Белые церкви плывут в бесконечности, О кладенцы неземной чистоты! Непокорённые граждане вечности, Белые церкви, святые кресты. Иеромонах Роман (Матюшин) Памятник культовой архитектуры, действующий храм, церковь Успения, 19 в., в д. Бор, Маловишерского района, Новгородской области — так записано в одном из официальных документов от 02.04.1997г. Памятник, имеющий статус местного значения, находится в ведении Новгородского Епархиального управления Русской Православной Церкви, А для нас и местных жителей — это просто церковь в д. Бор. Истории этой церкви и посвящено наше творческое исследование, которое является завершающим в изучении образовательной программы по краеведению «Путешествие в мир храма», Мы познакомились с внутренним и внешним устройством церкви; записали воспоминания местных жителей и протоиерея, отца Дмитрия, изучили имеющиеся документы и книги по истории Русской Православной Церкви Новго¬родской Епархии, Мы благодарны тем, кто помог нам открыть в знакомом окружении незнакомое приблизиться к ценностям культурного и духовного наследия Новгородского края- оценить значимость наследия родного края в культуре России. Наша церковь Успения примечательна тем, что со времени её основания (1840 г.) всегда была действующей, наряду с немногими в России в жестокие для Русской Православной Церкви времена. Ход времени, ход истории неумолим. Ушли из жизни старожилы села. Но тем ценней для нас те сведения, которые дошли от них к их потомкам. Со многими людьми мы беседовали, но самым авторитетным рассказчиком была ГОРДЕЕВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА, 1917 года рождения. Она родилась в Бору, жила и живёт только здесь. Будучи из семьи верующих, всю жизнь, как говорит она, была при этой церкви, а это не мало- 88 лет, Сорокина Татьяна Фёдоровна ,1921г.р.,19 лет работала в этой церкви бухгалтером, с 1974г. по 1993г. Она рассказала о деятельности двадцатки в советское время, предоставила документальные, свидетельства, фотографии Наше исследование мы изложили в форме рассказа, старожилов с использованием документальных — источников. Название деревни — БОР — говорит само за себя. Когда-то, давно, рассказывает Анастасия Павловна, деревня была наверху, далеко от реки. Люди испытывали неудобства, из-за отсутствия достаточ¬ного количества воды и спустились на берег реки. А там непроходимый, красивейший сосновый бор, песчаная почва и могучая полноводная река. Так оно и было, конечно. Мстинская земля это зона десятков археоло¬гических памятников, говорящих об устойчивом заселении здешних мест примерно с 8 века, н.э., ещё до хождения княгини Ольги по Мсте в 947г. А княгиня Ольга устанавливала погосты уже в обжитых местах, где с насе¬ления можно было получить хорошую дань. Правда в районе д. Бор не обнаружено археологами сопок, курганов, но они есть на противоположном берегу Мсты, у д. Золотое Колено, Сурики, Нижние Городищи. А вот кладбище в Бору — старинное. Именно здесь, появилась в 1840г. часовня — небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Именно сюда с окрестных деревень — стали приходить жители для богослужения, здесь стали проводить и захоронения, тому есть свидетельства — старые могильные холмики со стоящими на них камнями. Подобных захоронений, да и кладбищ вообще у других деревень Мстинского сельсовета нет. Ещё одно обстоятельство интересное. По свидетельству старожилов Бор — деревня, вольная, жили здесь зажиточные крестьяне, домовитые, работящие. Дома крепко срубленные, подворье большое. Жили дружно, общие дела решали сообща, как на Новгородском вече. А на другом берегу реки Мсты — барские деревни: Льзи, Старая деревня, Золотое Колено, Городищи, Перелесок. Уклад жизни там был другой, всё зависело от барина. Шли годы. В 1841 году началось строительство Николаевской железной дороги, которое затронуло и наши места. В 1847 году через реку Мсту был построен деревян¬ный мост. Вскоре он сгорел. И в 1870 