Церковь в усадьбе Борейши в деревне Льзи.

Архитектурный облик церкви в усадьбе решен в русско-византийском стиле, характерном для церквей и храмов середины 19 – начала 20 веков. Типичные черты стиля в объемной компоновке храмов и церквей: строгая центричность плана и фасадов, зеркальная симметрия фасадов, всефасадность (скульптурность фасадов, т.е. одинаковая проработка всех деталей на фасадах), нарочитая массивность и тяжеловесность архитектурных форм, измельченный характер обработки фасадов. В деталировке храма русско–византийского стиля можно выявить такие характерные особенности как большое количество скульптурного декора фасадов, отсутствие полуциркульных абсид, килевидные закомары (кокошники), полуциркульные арки и арочные проемы, массивные колонны и пилястры Всем этим признакам соответствует церковь в усадьбе Борейши, как и ее отделка (белые оштукатуренные стены, резные капители колонок, серый гранит цоколя и лестницы) отвечает традициям русско–византийского стиля в том виде, в каком он сформировался в конце 19 века. Церковь была построена в конце 19 века в память о рано умершей дочери П.А. Борейши. По преданию она покончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви. При постройке Мстинского моста в имении бывало много молодых людей. Полюбила она одного инженера, но чувство осталось безответным, пережить этого она не смогла. Бытует и более прозаичная история ее смерти. Молодая девушка была страстной наездницей. Однажды она просто упала с коня и сломала себе шею, что и стало причиной ее гибели. Убитый горем отец, после похорон дочери, решил построить церковь, что и было сделано мастерами. Возможно, при ее создании использовался образец из альбома высочайше рекомендованных проектов церковных зданий, разработанных архитектором К.А. Тоном, изданного в 1838 г. Тем более, что и в Малой Вишере церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, принадлежавшая ведомству железной дороги, построена в 1864 году тоже в русско–византийском стиле, «сочинителем» которого был К.А. Тон. На историческом изображении Маловишерской церкви та же луковичная форма главки церкви, те же килевидные наличники окон, мотив венецианского окна. Материалы, используемые для построек, одинаковы: каменный цоколь, кирпичные оштукатуренные стены, кровельное железо. К северному фасаду церкви примыкает небольшая металлическая галерейка с красивой часовней. При входе в часовню на металлическом каркасе, слева, ясно видна надпись Ф. Санъ-Галли. С. П. Б. – фирменный знак завода-изготовителя. Сан-Галли – знаменитый петербургский фабрикант и изобретатель. Продукция его завода поставлялась на строительство императорских и великокняжеских дворцов, различных учреждений, банков, жилых домов. Старожилы рассказывают, что галерейка была с витражными окнами, а окна часовни были со стеклами, имеющими вытравки в виде креста. Крыша часовни была когда-то чешуйчатой, кровля имела свинцовые прокладки, завершал крышу равноконечный крест. Так было до 1917 года. В послереволюционные годы по отношению к церкви начался полный произвол, особенно с 1922 года. Не избежала этой участи и церковь в имении Борейши. Церковное имущество и предметы культа были разграблены местными жителями. Сняты кресты с часовни и церкви, исчезла свинцовая чешуйчатая крыша. Уже в более позднее время, как вспоминает Г.А. Хохлов, крышу часовни покрыли железом, в таком виде она находится и сейчас. В 20-е годы в церкви разместился деревенский клуб, «колхозный», как его позже назвали. После Отечественной войны руководством специального детского дома в церкви был устроен музей религии и атеизма, но просуществовал он недолго. Когда детский дом расформировали в 1978 году, новые владельцы – АО «Светлана» – устроили там склад. Внешний вид церкви очаровывает. С первого взгляда, особенно на расстоянии, кажется, что она находится в отличном состоянии. Небольшая, кубическая, одноглавая, стены кирпичные, оштукатуренные и побеленные. Цоколь и высокое крыльцо – гранитные. Барабан и кровля обиты железом. Главка глухая. Церковь бесстолпная, имеет безусловно сомкнутый свод, но он закрыт поздним потолком. Ее стены насыщены украшениями, под кровлей проходит ряд декоративных кокошников в виде крупных зубцов, объединенных между собой. Капители колонок над боковыми и задними окнами в штукатурке подражают византийской плетенке. Алтарная апсида имеет вычурную форму. С западной стороны (у крыльца) полностью отсутствует штукатурка, портал перед притвором обрушается, разрушается деревянная крыша притвора, а ведь на фото 1965 года видна совершенно другая крыша. Оконные проемы заколочены изнутри досками. Отлично сохранились решетки на окнах, мозаичный пол в приходе и солее. Пока красиво смотрятся старинные дубовые внутренние двери и наружные двери, такой же формы, как и дубовые, но сделанные целиком из железа и очень тяжелые, выполненные, как сказано выше, по всей видимости, на заводе Сан – Галли. Издали они кажутся дубовыми. Внутренне убранство церкви богато лепниной и живописью, последняя по распоряжению санэпидстанции в 60-е годы 20 века была забелена, но несмотря на это кощунство, живопись местами проступает. Свод церкви разделен перекрытием, как бы на два этажа – это было сделано в 50-х годах 20 века. Для более удобного подъема на второй этаж в притворе сооружена металлическая лестница с деревянными ступеньками. Под сводами церкви видны хорошо сохранившиеся росписи и лепнины. Витражи в окнах галерейки давно отсутствуют, как и стекла в окнах часовни. Нет дверей в часовню и усыпальницу. Лестница из часовни, ведущая в подвал церкви, где располагался некрополь семьи Борейши, сохранилась, но давно прогнила и представляет в настоящее время серьезную опасность для проходящего по ней. Внутренние помещения хорошо просматриваются (их пять — четыре небольших и одно (как бы холл) квадратное, примерно 22 метра), имеют крестовые и цилиндрические своды потолков, что хорошо декорирует их мрачность. Наличие четырех отдельных помещений подтверждает рассказ старожилов о том, что здесь были погребены четыре человека: сам хозяин имения Борейша, его дочь, жена и брат жены. А.И. Титов рассказывал, что цинковые гробы висели на цепях, вдетых в резные металлические столбики, укрепленные в полу. Фрагменты этих столбиков, срезанных автогеном, можно увидеть и сейчас. В послереволюционные годы тела усопших были вынесены из усыпальницы и перезахоронены на кладбище в Веребье.

Тиша(303)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *