От неповторимой атмосферы Нового Иерусалима и несказанной благости Оптиной пустыни к главным храмам России, поражающим воображение величием и великолепием — Богоявленскому и храму Христа Спасителя — держали мы путь, не переставая восхищаться красотами земли нашей, твёрдостью веры и непоколебимостью духа соотечественников.
На горе Сион
Жаль, что лишь из окна автобуса могли мы наблюдать подмосковную Истру — светлый весь какой-то воздушный город, стоящий на реке-тёзке, с невероятно красивыми газонами и подвесными вазонами с цветами, со своим особым стилем и духом. На холме над речкой возвышается Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, основанный в ХVII веке патриархом Никоном. Здесь был воссоздан образ Святой Земли, поэтому близлежащие монастырские окрестности получили палестинские наименования. По преданию, царь Алексей Михайлович (Тишайший) впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
У нас было немного времени до экскурсии, а потому мы смогли спуститься к реке Истра, в границах монастыря переименованной в Иордан, и умыться её удивительно холодной для столь жаркого дня водой. Сам холм носит название Сион, к востоку от монастыря располагался Елеонский холм, к северу — холм Фавор, есть и Гефсиманский сад, а Воскресенский собор — образ и подобие Храма Гроба Господня. Проходя по тропе к реке через небольшой мостик, обратили внимание на то, что к его перилам сплошь привязаны обрывки ленточек, платков, даже полиэтиленовых пакетов, висят замки, и точно такая же картина у деревьев справа — выходит, это своеобразная Стена плача, где загадываются желания и молятся об их исполнении.
То и дело нам попадались группки ребят разного цвета кожи, одетых не совсем подобающе для посещения монастыря — шорты, кепки и у всех — цветные шейные платки, повязанные на манер скаутских галстуков. Оказалось, это студенты Российского университета Дружбы народов, чья команда КВН успешно выступала в высшей лиги клуба. Здесь вообще очень много просто отдыхающих, вход свободный. Наверное, не совсем правильно, что люди идут сюда, не задумываясь о святости и многовековой трудной истории этого места, ведь это не парк культуры и отдыха!
Потрясает сложная архитектура собора — он почти в точности воспроизводит романский храм в Иерусалиме. А вот иконостас здесь временный, оригинал пострадал во время Великой Отечественной войны.
Экскурсию проводил отец Андрей — организатор поездки Марина Александровна Петрова заранее договорилась об этом (прошлой осенью с другой группой они были восхищены рассказом гида-священника), и правда, его можно заслушаться. Очень эрудированный и великолепный оратор. Перед нами разворачивалась жизнь патриарха Никона, рано оставшегося без матери и страдавшего от тирании мачехи, его приход к Богу, опала, деяния. В качестве опального патриарха он прожил в этом монастыре 8 лет, здесь, в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи покоятся под спудом его останки, к которым мы смогли приложиться. Много времени в своём повествовании уделил отец Андрей выдержкам из Библии, Евангелия, вопросам нравственности. По ходу экскурсии к нему подбежала женщина и очень просила, чтобы именно он принял в ближайший из дней группу паломников из Нижнего Новгорода, при этом горячо воскликнув: «А наши мужчины-то задумались после встречи с вами! Прониклись!». Вот, например, одна из историй, которую поведал священник и нам. Православный грек, готовясь к Пасхе, пришёл на базар за мясом и увидел, что мясник использует в качестве доски для рубки образ Иверской Божьей матери. Грек купил и мясо, и икону, а когда принёс её домой, задремал. И явилась ему Богородица со словами: «Лучше бы ты оставил меня там, где забрал!» (а дело в том, что грек был сильно курящий, и в доме пахло табаком). Обычно, как отметил рассказчик, он делится этой притчей с группами, в которых есть мужчины.