году началось строительство нового железобетонного моста, продолжавшееся 13 лет. Со строительством мостов появляются в здешних местах новые люди, иностранцы, поляки в основном. Они были инженеры, мастера, а трудились на строительстве местные, простые люди, крестьяне. Приезжие стали жить в окрестных деревнях, поселение Мстинский Мост появилось позже, в 1901 году. Так в Бору появились Салынские, они были хорошими охотниками, Ребушинские. и др. Богатые залежи белого кварцевого песка в верховьях Панинского ручья привлекли внимание приезжих. И в конце 19 века появились здесь стеколь¬ные завода Ребушинских. Хорошие были хозяева. От полотна железной дороги построили узкоколейку, удобно готовую продукцию отправлять в Петербург. Местные жители трудились на этих заводах. Всё у них было, а вот церкви не было. И как свидетельствуют старожилы, именно заводовладельцы Ребушинские инициировали часовню в деревне Бор перестроить под церковь. И застучали топоры местных мастеров, достроили алтарь, притвор, колокольню. О внутреннем убранстве церкви позаботились. Из Петербурга, не без помощи Ребушинских, прибыли два вагона (небольшие)- с церковной утварью и две недели стояли на станции, пока не достроили церковь. Есть утверждение местных жителей, что многие иконы, царские врата из Петербургского храма святителя Павла. На обороте некоторых икон стоит дата — 1902г. И так, в начале 2О века в селении Бор Крестецкого уезда Новгородской Епархии был освещён храм в честь Успения Божьей Матери. Проходили службы, отмечались религиозные праздники, такие как Обретенье, Успенье, Покров и т.д. Имена священников неизвестны. Как и все приходские церкви, испокон веков, она стала выполнять важную государственную функцию: регистрировала рождение, браки, кончины прихожан. Появилась церковно-приходская школа, где преподавали арифметику, грамма¬тику, закон Божий. Русский народ издревле с почтением относился к православным обителям и храмам, видел в служителях религии светочей христианства, ежедневно возносил молитвы Господу в приходских церквях и перед домашними образами соблюдал посты, скорбел и веселился на частых праздниках, носил нательные крестики, ТАК БЫЛО ДО 1917 года. Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достой- ного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена девятисотлетия христианства страны, являлось делом церкви. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г, об отделении церкви от государства и школы от церкви, фактически этот документ действовал более 70 лет и был признан утратившим силу Верховным Советом РСФСР лишь в октябре 1990 года. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Местное нормотворчество привело к самовольному закрытию церквей, конфискации церковного имущества и предметов культа, арестам священнослужителей и привлечению их к принудительным работам и т.д. В стране шлагражданская война, царили голод и разруха. Церковь стала организовывать помощь голодающим. Новой власти эта деятельность церкви была неугодна, она принимает декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабёж церков¬ного имущества. Выполняя приказы народных комиссаров и председателей губернских исполкомов, миряне-прихожане делили земли и инвентарь, описывали и тащили в подвалы государственных хранилищ церковные ценности, созданные трудом их предков, рушили храмы и устраивали в них склады и клубы, расстреливали священно- и церковнослужителей. Это вызвало протест, как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В книге М.Н.