Школьная жизнь — учеба и каникулы. Уйдут из памяти какие-то моменты этой жизни, но очень хочется, чтобы впечатления о наших многочисленных поездках, в том числе и о поездке в Москву, оставались у моих ребят в памяти как можно дольше.
Москва, город, который не оставляет равнодушным никого. Если задуматься, а что Москва для всех нас значит и для каждого, кто, хоть раз тут побывал?
Преодолев за 9 часов пути энное количество километров, мы уже в 5 часов утра ехали и наслаждались ночной Москвой. Было интересно все: здания, машины, вывески, ночной Кремль…
Первой целью нашей поездки был Покровский монастырь на Таганке. Мы ехали к Матушке Матроне.
Покровский монастырь! Оказавшись на территории монастыря, чувствуешь такое спокойствие, тепло! Поплутав по дорожкам монастыря, нашли, где заканчивается очередь к мощам матушки Матроны и встали в ожидании… Наша группа сразу затерялась, в огромном людском море. На улице было по – мартовски прохладно, но ощущение, что рядом Матушка, всё спасало! Стояли в молчании. Всем хотелось попросить о помощи Матронушку, как ее ласково называют в народе. Наша очередь к Мощам приближалась, зашли в храм, прошли мимо иконы «Взыскание погибших» и вот, долгожданный момент…
Там так красиво! Рака с Мощами вся утопает в живых цветах, а благоухание какое!!! Около Раки стоит охранник и поторапливает всех прихожан, в итоге на всё – про — всё у тебя не более 30 секунд… Но пока я ждала своей очереди, мысленно говорила с Матушкой Матроной, на глаза навернулись слёзы и, когда подошла к Матронушке, показалось на какое-то мгновение, что время остановилось… Положила письма, которые просили передать Матушке Матроне мои друзья, в корзину рядышком. Напротив Раки с Мощами находится Образ Праведной Блаженной Старицы Матроны Московской, вся икона украшена золотыми украшениями, которые приносят в благодарность за помощь, прихожане. Подошли к этой Иконе и мы с ребятами. «Милая Матушка Матронушка, моли Господа о нас!»
Люди подносили к Раке с Мощами живые цветы. Цветов было столько много, что если бы их не убирать, нельзя пройти. Поэтому сестры – монахини обрывают бутоны, и уже освященные на Мощах, раздают всем желающим. Взяли такие цветы и мы. Когда вышли из храма, душа просто пела. Я благодарила Господа, Матерь Божию и Матронушку за то, что мне была дана такая возможность привезти сюда своих ребят.
Немного передохнув во дворе монастыря, сходили в Покровский храм и поставили свечки. Прогулялись по территории монастыря. Вообще в Обители очень красиво, уютно, всё сделано для удобства прихожан: скамеечки, детский городок с качелями — красота!!! Набрали святой водички, купили иконки и маленькие подарочки родным. Вот только к Большой Иконе Матушки Матроны стоять не стали, уж очень большая очередь была, а нам уже надо было уезжать. Около десяти часов мы вышли из монастыря … И еще и еще раз благодарю Господа, что допустил нас до Святой Обители, и смогли мы приложиться к Святым Мощам и Образу Матушки Матроны!
Путешествие по Москве продолжается. Мы едем в Третьяковскую галерею, которая является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с X по XX век. Здесь представлены все направления русской живописи — от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России.
Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».
В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.
В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики.
Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства, от которого не отвести взора. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка».
Привлекают портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля тоже не осталась без нашего внимания.
Восхищение вызвали такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге.
Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.
Следующей нашей остановкой была Красная площадь.
Оглядевшись, идем в центр Красной площади. Под ногами – брусчатка. Приходится только восхищаться выучке наших солдат, как ловко они чеканят строевой шаг на Параде Победы.
Подходим к Мавзолею. Мавзолей — символ трагического двадцатого века: историческое наследие и предмет общественных споров. Здесь много лет выступали вожди, здесь до сих пор находится тело Ленина. За Мавзолеем расположено кремлевское кладбище. Доступ в Мавзолей и на кладбище закрыт – идут реставрационные работы.
Красная площадь – от слова красивая, ее назначение всегда было в первую очередь торговое, но цвет крови, несомненно, также запечатлен в названии. Сейчас назначение площади – в первую очередь торжественное и историческое.
Интересное чувство испытываешь на Красной площади. Живешь в маленьком провинциальном городке, видишь всю эту красоту только по телевизору и вдруг стоишь здесь, рядом суета экскурсионных групп, иностранцы, кремлевские башни и звон курантов на Спасской башне… Как в сказке!
