Сайт «Богоявленский собор в Елохово»
Храм, который всем знаком.
Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы — независимо от возраста и положения — знает и почитает его. Достаточно произнести: Елоховский собор, как вы найдете полное понимание у своего собеседника. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последние 70 лет.
Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 года.
До 1717 года храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.
В 1870-х годах было расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX века живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.
Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 метров. Такая же высота колокольни. В храме могут молиться до трех тысяч верующих.
С Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 г. был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И.Воронцов и О.В.Пушкина.
Спустя 100 лет — 26 мая 1899 года в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский).
На юбилейной службе в честь поэта присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович (впоследствии убитый революционерами). И его супруга Великая Княгиня (ныне прославленная преподобномученица) Елисавета Феодоровна.
С 1992 года на Богоявленском Соборе у входа установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.
В 1920-е годы в храме часто совершал богослужения Патриарх Тихон. Служение Литургии в храме с участием Патриарха было назначено и на 7 апреля 1925 года, но в этот день он скончался.
В начале 1930-х годов в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тысяч человек.
В 1926 году решением комиссии отдела народного образования Моссовета здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Но уже 1 марта 1930 года Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви.
Прихожане собрали 4 800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей.
Начиная с 1934 года власти делали неоднократные попытки закрыть храм. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена. А в 1935 году райсовет хотел переделать его под кинотеатр. Однако эти проекты не осуществились.
В июне 1941 году над Богоявленским Собором вновь нависла угроза закрытия. 22 июня, в воскресенье, после окончания Литургии власти предполагали закрыть Собор.
Начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день Митрополит Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный народ на защиту Отечества.
Обращение было вскоре оглашено в Богоявленском Соборе. На закрытие Собора власти более не покушались.
26 июня 1941 году на молебне в Соборе о победе русского воинства Митрополит Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.
У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес Митрополит Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест.
С июля 1941 по июль 1944 год духовенством и верующими прихода Богоявленского Собора было внесено в фонд обороны 835200 рублей. И на подарки бойцам Красной Армии 535100 рублей.
На храмовой колокольне во время войны разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение Пасхальной службы в затемненном соборе, на которую собралось более шести с половиной тысяч москвичей.
3 сентября 1943 года богослужение в соборе вновь возглавил, вернувшийся из эвакуации в Москву Митрополит Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под управлением В.С.Комарова, в продолжение 31 года руководившего хором собора.
12 сентября 1943 года в Богоявленском Соборе состоялась интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Сергия. Патриарху Сергию выпала нелегкая доля управления Церковью. Спустя восемь месяцев, он почил и 18 мая 1944 года был погребен в Никольском приделе Богоявленского Собора.
4 февраля 1945 года Богоявленский Собор стал местом интронизации Патриарха Алексия I. На торжестве присутствовали православные Патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители других Поместных православных Церквей и 42 архиерея РПЦ.
Одним из первых указов Патриарха Алексия I (от 25 февраля 1945 года) Богоявленскому Собору был присвоен статус Патриаршего.
Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 году ознаменовалось важнейшим событием — перенесением из алтаря Кремлевского Успенского Собора в Богоявленский Собор мощей Святителя Алексия митрополита Московского.
Святые мощи были приняты в Кремле по особому акту протопресвитером Николаем Колчицким 14 октября 1947 году, в 5 часов утра. И спустя 40 минут доставлены в Собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей.
В 1969 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был избран старостой Богоявленского Патриаршего собора Капчук Н.С., который своим трудом и знанием начал благоустраивать собор, руководить ремонтными и реставрационными работами.
В 1978 году настоятелем Богоявленского Патриаршего кафедрального собора был назначен протоиерей Матфей Стаднюк с возведением в сан протопресвитера. Он служит в соборе и по настоящее время. Отец Матфей пользуется большим уважением и любовью прихожан.
С именем Святейшего Патриарха Алексия II, избранного на Московский престол 7 июня 1990 года, связано возрождение церковной жизни во всем ее многообразии.
Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе во время Божественной литургии с большой торжественностью и особыми молитвами.
В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери.
В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконы Владимирской Божией Матери.
И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.
Богоявленский кафедральный собор хранит великие святыни русского Православия.