Петрова «Крест под молотом» есть интересные сведения по Малой Вишере. В Центральном архиве ФСБ хранится дело «Об изъятии церков¬ных ценностей» состоящее из ежедневных сводок о наиболее важных событиях 1922 года. 5 апреля в г. Малая Вишера состоялось собрание верующих по вопросу об изъятии церковных ценностей. Собрание прошло бурно. По окончании собрания вынесена резолюция: «Ценностей не сдавать, а необходимую сумму покрыть добровольными пожертвованиями». Резолюция принята единоглас¬но. В связи с усилением деятельности антисоветских элементов губком на основании директив ЦК РКП постановил временно прекратить изъятие ценностей, перенеся таковые на время после Пасхи. Создана секретная руководящая тройка в составе: секретаря губкома…» Решающий удар по церкви был нанесён в 1922году. Были организованы громкие суды, на которых ряд крупных церковных деятелей приговорили к смертной казни. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Создаётся Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник». Появляется специальный государственный орган по надзору за религиозными конфессиями. На местах появились, уполномоченные по делам религий. Прихожанам разрешили проводить религиозные обряды, сделать опись церковного имущества, разработать устав общины, составить списки членов коллектива, его исполнительного органа и причта — всё это предоставлять уполномоченным по делам религий. Так Коммунистическая партия на 70 лет закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека». Тщанием местных жителей, воспитанных в достатке и благочестии, вольных по духу, церковь Успения в деревне Бор избежала многих, выше перечислен¬ных событий. Прихожане продолжали посещать свою любимую духовную обитель, даже помыслов закрыть или разграбить у них не было. А кто и пытался это сделать, только приезжие из центра, они всем миром отстаивали её. 1923 год. Из Ленинграда, после окончания высшей духовной академии, направляется в церковь Успения настоятелем ОТЕЦ ВАСИЛИИ ОЗЕРОВ. Немолодой уже человек, семейный, матушка и четверо детей. Живёт в большой усадьбе священника, напротив церкви, через дорогу. В настоящее время дом перестроен, сохранилась сторожка, которая до сих пор принадлежит церкви, да и дом старожилы называют «усадьба священника». Отец Василий был очень грамотным человеком, умело исполнял свой долг священнослужителя. Дружил он с отцом Анастасии Павловны. Она хорошо помнит всю его семью, как он приходил в их дом, долго беседовал с отцом. Любили его прихожане, уважали, почитали всю семью. Не давали в обиду властям, пока это было в их силе. До того как стать священником, уже имел высшее образование, инженер, плавал на кораблях, имел уже большую семью. Трагическая ситуация при¬вела его в духовную академию, да ещё верность клятве, которую он дал в трагический момент. Однажды корабль терпит крушение. Оказавшись в студёной воде, помня о своей семье, о детях, как они без него будут жить, просит помощи у Бога, читает молитвы и вдруг видит, икону Божьей Матери плывущую по волнам. Что это было, видение? Но он оказался на какой-то коряге. Так пришло спасение, он даёт клятву, что если выживет — будет священником, Служил верой и правдой, помогая в голодное время бедным и детям. Всё раздавал, что приносили в церковь, для своей семьи оставлял малость. Помогал отцу Василию церковный староста — ПР0К0ПИЙ СТЕПАНОВИЧ КОЧЕГАРОВ. Тому свидетельство — дарственная надпись на Евангелие датиро¬ванная 192З годом. Сие Святое Евангелие дарю в благословение Боголюбивому ХРАМОЗДАТЕЛЮ церковному старосте Прокопию Степановичу Кочегарову на молитвенную память «О дне освящения» в честь УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ создавшего им приходского храма в селении БОР Крестецкого уезда Новгородской Епархии Ваш богомолец Архимандрит Тихон (настоятель монастыря) 1923г. мая 7 дня, воскресенье. Судя по надписи, можно предположить, что Прокопий Степанович церковным старостой стал давно. Слово «храмоздателю» — значит — храм создавшему, строившему храм. «О дне освящения» — можно предположить дату освящения церкви — 7 мая. Анастасия Павловна помнит этого человека. Пожилой уже был, В 30-е годы вероятно умер. Сыновья его, двое, стали носить фамилию Степановы, такое было в 30-е годы. Один из них был репрессирован, (СМ. приложения), второй погиб на войне. Хранятся эти документы, для