Главный православный храм города Гатчины — собор св. апостола Павла был построен по распоряжению Императора Николая I. Финансирование строительства производилось на государственные средства. Собор был заложен 17 октября 1846 года. Главный архитектор проекта храма — Роман Иванович Кузьмин (1810-1867). Строительство было окончено в 1852 году, собор был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля того же года. Главный престол был освящён во имя святого первоверховного апостола Павла, правый (северный) придел — во имя святых равноапостольных Константина и Елены, левый (южный) придел — во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
Собор стал композиционным центром города, улица, ведущая к нему, стала называться Соборная (сейчас ей возвращено историческое название). Здание собора массивно. Оно представляет собой синтез классических элементов и приемов древнерусского зодчества. Этот стиль храмового строительства (русско-византийский), получил название «тоновского» по имени архитектора К.А. Тона (1794-1881), одним из первых применившего стилизованные формы древнерусского и византийского зодчества. Кубическое здание храма стоит на высоком подклете, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. Центральный купол двенадцатигранный с шестью окнами. Боковые купола, из которых два являются, звонницами, восьмигранные с четырьмя открытыми окнами. В кровле храма открыт только один, центральный купол. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии-Магдалины.
Золоченые кресты с цепями были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. Купола, по распоряжению Императора Николая I остались не золочеными. Девять колоколов отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Двухъярусные иконостасы из греческого кипариса с украшениями из красной фольги изготовлены резчиком Скворцовым. Иконы для собора были написаны художником П.М. Шамшиным. Стенная живопись выполнена художником Ф.С. Завьяловым. В оформлении собора участвовали также художники Ф.А. Бруни, М.И. Скотти, археолог Ф.Г. Солнцев. Наружная лепка была выполнена скульптором И. Дылевым.
С 1852 года после освящения собора, Гатчина стала местом торжественного празднования мальтийским святыням (12/25 октября), которые были подарены в 1798 году императору Павлу I. Десницу св. Иоанна Крестителя, частицу древа Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери привозили в день празднования в Гатчину из Зимнего дворца. После революции святыни оставались некоторое время в Гатчине, затем, 13 октября 1919 года настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их, таким образом, от изъятия большевиками и поругания. Святыни попали сначала в Зарубежную русскую православную церковь, затем, в 1941 году, были переданы Сербскому патриарху Гавриилу на сохранение. Святыни были спрятаны у настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), и хранились у него десять лет. Далее святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.
Лишь в 1993 году десница св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее города Цетинье (Черногория). В 2006 году десница св. Иоанна Крестителя на несколько дней привозилась в Гатчину, для поклонения верующих.
После революции собор некоторое время был действующим. Настоятель прот. Алексий Благовещенский (в 1919-1938 с перерывом) был расстрелян в 1938 году. Собор закрыт в 1939 году, имущество было конфисковано, а иконостас был разобран на дрова. Жительница Гатчины Варвара Прозорова купила этот иконостас как дрова и хранила его у себя в сарае, веря и надеясь на восстановление храма. В апреле 1941 года утвержден проект переустройства собора под кинотеатр (арх. В.П. Калмыков), начались работы, но им не суждено было закончиться.
Во время Отечественной войны собор пострадал от артобстрела. Однако нижний храм действовал с октября 1941 года (служба была разрешена оккупационными властями). Нижний храм служил и бомбоубежищем для верующих. Настоятель прот. Александр Петров (в 1941-1942 годах) был расстрелян немцами. После отступления немецкий войск, в 1944 году был произведён ремонт повреждённой кровли. В соборе возобновились службы в верхнем храме. Закрыть храм, который действовал на протяжении всей войны, советские власти не решились. В 1946 в нижнем храме был освящен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При настоятеле прот. Петре Белавском (в 1949-1955) возобновлено празднование в честь Мальтийских святынь. К середине 1950-х в значительной степени восстановлены утраченные интерьеры. В 1952 году вновь освящен правый (северный) придел, а в 1956 году — главный престол верхнего храма, во имя св. апостола Павла. В 1957 году, несмотря на возобновление гонений на церковь при Хрущеве, освящён левый (южный) придел.
С 1956 года по настоящее время (с перерывом в 1973-1976 годах) настоятелем Павловского собора состоит протоиерей Иоанн Кондрашов. 29 июня (12 июля) 1977 года собор св. апостола Павла отметил свое 125-летие. К этой дате был произведен внешний и внутренний ремонт здания.
В настоящее время собор имеет пять престолов: три в верхнем храме и два в нижнем. По сторонам царских врат главного иконостаса возложены на аналои образ Филермской Богоматери (копия) и икона с изображением десницы Иоанна Крестителя. В правом (южном) приделе собора находятся мощи мц. Марии Гатчинской.
Местно чтится икона Покрова Богоматери — храмовый образ Гатчинского подворья Петроградского Богородицкого женского монастыря (сам монастырь основанный в 1900 году, находился в 20 км к западу от Гатчины). Со времени Отечественной войны в соборе находится большой образ «Утоли моя печали» обретенный во время немецкой оккупации. В киотах главного нефа помещены иконы с мощами: великомученика Пантелиимона в рост, пожертвованная в 1971 году в Царскосельский Екатерининский собор, и княгини-инокини Анны Кашинской из Церкви Алексия Митрополита в пос. Тайцы. Почитаются три златофонных мозаичных образа работы А. Фролова (начала XX в.): Спаса Вседержителя, Богоматери с младенцем и апостола Павла и мученицы Веры, взятые в собор из склепа Павла и Веры Нечаевых на Гатчинском кладбище. Резьба пристенных киотов повторяет резьбу иконостаса. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна.
Тиша(75)