Итак, в Воскресенском храме всё, как на Святой Земле. Узенькая лестница ведёт на Голгофу. Когда в 1941 году дивизией СС «Райх» храм был взорван, здесь бушевал страшный пожар — ещё и сейчас на лепнине стен и потолка видны следы копоти, а вот крест с распятым на нём Иисусом — деревянный (!) кедровый крест — уцелел. Место и впрямь необычное. Мороз по коже даже когда ещё поднимаешься по ступеням, а фото (здесь разрешено снимать везде), сделанное здесь, оказалось смазанным и будто в какой-то красноватой дымке, хотя все остальные фотографии из поездки вышли отменно. Спускаемся, повторяя крестный путь Христа. Вот каменная миропомазанническая плита — на такой же готовили тело Иисуса после снятия с креста погребению — нужно было успеть сделать это в пятницу, до наступления субботы, дня, когда евреям запрещено работать. И, наконец, кувуклия — образ пещеры, в которой был погребён Сын Господа. Именно в её прообразе в Иерусалиме сходит в Пасху Благодатный огонь — и только по молитвам православного священника.
Спустились в подземную церковь Константина и Елены — там есть источник, откуда можно было набрать святой воды, зашли и в покои царевны Татьяны Михайловны, которая опекала монастырь — она подарила ему часть мощей св. великомученицы Татьяны.
Конечно, работ по восстановлению святыни — непочатый край («новый отсчёт» времени здесь начался в 1994 году). Строительные леса, реставрационные сооружения, на территории можно увидеть рабочих и специалистов со своими приборами — что-то меряют, вычисляют. В октябре 2008 года президент России Дмитрий Медведев призвал за ближайшие 5-7 лет полностью восстановить монастырь, и дай Бог, чтобы всем планам сбыться.
Слишком мало времени провели мы в стенах этого уникального места, но успели проникнуться его неповторимой аурой. И вот уже мелькают за окнами автобуса нарядные истровские домики, мы сошли с Сиона и опять погрузились в дорожный быт.
Иное измерение
С особым трепетом направлялись мы под город Козельск Калужской области в Оптину пустынь — кто-то из нас уже в 3 раз, кто-то впервые. Для меня встреча с Оптиной была второй. Вот уже показались за рекой Жиздрой знакомые голубые купола. Закатное солнце ласкало кресты — мы приехали под вечер. Удивительно, сколько перемен произошло за год! Построена новая паломническая гостиница, в которой нам отвели места. Замощено всё пространство возле трапезных. Закончено строительство храма Преображения господня напротив Казанской церкви (прошлым летом здесь было всё в «лесах»). Цветов ещё раза в три прибавилось. Просто рай земной! Лилии, розы, поразительно рано расцвёвшие нынче флоксы, всё благоухает. Когда входишь за ворота, сразу будто погружаешься в совершенно иное измерение, недаром многие писатели, поэты, художники (среди них Гоголь и Достоевский) черпали здесь своё вдохновение, набирались сил и веры, чтобы явить миру новый шедевр. Прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной.
Иоанно-Предтеченский скит расположен за монастырской рощей. Сейчас там живут 10 монахов, в нём проходят круглосуточные богослужения. Мирян туда не допускают. Но скит открывается 2 раза в год. Наша поездка была специально запланирована на 6-8 июля, чтобы мы смогли посетить скит 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. Мы совсем немного погуляли по территории пустыни, наблюдали крестный ход, совершаемый ежевечерне, а наутро отправились в скит. Паломников ради праздника и открытия скита было очень много, так что внутрь храма св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня многие из нас войти не смогли, посчастливилось лишь Марине Александровне, она службу отстояла, чем была горда и рада, несмотря на тесноту (храм сам по себе небольшой). Другие же, обойдя церковь с правой стороны, где был открыт выход на террасу (там стояла очередь исповедующихся, и священник тут же принимал исповедь), слушали, что происходит внутри, и молились.