Слева на площади находится небольшое здание знаменитого Казанского собора. Заходим в храм. Полусумрак. К сожалению, дежурный священник был занят, шли крестины. Знакомились со святынями собора самостоятельно.
Храм возведен в честь Казанской иконы Божьей матери, которая по преданию, покровительствовала русскому ополчению в борьбе с польско-литовскими интервентами в 1612 году.
Первый деревянный собор возведен в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Им же была подарена храму и сама чудотворная икона, хранящаяся до того у него дома. Но в 1632 году храм сгорел во время одного из многочисленных московских пожаров. Тогда, по велению царя Михаила Романовича на средства из царской казны был возведен новый каменный собор. В послереволюционные годы храм был закрыт, в 1936 году – снесён. На его месте располагается павильон в честь III Интернационала, а позднее – городской туалет.
Однако архитектору Барановскому удаётся сохранить чертежи с точными замерами и фото разобранного храма. По ним, в 1990-1993 годы архитекторами О.И. Журиным и Г.Я. Мокеевым строится новый храм — точная копия уничтоженного. Это — первый в новейшей истории России пример воссоздания разрушенного до основания советскими властями храма. В 1993 году храм освящён, с тех пор в нём проходят ежедневные литургии. Главная святыня храма — икона Казанской Божьей Матери (мощехранительница). Поклонились Великой Святыне, попросили покровительства и защиты у Пречистой Владычицы Богородицы. Не хотелось уходить с маленького островка тишины, радости и благодати. Но впереди нас ждал Кремль.
Прошли мимо здания Исторического музея, попрыгали на нулевом километре и через яркую чугунную решетку, которая привлекла наше внимание, попали в Александровский сад.
Сразу за чугунной решеткой Александровского сада находится Вечный огонь и знаменитая Могила Неизвестного солдата. Почтили минутой молчания воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
И опять – фото на память. У Вечного огня, у Могилы Неизвестного солдата.
Проходим по Аллее городов героев. Ярким зеленым пятном на фоне Кремлевских стен выделяются голубые ели.
Сад полон памятников архитектуры. Главный из них — сама Кремлевская стена, вдоль которой располагается территория сада. Интересен грот «Руины», в котором в XIX — начале XX веков во время торжественных мероприятий, проходящих в саду, играл императорский оркестр, Троицкая и Кутафья башни, соединенные Троицким мостом.
Кутафья башня – единственная сохранившаяся до наших дней предмостная из башен.
И вот самый волнующий момент. Через самую высокую башню Кремля – Троицкую мы входим в Кремль.
Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.
Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой — рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен — все говорит о том, что, прежде всего это крепость.
При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей — старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен… Здесь все рядом, все вместе — царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.
Попасть в Московский Кремль не очень трудно. Никому не запрещается. Ежедневно сюда приходят тысячи людей. В числе посетителей Кремля оказались и мы. Думаю, что нам очень завидовали одноклассники и друзья…
Первое, что видишь, когда заходишь в Кремль — это зданию Сената и Государственный Кремлёвский дворец. Государственный Кремлёвский дворец – это современное здание. Оно построено в ХХ веке.
Затем пошли на Ивановскую площадь. На этой площади читали царские указы. Говорить чтецам приходилось громко, поэтому в народе и говорят: «Кричит во всю Ивановскую». Затем мы осмотрели колокольню Ивана Великого. Это было самое высокое здание Москвы. С неё было видно вокруг на 35 километров. Увидели мы и 40-тонную Царь – Пушку, изготовленную мастером Андреем Чоховым.
Когда я преподаю курс «Мировая Художественная Культура», в моей программе есть тема «Архитектура Московского Кремля». Вот здесь-то и пригодился мне материал урока. Я рассказала ребятам, что изначально пушка отливалась, как боевое орудие для защиты южных рубежей Кремля и даже была выставлена за стены Кремля. Но историки до сих пор спорят, стреляла ли она хотя бы раз. В 1835 году она была перемещена в Кремль и установлена на лафеты с чисто декоративной целью. Там она и находится до сих пор.
Совсем рядом стоит Царь – Колокол мастера Михаила Моторина. И опять пригодились мои знания о Московском Кремле.