нас бесценные, у правнучки Прокопия Степа¬новича — Марии Юрьевне Степановой, которая нам любезно их предоставила. Отец ВАСИЛИЙ ОЗЕРОВ служил в церкви Борской где-то до 1939-1940гг, до войны. Самыми страшными длянего годами были 1938,1939,1940гг. Об этом времени мы расскажем далее. Представители власти требовали от него отречения от сана священника, говоря, что он инженер, и может только этим приносить пользу государству. Приезжали ближе к ночи, и всеми способами, вплоть до применения физической силы и угрозы уничтожить семью, требовали отречения. Всё выдержал этот крепкий духом человек: «Не отре¬кусь! Я клятву дал! Лучше умру, но этого не сделаю». Судили его, приговорили к ссылке. На Колыме, вроде, он был убит. Правда, семью не погубили. Уехали они в Ленинград. Матушка к нему 2-3 раза ездила туда. Там и умер. Анастасия Павловна изредка, встречалась с его потомками. Все хорошими людьми стали, образованные, учёные или академики даже есть. Из книги «Крест под молотом» профессора НовГУ Петрова М.Н., которую он написал на основе документов, мы узнали о страшных делах страшного времени, пережитого нашими дедами, прадедами. Гибельное для Русской Православной Церкви и священнослужителей время наступило с первыми пятилетками с 1927 года. Под призывы о форсировании индустриализации и коллективизации отбирали у верующих ранее переданные им церковные здания, сдавали на металлолом утварь и. колокола, жгли иконы и иконостасы, обдирали позолоту с куполов, разбирали, храмы на строительные материалы или оборудовали в них хлебные склады. Выхолит циркуляр «0 порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества» — 19 сентября 1927 года. При плохом состоянии здания церкви — договор с верующими расторгался, составлялся новый договор, уже на пользование молитвенным домом, там где церкви сохранились после разграбления. Церковь стали называть молитвенным домом. По договору коллектив верующих должен заботиться о состоянии цер¬кви. К счастью разборка на кирпичи, уничтожение храмов не приняли в тихом провинциальном Новгороде и его окрестностях таких диких масштабов как в древнерусских городах„ Эти моменты страшные не затронули церковь Успения в Бору, как мы знаем. В 1929 году проводится шумная кампания по закрытию церквей и снятию колоколов. Объясняли власти тем, что религиозные предрассудки затрудняли выполнению задач, поставленных пятилетним планом социалистического строительства, низким уровнем культурного развития населения. Свои неудачи свалили на плечи верующих. В печати появляются статьи о вреде религии и совершения религиозных обрядов. Верующие оказали сопротивление закрытию церквей и снятию колоколов, в сельских районах оно было значительным. Тому свидетельство — церковь в Бору. Среди тысячи раскулаченных и сосланных в отдалённые районы Новгородских крестьян, было немало священников, обвинённых в активном противодействии курсу партии и правительства на массовую, коллективизацию сельского хозяй-ства. За неуплату налогов — по приговору народного суда отправляли людей в места не столь отдалённые. А «служителей культа», ещё в 1924 году первой Российской Конституцией (основной закон нашей жизни), лишили избирательных прав и обложили повы¬шенными налогами, или твёрдыми заданиями. По терминологии того времени они стали «лишенцами». Скрупулёзно высчитывали, каким имуществом распола¬гает батюшка, за это — ссылка, работы на лесоповале и т.д. Участились случаи перехода со священнической службы на службу советскую Поп-растрига, отступник, — отщепенец,- предательским снятием сана запятнали честь священнослужителя. Но всё же, единичны были эти факты и опре¬делялись совестью отдельного человека или отсутствием оной. Можете представить, какие испытания — пришлось вынести ОТЦУ ВАСИЛИЮ ОСИПОВУ. В первой половине 1930-х годов Советский Союз охватил экономический, кризис. По команде, сверху начались в декабре 1934 года массовые репрессии против инакомыслящих и врагов народа. 