Набрав святой воды из отремонтированного колодца у скита (в прошлом году он бездействовал), пошли поклониться мощам оптинских старцев, поставить свечи и заказать молебны. Введенский собор (главный храм), именно в нём под спудом находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с мощами старцев Моисея, Антония и Исакия I, храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери — усыпальница для обретённых в 1998 году мощей ещё 7 преподобных старцев, храм Преображения Господня. Поклонились и могилам оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убитых сатанистом в 1993 году. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Их убийца был признан невменяемым. Мы поставили в каменной часовне на месте погребения монахов свечи, здесь есть традиция: написать на листочке, о чём просишь Бога, и оставить записочку…
На этот раз поразило обилие котов. Они тут живут полудико, их подкармливают паломники и. конечно, сердобольные служители трапезной.
Если утро встретило нас не совсем приветливо, но небольшой накрапывающий дождик совсем не испортил нашего настроения, то вскоре совсем распогодилось, и гуляние по дорожкам обители было очень приятным.
Сюда хочется возвращаться вновь и вновь. Оптина пустынь притягивает какой-то особенной благостью, святостью и покоем – даже несмотря на то, что в посетителях тут недостатка нет.
Не могли мы обделить вниманием женский Шамординский монастырь, основанный Амвросием, он совсем недалеко от Оптины. Там в Казанской церкви все иконы вышиты бисером и жемчугом, очень хотелось ещё раз полюбоваться на них! К тому же, нам повезло: здесь оказались в продаже наборы открыток с фотографиями этих икон и молитвами на обратной стороне. Конечно, фото не может передать всей прелести ликов святых, выполненных любовно и тщательно насельницами монастыря, но хоть какая-то память! Спустились на 120 ступеней к святому источнику. Поохали, поднимаясь назад с тяжёлыми ношами. На купание времени не было запланировано, это успел сделать лишь наш водитель Константин Туманов. Нас уже ждали в Тихоновой пустыни на трапезу и экскурсию.
И совсем не страшно!
Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова пустынь, как и Оптина, находится в Калужской области, немного ближе к Москве, в посёлке Льва Толстого. У этих двух обителей были тесные связи: в пору расцвета, в ХIХ веке, настоятели назначались сюда из пострижеников Оптиной пустыни, неоднократно посещал монастырь преподобный Макарий Оптинский, заботу о нём проявляли старцы Моисей и Амвросий.
Действительно, нас здесь ожидали: в трапезной всё уже было накрыто. Пообедав, отправились к храмам.
Обитель основана во второй половине ХV века калужским чудотворцем преподобным Тихоном Медынским. Сам он жил в дупле огромного дуба, на месте которого позже соорудили часовню.
До вечерни оставался всего лишь час, поэтому гид-монахиня из паломнической службы заметно торопилась. В нижней церкви Успенского собора мы смогли приложиться к раке с мощами преподобного Тихона, к иконам. Тишина. Покой. Прохлада. А на монастырском дворе — традиционное обилие цветов, залитое июльским солнцем. В Никольском храме стены расписаны совсем недавно, поэтому там ещё пахнет краской. Наша провожатая рассказала любопытный случай: на Троицу церковь украсили берёзками, обильно поливали их, чтобы постояли подольше. И вдруг заметили: одна из них вянет на глазах, пожелтела и засохла. Проверили воду: всё в порядке, как у прочих. А стояла она у фрески со сценами Страшного Суда, как раз напротив изображения ада. Вот и засохла от адова пламени!
Показали нам и только-только организующийся музей истории пустыни, её возрождению. Как и многие обители, Свято-Тихонова пустынь, насчитывающая к началу ХХ века более 220 монахов, подверглась разорению и осквернению в советское время. Сельскохозяйственный техникум для инвалидов, воинская часть, камня на камне не осталось от великолепного Преображенского собора. В начале 90-х потихоньку монастырь стал восставать из руин.
