Подпрограмма программы «Путешествие в Мир Храма»
Выступление на Сретенских чтениях 07 февраля 2013 года
Слайд 1.Авторская программа «Духовное краеведение Новгородского края»
Слайд 2. Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой. Д.С.Лихачев
Базовым компонентом общественной жизни является духовно — нравственная культура общества. Духовно — нравственное воспитание является базовой основой новых Федеральных государственных стандартов образования. Духовно — нравственная культура — фундамент образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия, основанная на принципе единства свободы и ответственности. Приобщение к ценностям православной культуры позволяет решить одну из актуальных задач современной школы — становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.
Православие является неотъемлемой частью истории русского народа, духовно — нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которое оно хранит и которое является актуальным в современности.
Слайд 3.«Малая» родина в жизни человека – главная родина, и именно из детства идет формирование понятия Родины как государства, в котором мы живем. Поэтому одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки в букваре, песни матери, берез под окном.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Учащихся полезно знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Слайд 4.Задача учителя при ознакомлении учащихся с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути Новгородской земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Слайд 5: «Духовное краеведение Новгородского края» – это предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Новгородских, представленную в традициях жизни людей и объектов религиозной культуры.
Актуальность данной программы обусловлена потребностью духовного возрождения школьников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта.
Особенностью программы является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае. Духовное краеведение предусматривает систематическое посещение музеев, выставочных залов, расположенных в области проживания, а также экскурсии в храмы и монастыри и другие памятные места.
Слайд 6: Цель данной программы: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к духовным святыням древнего и современного Новгородского края, ее культуры и истории.
Задачи:
— Изучение духовной истории Новгородского края, знакомство с житиями святых, подвижников Новгородских;
— Знакомство с православной культурой прошлого и настоящего Маловишерского района и Новгородской области через архитектуру, иконопись, скульптуру, литературу;
— Воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.
Программа рассчитана на 51 часа, 1,5 часа в неделю.
Слайд 7: Примерное содержание и тематическое планирование
Слайд 8:Основные формы занятий:
— Исследовательская работа — особенность этой формы работы в том, что работа основана на краеведческом материале. Ведется работа по изучению истории монастырей, храмов, часовен (в том числе и уничтоженных), святых источников Новгородского края; жизнеописаний местных святых и подвижников благочестия.
Слайд 9: Паломническая поездка — организуется с участием учащихся, срок от 1 до 3 дней. Особенность этой формы в том, что такие поездки представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий.
По данным исследования 90% информации мы получаем через зрение, 10% — через слух. Стало быть, передача учащимся учебного материала, который основывается на слуховом восприятии, — менее эффективна, чем – на зрительном восприятии.
Одним из важных моментов паломнических поездок является их духовно — просветительская составляющая. При посещении святых мест мы узнаем об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в наш паломнический маршрут.
Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России, что обычно и привлекает нас.
Слайд 10: В работе используются и традиционные формы работы:
— Беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;
— Праздники, литературно – музыкальные вечера;
— Создание мультимедийных презентаций;
— Просмотр слайд и видеофильмов по православной тематике;
— Детская благотворительность.
Слайд 11: Экскурсии в музеи и исторические места родного города и края.
Разумеется, говорить о результатах этой работы пока трудно.
Во — первых, в ней должна быть определенная система, преемственность от младшего школьного возраста к среднему и старшему.
Во — вторых, необходима поддержка всего педагогического коллектива. Классные руководители готовят экскурсии по родному краю, привлекают родителей, только вместе с ними мы сможем активно воздействовать на душу ребенка, формируя его внутренний мир.
В-третьих, поддержка местного благочиния.
Слайд 12: Важно в работе то, что рядом всегда есть те, кто окажет методическую помощь, подскажет, как поступить в той или иной ситуации.
Слайд 13: И все-таки первые шаги с Божией помощью сделаны, что позволяет подвести некоторые итоги.
За время работы по православной тематике у меня накопился небольшой материал, который я разместила на сайте «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры».
Слайд 14: Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры //martisha.ortox.ru/
Слайд 15: На уроках звучат рассказы о доброте, честности, сострадании, дети становятся богаче духовно. В курсе «Духовное краеведение Новгородского края» есть возможность говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому.
Меня привлекает в курсе «Духовное краеведение Новгородского края» то, что на наших уроках мы постоянно используем богатейший краеведческий материал, позволяющий узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. В качестве примера приведу урок «Моя семья в истории Новгородского края и Маловишерского района». Разговор шел об истории города Малая Вишера, об Успенском храме
Слайд 16: и храме святителя Николая Чудотворца, о тех людях, которые строили город, восстанавливали церковь св. Николая Чудотворца.
Многие подробности явились для детей настоящим открытием.
Урок пробудил в них желание узнать родословную своей семьи, и некоторые по-настоящему увлеклись этим и провели целые исследования.
Слайд 17: Для меня, как для учителя, очень ценным итогом таких уроков были творческие работы – рефераты, самостоятельно выполненные ребятами — своеобразный способ самовыражения детей.
Ребята заинтересовались Православной культурой.
Это говорит о том, что работа, которая ведётся в школе в рамках духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, не напрасна.
Слайд 18: Противостоять бездуховности, которая царит в молодежной среде, могут только курсы ОПК и «Духовное краеведение». Мы имеем возможность показать учащимся, каким должен быть человек, ради чего живет на земле и к чему должен стремиться. Именно на этих занятиях мы говорим о любви к ближнему, о преодолении эгоизма в себе, об уважительном отношении к родителям и старшим, о любви к Родине, о «технике духовной безопасности».
Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь.
Духовное краеведение (презентация)
Духовное краеведение Новгородского края 5 класс
Духовное краеведение Новгородского края 6 класс
Духовное краеведение Новгородского края 7 класс
Тиша(1573)