4 года большого террора до 1938 года. Волна репрессий захватила Новгородчину летом 1937 года. Не миновала чаша сея и священно — церковнослужителей. Новгородской епархии. Состав особой тройки решал судьбы человеческие шло планомерное уничтожение этой социальной группы населения. Фактически Русская Православная Церковь к концу 1930-х годов превратила существование. Режиму понадобилось два десятка лет, чтобы разорить создававшееся более девяти столетий. Во всём Советском Союзе к началу Великой Отечественной войны действо¬вали не более ста храмов и среди наша ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ в деревне Бор. На свободе остались лишь четыре правящих архиерея — в т.ч. митрополит Ленинградский и Новгородский АЛЕКСИЙ. В эти годы ЦЕРКОВНАЯ ДВАДЦАТКА отказалась от руководства или распалась боясь расправы, и с 1937 года многие церковные здания не функционировали. Никто из верующих принять на себя культовое имущество, а также и церковь, не изъявил желания. А церковь в селении Бор действовала, батюшка был. Она бездействовала с момента его ареста и ссылки, в годы войны, лет шесть. Да, — каких людей и духовных ценностей, потеряли мы, лишилась Великая Россия!!! Из 692 репрессированных в 1918-1938 годах священнослужителей Новгорода и его административной округи 551 был приговорён к ВМН — Высшей мере наказания- понятие «смертная казнь».Палачам и в голову не приходило, пишет в предисловии к книге академик Янин В.Л., что аббревиатура ВМН может быть раскрыта как сокращение святого слова «ВЕЛИКОМУЧЕННИК». К высшей мере наказания была приговорена и культура. Христианство составляло значительную часть внутреннего мира человека. Разрушение традиционной культуры. Храмы и фрески, иконы и церковная утварь хрупки и уязвимы К счастью, в Новгороде, забота о церковной старине была укреплена стараниями просвещённого митрополита Арсения, а также сохранена тщаниями не всегда последовательной общественности. Главной же духовной силой продолжали оставаться люди — верные христианским традициям служения. Церковь в годы Великой Отечественной войны не только заняла активную патриотическую позицию, пробуждая и укрепляя любовь к Родине верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказывала значительную помощь государству. Священники на оккупированных территория: поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них убиты гитлеровцами. Это всё привело к некоторому ослаблению на неё со стороны государств. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководители Русской Православно Церкви со Сталиным. Был избран вновь патриарх – им стал Сергий, образован Священный синод, открылось несколько духовных семинарий, освободили из заключения часть священников. Однако контроль властей над церковью по-прежнему оставался весьма жёстким. Город Малая Вишера был занят немцами 23 октября, а 20 ноября 1941 г. был освобождён, но и он и окрестности района находились в прифронтовой полосе. В деревне БОР расположилась военная часть. На другом берегу реки Мсты — зенитная- батарея. Они охраняли Мстинский железнодорожный мост, важнейший стратегический объект. В деревне Бор организовали пекарни, пекли хлеб для нужд фронта. Навезли муки, штабеля мешков лежали под открытым небом. Осень. Куда убрать? В церковь. Она была закрыта, но находилась под зорким оком церковного старосты ВАСИЛЬЕВА ВАСИЛИЯ ФЕДОРОВИЧА, 1888 г.