В десяти минутах езды от пустыни находится святой источник на месте вырытого Тихоном колодца. Набрали водички и встали в очередь в купальню. Волнительный момент! Многие из нас ранее никогда не совершали этого обряда, а вода в источнике всего 4 градуса. Страшновато после зноя погружаться в холодную влагу. Да ещё трижды: во имя Отца, Сына и Святого Духа. В небольшой деревянный домик — внешне — как банька деревенская, можно заходить вшестером, окунаться — как в рубашках, так и нагишом. Собирались с силами, молились: здесь же на двери — текст молитвы преподобному Тихону. Прислушивались к звукам за стеной: криков особых не было, лишь приглушённый всплеск. Выходящие загадочно улыбались и говорили на наши нетерпеливые «ну как?»: «Хорошо!». Вот, наконец, черёд нашей «партии». Торопливо, пока не передумали, раздеваемся… Первая пошла, вторая… после небольшой раздевалки — такое же небольшое пространство купальни. Глубина 1 метр. Ступеньки с перильцами. Спускаюсь, ноги мгновенно охватывает ледяной холод. В голове мысль: «Неужто решусь окунуться полностью?». Но молитва уже прочитана, на улице ожидают другие паломники, людей нельзя задерживать! Встаю на дно и окунаюсь, перекрестившись, трижды. Выхожу в раздевалку — более опытные говорят: «С головой же надо!». С головой —боязно, я и на речке никогда голову не мочу! Иду назад и заставляю себя хоть единожды, но погрузиться. Вот ведь странно: оказывается, и не страшно вовсе, хоть и холодно. Зато после всё тело будто иголочками покалывает, усталости от долгого жаркого дня как не бывало, ноги словно новенькие! Благодать. Особенно хорошо, потому что до позднего вечера мы будем преодолевать дорогу до Москвы. А потом — петлять по Первопрестольной, чтобы найти наше пристанище на эту ночь — «Татьянинскую гимназию», где нам любезно позволили остановиться. Ну и пусть в спортзале на матах! Зато романтика!
К Алексию Второму
Автомобильный навигатор нас слегка подвёл: если и указал нам маршрут, то заехали мы явно с какого-то тыла и упёрлись в тупик во дворе. Поэтому пришлось развернуться и спросить у сведущих прохожих: где нам искать Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Оказалось, достаточно близко. Основанный в ХVII веке, он не закрывался с тех пор ни на день! В храме крестили Александра Сергеевича Пушкина.
А с 1938 по 1991 год это был главный храм России, Патриарший кафедральный собор, именно отсюда мы смотрели первые транслируемые по телевидению пасхальные богослужения. Стройный, высокий, изящный снаружи, внутри он имеет главный престол в честь Богоявления и два придела — в честь Николая Чудотворца и праздника Благовещения. В главном престоле — особо чтимый список чудотворной Казанской иконы, к ней не иссякает поток молящихся.
«Покушений» со стороны советской власти на святыню было немало. Однажды, когда уже вынесли постановлении о закрытии храма, верующие собрались на литургию в последний раз помолиться в его стенах. Но собор не закрыли: это было 22 июня 1941 года, началась война, и правящей партии стало не до церкви.
После утренней службы состоялась экскурсия. Рассказ батюшки о храме был лаконичен, но интересен и поучителен.
В 1943, 1945, 1971 и 1990 в соборе проходили интронизации Московских патриархов. А 9 декабря 2008 года в Благовещенском приделе собора захоронили патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. К его беломраморной гробнице мы смогли приложиться.
Оазис веры
Сложно ездить по Москве! Ни за что не позавидовала бы нашему водителю Константину Максимовичу. Есть такие узкие улочки, и не развернуться! Привыкшие к просторным проспектам и улицам европейского Питера, по столице мы передвигались с оглядкой. В самом центре Москвы на Ивановском холме близ улицы Солянки расположился ещё один наш пункт назначения — Иоанно-Предтеченский монастырь — древнейшая женская обитель города. По преданию, основан он был в честь рождения первого русского царя Ивана Грозного.