Высота колокола более 6 метров, масса более 200 тонн. Колокол был отлит в 1735 году. Однако в 1737 году в Кремле был пожар, имевший катастрофические последствия, как для всего Кремля, так и для Царь — Колокола. На него рухнула горящая деревянная постройка, грозящая расплавить колокол. Во избежание этого колокол был залит водой, что привело к тому, что кусок колокола отвалился от основной части. Наши мальчики попробовали сдвинуть с места этот кусочек. Да не тут-то было – «кусочек» весит 11, 5 тонн. В 1836 году Царь-Колокол занял место на белокаменном постаменте возле колокольни Ивана Великого, где и находится по сей день, привлекая внимание туристов.
Любуясь величием и красотой Колокольни Иван Великий, мы вдоль Кремлевской стены пошли к Соборной площади. Красиво!
Соборная площадь… Здесь величественно расположились Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы.
Некрополь Архангельского собора, уникальный иконостас Благовещенского собора конца XIV – начала XV века, который был расписан Феофаном Греком и Андреем Рублевым — нам было все интересно посмотреть.
Успенский собор в Москве занимает особенное место в историческом прошлом России. В течение многих столетий эта церковь была государственным и религиозным центром России. Здесь происходили венчания на княжество великих князей и присяги на вассальную верность удельных князей, здесь короновали на царей, а затем императоров. К сожалении, собор был закрыт.
Удачей было еще и то, что в эту поездку мы посетили Оружейную палату. Музей — сокровищница размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства. Одна из самых известных реликвий – это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Ребята сделали вывод: «Красивая!» Посмотрели мы и на знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.
Коллекция вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства – тоже находятся в Оружейной палате. Посмотрели мы и на макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Красивое зрелище средневековья.
Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».
Все, что мы увидели – впечатляет! Жаль, что нельзя было фотографировать…
Сегодня Кремль — это и сохранившаяся часть средневекового города, и парадное лицо столицы, и память о драматических и славных событиях русской истории.
Кремль – центр Москвы, центр России, её история. Радостно, что и нам удалось увидеть сокровища России, прикоснуться к истории Родины, перелистать её страницы.
Прогулка по Московскому Кремлю запомнится надолго: такую красоту редко где увидишь.
Последней остановкой в Москве у нас был Храм Христа Спасителя, куда мы и направились.
Удивительная история у этого Храма, который совсем недавно отметил скорбную дату — 85 лет со дня разрушения. Когда храм разрушали, люди, причастные к этому событию, были уверены в том, что ни о каком его воссоздании не будет идти и речи, а потому постарались память об этом храме вычеркнуть из сознания россиян. Храм ведь был не только архитектурным памятником города, но и символом единения православного народа в борьбе с иноземными захватчиками. И строился он десятилетия именно на народные деньги. Но по Промыслу Божиему на этом месте был воссоздан Храм Христа Спасителя даже, может быть, более великолепный, чем тот, который был разрушен в 1931 году.
В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом. Очень яркие и привлекающие внимание.
Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно — благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли.
Когда заходишь в Храм Христа Спасителя, то сразу обращаешь внимание на алтарь с иконостасом.
Главный иконостас Храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол.
Каждый раз я восхищаюсь красотой и величием этого Храма, думаю, что и мои ребята тоже были очарованы.
Спустились по ступенькам в «нижний храм» — это Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Она имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.
Взор останавливается на древней икона Божией Матери «Смоленская». Жаль времени мало, хочется постоять и помолиться рядом со святыней. Но надо идти дальше, делаю снимок на память…
Внутреннее убранство церкви соответствует XVI веку. В приделе в честь Алексия человека Божия останавливаемся у иконы Святителя Николая, которая до этого находилась в церкви города Бари, где почивают честные мощи Святителя. Нам рассказали, что это единственная икона, где Святой Николай Чудотворец плачет, огорченный грехами людей.
Кроме Преображенского Храма в здании Храма Христа Спасителя находятся Музей Храма, Зал совещаний Священного Синода, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения, и еще Зал Церковных Соборов.
Настроение было просто отличное. Ребята устали, но довольные мы возвращались домой. Увозили с собой из столицы святыньки и подарочки своим родным и знакомым.
Отдать должное, мои деточки достойно выдержали эту поездку. Ребята! Вы просто умнички!!! Чтобы не застрять в вечерний час пик в пробке на Ленинградском шоссе, поехали по Новорижскому шоссе на Волоколамск. За окном мелькали деревеньки, лес и церкви.
Выехали в Твери на трассу, благополучно проехали Вышний Волочек. Приехали домой, была ночь. Наш городок спал.
Шла домой и приходила в себя от поездки, устала немножко. А душа ликовала, может быть от избытка эмоций и чувств, что поездка состоялась?
Тиша(37)