р. и его помощника — МИРОНОВА ВАСИЛИЯ. Старшина части, лет 36, украинец, обратился к ним за разрешением — занять помещение церкви под склад муки. Дал обещание, что всё церковное не будет тронуто, ведь «я человек верующий». Все иконы и церковную утварь сложили в алтарь, забили его досками — так до открытия церкви всё и находилось. Склад охранялся солдатами. Благодаря порядочности командира всё осталась в целости и сохранности, После войны, некая МОНАШКА ТАТЬЯНА, обращалась к власти с прошениями открыть церковь, В 1946 г. церковь в БОРУ вновь открыли. Священники долго не задержи¬вались, служили в те годы Отец Михаил, Отец Дмитрий и Отец Никанор. Они похоронены на кладбище, около церкви. Запомнился старожилам села ОТЕЦ ДМИТРИЙ, пожилой человек, 69 лет, одинокий. Приход большой, люди шли в церковь, он всё не успевал делать. Добрый был, жил в церковной сторожке. После службы всё раздавал детям и сиротам. Голодных в те годы было много. В 1949 году, ночью пришли со станции Мстинский Мост четыре мужика в сторожку, избили старого человека до полусмерти, думали чем поживиться. Месяц пролежал отец Дмитрий, служить не мог, литургию проводил сидя. Вскоре умер, а память осталась добрая о нём. В 1949 годы в церковь д. Бор назначен был священником НИКОЛАЙ ПЕТУХОВ, тот, который потом отрёкся от сана где-то в начале 50-х годов — так о новом священнике рассказывали все, с кем мы беседовали, почему-то не называли Отец Николай, а тот Николай Петухов, который… Священником он был неплохим, приехал из Ленинграда, женат на вдове с ребёнком — это по церковным канонам нарушение. Участник войны, имел награды. Духовную семинарию или академию Ленинградскую окончил после войны. На войне дал клятву, если выживет, пойдёт Богу служить и людям. Что заставило его отречься от сана священника, вынужден ли, по своей ли воле, но отрёкся, с таким клеймом попа-растриги и остался в памяти местных жителей. Жил в г. Мга. Выступал в клубах, Домах культуры, вёл, как тогда говорили антирелигиозную пропаганду. Издательства издавали в его брошюры, печатали статьи в журналах. Личность известная в 50-60-е годы в идеологических кругах. После Петухова Николая священником в церковь Успения д. Бор был направлен ОТЕЦ АРСЕНИЙ служил долго — 28 лет, до 1980 года,. Была семья, матушка и трое детей. Вот об этом священнике все рассказывают охотно, с любовью и уважением, почтением, вернее сказать. Называют частенько по имени-отчеству — АРСЕНИЙ МИХАИЛОВИЧ. Отец Арсений- фронтовик, из семьи потомственных священников, его отец был священником в городе Вышний Волочёк. Сергей Иванович Дмитриев рассказывает: «Распахнул как-то 9мая в День Победы рясу (одежда священника), а там иконостас- ордена и медали. Только в этот день могли видеть прихожане такой орденоносный иконостас. Добросовестно выполнял свои обязанности, добрый, честный, порядочный человек. Умница’! А какой голос! Как запоёт в церкви!!! Мурашки по телу… В 70-е годы часто болел, особенно глаза, ослеп практически. Был церковным руководством отстранён от службы в церкви, но не от сана священника. Жил по-прежнему на станции Мстинский Мост, умер и похоронен в Бору, у церкви, где и все священники. В 1980 году направили служить в церковь д. Бор молодого священника, после окончания духовной семинарии отца ПЕТРА ГЛАДУНА. Семь лет – служил. Хороший священник, жил на станции Мстинский Мост в доме Агеевой А.И. (СМ. фото в приложении). В 1987-н.1988 года уехал домой, на Украину. По направлению из Ленинграда, после окончания духовной академии, в церкви опять молодой священник — отец АЛЕКСАНДР ПАНИЧКИН, 13 лет здесь служил. Отец Александр тоже из семьи священника. Заболел его отец в Ленинграде, и он стал просить об отставке, не отпускали его, но добился перевода в Ленинград. Сейчас служит в каком-то большом храме Санкт-Петербурга. Не забывает наши места, приезжает в Бор, всегда шлёт поздравительные открытки своим бывшим прихожанам. В Ноябре 1987года Новгородский областной комитет Защиты мира, направление областного отделения Советского фонда мира награждают почётной грамотой Исполнительный орган Успенской церкви в деревне Бор, за активную деятельность в движении сторонников мира. На торжественном собрании почётные грамоты вручал И.