Нас радушно и тепло встретила матушка Романа — самый Божий, если можно так выразиться, человечек, с кем мы столкнулись во время паломничества. После духоты автобуса и 2 с половиной днями странствий выглядели мы не лучшим образом. Поохав над нами, матушка сразу повела нас вглубь монастыря пить святую воду. И, правда, слегка полегчало.
Во время войны 1812 года обитель была разорена и закрыта, а в 60-е годы ХIХ века по завещанию богатой вдовы Елизаветы Макаровой и при участии митрополита Московского святителя Филарета — полностью перестроена. В упоительно прохладном подвальном помещении нам продемонстрировали кирпич, который заложил в фундамент сам Филарет. Здесь же представлены и материалы новомучеников (в 1918 году монастырь был превращён в концлагерь НКВД). Решение о его открытии принято в 2000 году, реставрационные работы ведутся, многое восстановлено, но до сих пор часть территории принадлежит Московскому университету МВД!
Две главные местные святыни — храмовый чудотворный образ Иоанна Крестителя (середина ХVI века) и обруч, хранящийся в часовне. По одной из версий, обруч является мерой Главы святого Иоанна Предтечи. Мы не только поклонились образу, но и по очереди помолились в обруче. Он обладает чудодейственной силой, мать Романа рассказала, как он облегчает страдания одной из лежачих сестёр, а не так давно ещё был случай исцеления женщины, перед тем, как лечь на онкологическую операцию, она приехала сюда помолиться, а по прибытии в больницу оказалось, что опухоли нет!
У иконы и гробницы блаженной Марфы, Христа ради юродивой (сейчас она прославлена в Соборе Московских святых) мы все постояли подольше и попросили Марфушку здоровья и благ для близких.
Всем известна легенда о княжне Таракановой и картина, на которой изображена заточённая в крепость девушка во время наводнения. Оказывается, судьба у неё была совсем другой. По преданию, она была дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с графом Разумовским, и Екатерина Вторая, побоявшись своего свержения с престола в пользу наследницы, повелела доставить княжну из-за границы, насильно постричь Тараканову в монахини и заточить в Иоанно-Предтеченский монастырь. Монахиня Досифея приняла участь со смирением, занималась рукоделием, а потом стала провидицей. После смерти Екатерины II к старице стали допускать людей. Наделённая прозорливостью, она предсказала монашенский путь оптинскому старцу Моисею. Однажды к ней пришла вдова, впавшая после смерти супруга в страшное уныние (как сейчас бы сказали — депрессию). Старица уже никого не принимала — готовилась отойти в мир иной, но женщину выслушала. Сказала, что уныние пройдёт, а вдова станет заниматься детьми (впоследствии так и случилось, она организовала приют) и велела гостье прийти к ней щё раз такого-то такого-то числа и часа. «Но я не смогу», — возразила та. «Тогда ты не застанешь меня», — был ответ. И действительно, когда вдова прибыла в монастырь несколькими часами позже назначенного срока, Досифея уже преставилась, и её тело готовили к погребению.
В тот день, когда мы побывали в монастыре, Священный Синод должен был решать вопрос о причислении Досифеи к лику святых.
Мать Романа провела нас и в уютную маленькую домовую церковь в честь игумении Константинопольской Елисаветы. Это была очень мудрая Чудотворица, много проповедовала о том, какой надлежит быть женщине, одним из самых распространённых грехов называла злоязычие. По преданию, она повторила подвиг Георгия Победоносца и уничтожила силою молитвы страшного змея. Дала обет, и два года не поднимала глаза к небу. А это очень трудно! Попробуйте сами, хоть полчаса, не поднимать глаза долу, всегда же что-то да отвлечёт!
Одна из икон домового храма мироточила. Как-то уборщица пожаловалась батюшке, мол, не надо сюда допускать прихожан, ковры пачкаются. После того, как мирянам запретили здесь бывать, икона мироточить перестала — не для кого стало!
Просто удивительно: только ступили за ворота монастыря — и снова — круговерть столицы, машины, смрад, копоть, жара, толпы вечно спешащих людей… Будто привиделся нам этот оазис чистоты и благости!