В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская». Образ является одним из первых списков с образа Божией Матери, открытого в 1579 году в городе Казани. В 1612 году чудотворный образ Божией Матери был принесен из Казани в Москву воинами, пришедшими на помощь в борьбе против напавших поляков. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. Узнав о помощи Божией Матери воинам, князь Пожарский, шедший на помощь Москве со своими ратниками, взял чудотворную икону с собой, и воины постоянно прибегали к ней с теплыми молитвами о помощи.
Икона Божией матери «Казанская» — чудотворный образ.
В 1613 году напавшие враги, потеряв надежду на победу, сами сдали Кремль и просили у князя Пожарского пощады. В честь этого был совершен крестный ход с Казанскою иконою Богородицы для принесения Господу и Пресвятой Его Матери торжественного благодарения за избавление от врага. По изгнании врага из Москвы князь Пожарский поставил святую икону Казанской Божией Матери в церковь Введения во храм Богородицы на Сретенке. После создания и освящения в 1636 году Казанского собора на Красной площади в него была перенесена чудотворная икона Божией Матери.
В 1920 году Казанский собор на красной площади был взят обновленцами. Впоследствии чудотворный образ Казанской Божией Матери был перенесен из Казанского собора в храм Богоявления в Дорогомилове, а в 1930 году из Дорогомилова перенесена в Богоявленский собор в Елохове.
В 1936 году Казанский собор на Красной площади был разрушен.
Веру и благочестие принесла на Русь Матерь Божия и хранит Русь до сегодня.
Во время Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Сергий молился перед чудотворным образом Казанской Божией Матери о даровании победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с чудотворным образом Божией Матери, после чего наметился перелом в борьбе с врагом.
Прославляя Матерь Божию, мы должны любить Ее всем сердцем. Она покрывает нас любовью своею, за нас молится. Она любит нас, как детей Своих.
В 1947 году из Успенского собора Московского Кремля в Богоявленский собор были перенесены мощи святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Святитель Алексий родился в Москве в 1293 году и преставился в 1378 году. Святитель Алексий заботился о духовном укреплении паствы и утверждении мира и любви в родной земле, он неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства. Святитель Алексий способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси.
Рака с мощами святителя Алексия Митрополита Московского.
Святость его жития, засвидетельствованная от Бога пред соотечественниками, в совершаемых им чудесах, была известна и иноплеменникам, не веровавших во Христа. Во времена татаро-монгольского ига у хана татарского Чанибека (Джанибека) ослепла жена, и он обратился к князю: «Слышали мы, что есть у вас служитель Божий, который о чем ни помолится — будет услышан Богом. Отпустите его к нам». Святитель Алексий при крепкой своей вере в Бога и надежде на Его всесильную помощь отправился в столицу хана и молитвою своею исцелил болящую, возвратив ей зрение. И в трудные годы XX столетия святитель Алексий не оставлял свою Всероссийскую паству.
Усердно помогал святителю Алексию в его многолетнем иноческом подвиге, соединенным с ревностным служением Церкви и Отечеству, преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской. Святитель Алексий является молитвенником и предстателем за русский народ пред Богом. Большим благоговением окружены мощи Святителя, которые являются одной из великих святынь верующих Москвы и всего православного мира.
В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
Икона Божией матери «Млекопитательница».
В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая.
Святитель Николай чтится во всем мире. К образу святителя подходят с большой верой не только православные, но и иноверцы. Отойдя от иконы, они говорят: «Как Он нам во всем помогает!». Святитель и чудотворец Николай прославился великими делами благотворения: «Там Он спасает от тяжкого рабства пленных; здесь питает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти невинно осужденных, то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета; то спасает на море тонущих и попавших в беду путешествующих; то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию».
В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.
Таким же духовно значимым событием стало второе обретение мощей Святителя Иоасафа Белгородского в 1991 году. Мощи также пребывали в соборе.
В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.
В 1996 году поистине историческим и знаменательным было пребывание в Москве честной главы святого великомученика и целителя Пантелеймона, доставленной из Свято-Пантелеимонова монастыря в Афоне.
В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.
Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.
Есть в храме и очень древняя и редкая икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих».
Храм по праву является достопримечательностью и украшением центра Москвы. Он выделяется красотой и изяществом архитектуры.
Тиша(109)