И. Сергунин, герой Советского Союза, председатель Новгородского областного комитета защиты мира, автор книг о ленинградских и новгородских партизанах (СМ приложение фото и почётные грамоты). С 2000 года и по настоящее время служит в церкви д. Бор священник отец ДМИТРИИ ШКОДНИК. Приход у него большой — Никольская церковь в городе Малая Вишера, Успения в Бору, церковь в Оксочах, ещё не забывает и построенные вновь в деревнях часовни. Старается всё сделать хорошо. До осени 2005 года, начиная с 1990-х годов у него была хорошая помощница — церковный староста ГОРДЕЕВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА. Она, как мы уже говорили, всегда была при церкви, но официальных обязанностей не брала на себя, так помогала во всём. 88 лет дали о себе знать, нездоровье началось, силы ушли, зимует сейчас у дочери в г. Чудово, грустит и тоскует по своему Бору, особенно по церкви. Об этом человеке отдельный разговор. Переложила Анастасия Павловна свои хлопоты на отца Дмитрия, как он сказал, вряд ли будет у меня такая помощница. Её честностью и порядочностью, старанием отца Дмитрия, начиная с 2000 года, сделан ремонт церкви, которого не было с 1956 года. Немалые затраты были вложены, но приносит хороший доход церковь. Посещают прихожане, жертвуют на храм. Реставрирована колокольня, как была раньше, укреплён новый деревянный крест, сделан ремонт в алтаре, ремонт крыши, чердака, внутри храм обшит вагонкой, отопление современное — тепло и уютно прихожанам. Вновь покрашен храм, как и во все времена — в голубой цвет — как все церкви Успения Пресвятой Богородицы. Проходят службы, крещения, венчания, отпевание, вообще традиционные церковные обряды. Крестные ходы — так величаво, торжественно. Всё изменилось в лучшую сторону. Вот только есть непорядочные люди – воры. За последние годы шесть раз пробирались в церковь, уносили и иконы, да крупных размеров не вынести. Одно вот это беспокойство. В 50-е, кто-то из жителей деревни Карпина Гора принес в Борскую церковь небольшую деревянную скульптуру темного цвета (черного) преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО. Так в Успенской церкви на месте ризницы появился небольшой придел, алтарь преподобного Нила Столобенского. Деревянную скульптуру святого, особо почитаемого на Руси, поместили в небольшой застекленный киот, с открывающейся передней дверцей. С этого момента в память о почитаемом святом дважды в год в церкви проводится литургия – богослужение: 7 декабря в день представления преподобного и 27 мая в день обретения мощей. Нас заинтересовала и личность Нила Столобенского, и его необычное изображение, не икона, а деревянная скульптура. Оказывается с именем монаха Нила связано возникновение монастыря Нилова Пустынь, что в Тверской области, в 400-х км от города Малая Вишера. На карте России Тверская область занимает особое место. Здесь находится исток Волги, здесь собирают свои воды Днепр и Западная Двина. Здесь – самое крупное озеро – СЕЛИГЕР, жемчужина Центральной России. А озеро Столобное одно из многих небольших озер рядом с Селигером. Территория Тверского края является важным духовным центром России. Монастыри, храмы и святые места, среди которых святыня России – НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ пустынь, отметившая в 1994 году свое 400-летие. Нил Столобенский – личность историческая, достоверная. Он был послушником Крыпецкого монастыря под Псковом, где принял постриг, затем удалился от мира в глухое место – остров Столбное. На остров он пришел в 1528 году с иконой Владимирской Божией Матери, жил в пещере, потом построил келью и часовню. Проводя дни и ночи в молитве, не позволял себе ни на минуту прилечь на ребро, а повисал на деревянных костылях, вбитых в стену. С этими атрибутами истязания своей плоти его чаще всего и изображали на иконах, и в деревянной скульптуре. В середине 19 века монастырь представлял собой хорошо налаженное хозяйство, где монахами и богомольцами делалось все необходимое. Большой доход приносили монастырю скульптуры Нила Столобенского, вырезанные из дерева. Это было народное искусство, народный промысел, приносящий доход. Возник он стихийно, но не только из-за материальной