Наш самый главный храм
Также в центре Москвы — недаром из-под купола со смотровых площадок проходят обзорные экскурсии. Всё как на ладони! — на Волхонке 10 лет назад вырос взамен взорванного советской властью главный храм России — кафедральный соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова).
Издалека его видно! Белокаменный красавец с бронзовыми композициями. Поднимаемся по ступеням и слышим позади возглас восхищённого иностранца: «Вау! Ветс э биг чёрч!» (это большая церковь!). Церковью у меня язык не повернулся бы назвать это сооружение. Во-первых, оно многоярусное: «верхний храм» с тремя престолами: в честь Рождества Христова и двух боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца и святого князя Александра Невского, «нижний храм» — Преображенская церковь, ещё ниже, в фундаменте — музей истории храма. А если подняться на зеркальных роскошных лифтах, окажешься у самой колокольни, обойди 4 смотровые площадки любуйся матушкой-Москвой! Во-вторых, воображение поражают его пропорции. Рассчитан на 10000 человек, высота 195 метров. Если в верхнем храме поднять голову, увидишь на куполе изображение бога Саваофа с младенцем Иисусом на руках и голубем. Так вот, размах крыльев голубка — 3 метра, а рост младенца — 6 метров. Более 20 тысяч квадратных метров росписей, около 9 тысяч позолоты. А сколько мрамора из итальянских месторождений! Когда было принято решение о восстановлении святыни, поставили цель максимально приблизить новый храм по облику и подобию к прежнему, строившемуся почти 44 года, а открытому в 1883 году в благодарность Богу за спасение России от нашествия Наполеона (проект был уточнён ещё в 1814, но строительство велось долго и трудно, сталкиваясь с самыми разными препонами).
Восстал, как Феникс из пепла, и уже в новых стенах его прошло прощание с Борисом Ельциным, были отпеты Алексий Второй, Игорь Моисеев, Людмила Зыкина, Сергей Михалков, Вячеслав Тихонов, здесь состоялась интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Комплекс храма церкви не принадлежит, он собственность города Москвы.
За всеми посетителями как храма, так и примыкающего к нему парка с огромным памятником Александру I — вдохновителю постройки храма, следят охранники. Когда мы подошли и сели на бортик фонтана среди прекрасных клумб и идеальных газонов, нас предупредили: ноги в фонтан не опускать! А когда какой-то парнишка попытался выловить что-то рукой на дне (вероятно, монетку, которых здесь достаточно), ему сделали весьма резкое замечание. Понятно — святыня есть святыня!
Сказать по правде, храм даже немного подавляет своей роскошью! Душе как-то милее и ближе провинциальные обители. Здесь слишком много праздных зевак разных национальностей и вероисповеданий. Конечно, я приложилась к гробнице митрополита Московского Филарета, к частицам мощей Александра Невского, Иоанна Златоуста… И вновь вспомнила оптинское умиротворение.
Особенные люди
В подобных поездках подбираются какие-то особенные люди! И друг друга поддержат, подскажут, подождут, помогут, и пошутят, даже если жарко, душно, впереди пробки и много километров пыльной дороги, не жалуются на усталость, несмотря на возраст и состояние здоровья. Лихо бегала одна из самых пожилых странниц Надежда Петровна Лукина, «баба Надя», смело выдвинулись окунаться в купальне в числе первых доброволицы педагоги Валентина Николаевна Груздева, Валентина Алексеевна Матвеева, Валентина Ефимовна Комарова, очень приятно было общаться по душам с Людмилой Викторовной Игнатьевой, её дочерью Машей и подругой Любовью Сергеевой, да все, все большущие молодцы! Спасибо вам, дорогие! Особо благодарю от имени нашего коллектива водителя Константина Максимовича Туманова, дорожка вам досталась не сахар, и Марину Александровну Петрову, чаяниями которой всё это и состоялось, и везде нас ждали.
Ольга МАСЛОВА
Тиша(306)