памятников, говорящих об устойчивом заселении здешних мест примерно с 8 века, н.э., ещё до хождения княгини Ольги по Мсте в 947 году. Правда в районе деревни Бор не обнаружено археологами сопок, курганов, но они есть на противоположном берегу Мсты, у д. Золотое Колено, Сурики, Нижние Городищи. А вот кладбище в Бору – старинное. Именно здесь, появилась в 1840 г. часовня – небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Именно сюда с окрестных деревень – стали приходить жители для богослужения, здесь стали проводить и захоронения, тому есть свидетельства – старые могильные холмики со стоящими на них камнями. Подобных захоронений, да и кладбищ вообще у других деревень Мстинского поселения нет. По свидетельству старожилов, Бор — деревня вольная, жили здесь зажиточные крестьяне, домовитые, работящие. Дома крепко срубленные, подворья большие. Жили дружно, общие дела решали сообща, как на Новгородском вече. А на другом берегу реки Мсты – барские деревни: Льзи, Старая деревня, Золотое Колено, Городищи, Перелесок. Уклад жизни там был другой, всё зависело от барина. Шли годы. В 1841 году началось строительство Николаевской железной дороги, которое затронуло и наши места. В 1847 году через реку Мсту был построен деревянный мост. Вскоре он сгорел. И в 1870 году началось строительство нового железобетонного моста, продолжавшееся 13 лет. Со строительством мостов появляются в здешних местах новые люди, иностранцы, поляки в основном. Они были инженеры, мастера, а трудились на строительстве местные, простые люди, крестьяне. Приезжие стали жить в окрестных деревнях, поселение Мстинский Мост появилось позже, в 1901 году. Так в Бору появились Салынские, они были хорошими охотниками, Ребушинские и др. Богатые залежи белого кварцевого песка в верховьях Панинского ручья привлекли внимание приезжих. И в конце 19 века появились здесь стекольные завода Ребушинских. Хорошие были хозяева. От полотна железной дороги построили узкоколейку, удобно готовую продукцию отправлять в Петербург. Местные жители трудились на этих заводах. Всё у них было, а вот церкви не было. И как свидетельствуют старожилы, именно заводовладельцы Ребушинские инициировали часовню в деревне Бор перестроить под церковь. И застучали топоры местных мастеров, достроили алтарь, притвор, колокольню. О внутреннем убранстве церкви позаботились. Из Петербурга, не без помощи Ребушинских, прибыли два вагона (небольшие) – с церковной утварью и две недели стояли на станции, пока не достроили церковь. Есть утверждение местных жителей, что многие иконы, царские врата – из Петербургского храма святителя Павла. На обороте некоторых икон стоит дата – 1902 год. И так, в начале 20 века в селении Бор Крестецкого уезда Новгородской Епархии был освещён храм в честь Успения Божьей Матери. Проходили службы, отмечались религиозные праздники, такие как Успенье, Покров и т.д. Как и все приходские церкви, испокон веков, она стала выполнять важную государственную функцию: регистрировала рождение, браки, кончины прихожан. Появилась церковно-приходская школа, где преподавали арифметику, грамма¬тику, закон Божий. Русский народ издревле с почтением относился к православным обителям и храмам, видел в служителях религии светочей христианства, ежедневно возносил молитвы Господу в приходских церквях и перед домашними образами соблюдал посты, скорбел и веселился на частых праздниках, носил нательные крестики, Так было до 1917 года. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г, об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Местное нормотворчество привело к самовольному закрытию церквей, конфискации церковного имущества и предметов культа, арестам священнослужителей и привлечению их к принудительным работам и т.д. Тщанием местных жителей, воспитанных в достатке и благочестии, вольных по духу, церковь Успения в деревне Бор избежала многих, выше перечисленных событий. Прихожане продолжали посещать свою любимую духовную обитель, даже помыслов закрыть или разграбить у них не было. А кто и пытался это сделать, только приезжие из центра, они всем миром отстаивали её. 1923 год. Из Ленинграда, после окончания высшей духовной академии, был направлен в церковь Успения настоятелем отец Василий Озеров. Немолодой уже человек, семейный, матушка и четверо детей. Жил в большой усадьбе священника, напротив церкви, через дорогу. В настоящее время дом перестроен, сохранилась сторожка, которая до сих пор принадлежит церкви, да и дом старожилы называют «усадьба священника». Отец Василий был очень грамотным человеком, умело исполнял свой долг священнослужителя. Любили его прихожане, уважали, почитали всю семью. Не давали в обиду властям, пока это было в их силе. До того как стать священником, уже имел высшее инженерное образование, плавал на кораблях, имел уже большую семью. Трагическая ситуация при¬вела его в духовную академию, верность клятве, которую он дал в трагический момент. Однажды корабль терпел крушение. Оказавшись в студёной воде, помня о своей семье, о детях, как они без него будут жить, попросил помощи у Бога, читал молитвы и вдруг увидел икону Божьей Матери, плывущую по волнам. Что это было, видение? Но он оказался на какой-то коряге. Так пришло спасение и он дал клятву, что если выживет – будет священником. Служил верой и правдой, помогая в голодное время бедным и детям. Всё раздавал, что приносили в церковь, для своей семьи оставлял малость. Отец Василий Озеров служил в Борской церкви где-то до 1939-1940 гг, до войны. Самыми страшными для него годами были 1938, 1939, 1940 гг. Представители власти требовали от него отречения от сана священника, говоря, что он инженер, и может только этим приносить пользу государству. Приезжали ближе к ночи, и всеми способами, вплоть до применения физической силы и угрозы уничтожить семью, требовали отречения. Всё выдержал этот крепкий духом человек: «Не отре¬кусь! Я клятву дал! Лучше умру, но этого не сделаю». Судили его, приговорили к ссылке. На Колыме, вроде, он был убит. Правда, семью не погубили, уехали они в Ленинград. Во всём Советском Союзе к началу Великой Отечественной войны действо¬вали не более ста храмов и среди них наша ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ в деревне Бор. А церковь в селении Бор была, она бездействовала только с момента ареста и ссылки батюшки, в годы войны, лет шесть. Город Малая Вишера был занят немцами 23 октября, а 20 ноября 1941 г. был освобождён, но и он, и окрестности района находились в прифронтовой полосе. В деревне БОР расположилась военная часть. На другом берегу реки Мсты – зенитная батарея. Они охраняли Мстинский железнодорожный мост, важнейший стратегический объект. В деревне Бор организовали пекарни, пекли хлеб для нужд фронта. Навезли муки, штабеля мешков лежали под открытым небом. Осень. Куда убрать? В церковь. Она была закрыта, но находилась под зорким оком церковного старосты Василия Федоровича Васильева, 1888 г.р. и его помощника Василия Миронова. Старшина части, лет 36, украинец, обратился к ним за разрешением – занять помещение церкви под склад муки. Дал обещание, что всё церковное не будет тронуто, ведь «я человек верующий». Все иконы и церковную утварь сложили в алтарь, забили его досками – так до открытия церкви всё и находилось. Склад охранялся солдатами. Благодаря порядочности командира всё осталась в целости и сохранности, После войны, некая Монашка Татьяна обратилась к власти с прошениями открыть церковь, В 1946 г. церковь в Бору вновь открыли. Священники долго не задерживались, служили в те годы Отец Михаил, Отец Дмитрий и Отец Никанор. Они похоронены на кладбище, около церкви. За свою почти 170-летнюю историю наша церковь оставалась и остается со своим народом и в радости, и в печали, свято и неуклонно, вопреки гонениям исполняла и исполняет возложенную на нее духовную миссию.
Тиша(933)