заинтересованности. Что вдохновило первого мастера? Вероятнее всего – поза во время смерти. Склоненная голова в сторону сердца, покой и смирение. Церковным каноном запрещалось изготовление скульптур, только икона. Но снова и снова это ремесло возникало. И промысел этот был связан не только с материальной заинтересованностью, а в первую очередь с почитанием этого святого подвижника. Фигурки Нила Столобенского были различные, величиной с ладонь и в высоту человеческого роста. Самые большие резались для церквей, а маленькие разносились повсюду богомольцами, вместе с ними попадая даже далеко в Сибирь. Скульптурные изображения святого украшали сусальным золотом и серебром, ставили в резные ковчеги, напоминавшие о пещере старца. До революции, особенно в начале 20 века, Нило-Столобенская пустынь являлась наиболее посещаемой по количеству паломников российской святыне. Так деревянная скульптура святого оказалась в наших местах, есть она и в Никольской церкви г. Малая Вишера. История церкви Успения в деревне Бор ждет дальнейшего завершения. Собранные нами материалы еще не все изучены, надо завершить работу с ними. В первую очередь – о деятельности церковной двадцатки в советское время. Ждут исследования документальные свидетельства, перечень фамилий и дел в эти сложные для церкви годы. Мы убедились, что у местного населения сохранилось от своих предков много исторических свидетельств, что оно охотно откликается на общение с нами и ценит наш интерес к прошлому. За свою почти 170-летинюю историю наша церковь оставалась и остается со своим народом и в радости, и в печали, свято и неуклонно, вопреки гонениям исполняла и исполняет возложенную на нее духовную миссию. Сегодня, живя в век, который обещает быть весьма нелегким, Русская Православная Церковь ставит перед собой новые задачи. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси сказал: «Церковь не останется равнодушной к происходящим в обществе процессам. Всегда пребывая со своим народом, она тем более не сможет покинуть его в это сложнейшее и лукавое время».
Тиша(640)
Здравствуйте, моя бабушка Озерова Зинаида Ивановна, родившаяся в с.Усть-Волма крестецкого района Новгородской области 26.09.1926 г. приходилась племянницей Озерова Василия Степановича (Стефановича). Его отцом был пономарь Стефан Андреевич Озеров (род. 1837 – уп. 1883) (1877/82 год)// сын дьячка, мать Евдокия Николаевна Соколовская (род. 1837 – уп. 1883) // дочь священника Морозовской церкви Николая Соколовского. Также, священнослужителями были братья Озерова Василия (в семье было 9 братьев и сестер, 5 из детей умерли в 1882 году.):
— Иван Стефанович (Степанович) Озеров (род. 1878 – расстрелян 20.03.1938, Ленинград) — служитель религиозного культа на ст. Мстинский мост.
— Николай Стефанович (Степанович) Озеров (род. 1876, Ленинградская обл., Крестецкий р-н, с. Усть-Волма расстрелян 28.12.1937, г. Боровичи), с 1904 года священник Высокоостровской церкви Новгородская губ., Окуловский р., д. Высокий Остров.
— Григорий Стефанович (Степанович) Озеров (род. 1880, Ленинградская обл., Крестецкий р-н, д. Усть-Волма – расстрелян 5 октября 1937, г. Новгород) – священник Морозовичской церкви Крестецкого уезда.
Все они были репрессированы в 1937-1938 гг.
Выражаю огромную благодарность за данную статью, отдельное спасибо за публикацию воспоминаний старожилов д.Бор об Озерове Василии, для нашей семьи они очень значимы.
Здравствуйте, Светлана! Простите не знаю вашего отчества. Рада, что мой сайт Вас заинтересовал. Спасибо большое Вам за такой подробный рассказ. Я Вам отвечу сейчас на электронную почту. Думаю, что Вас заинтересует моя информация. Посмотрите пока по ссылке книгу Ларисы Алексеевны Куриковой. Вы найдете в книге много полезного для Вас) //martisha.ortox.ru/prixodskoe-duxovenstvo-malovisherskogo-kraya-v-xix-v-nachale-xx-vekov/ Если мое письмо на Вашу эл. посту не придет, напишите мне, пожалуйста, еще раз в комментарии сюда.