Сайт «Иоанно — Предтеченский монастырь в Москве»
Дом Иоанна Крестителя
В самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Китай-города, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
11 сентября в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна одна из древнейших московских обителей отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и пиршеством людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня.
Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют сегодня нам небесной красотой и неземным величием.
В обители особо ощущается незримое присутствие проповедника покаяния – пророка Иоанна, который возвестил явление Спасителя в мир. Наиболее известной святыней монастыря является древний чудотворный образ Иоанна Крестителя с обручем. Церковное почитание св. Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться – изменить образ мыслей, всё сознание и жизнь человека устремить ко Христу.
11 августа 2000 года, накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских ХХ века, Священный Синод принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители назначена игумения Афанасия из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии.
Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя – Иоанна Васильевича IV. Иван Грозный родился 25 августа и праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Близость к Кремлю и связь с царским домом определили судьбу монастыря, который, с одной стороны, постоянно принимал щедрую царскую милостыню, но нередко использовался и как место заточения особ царского рода. Московские пожары и смуты разоряли монастырь, но на восстановление его жертвовались средства из царской казны.
Особенно часто посещали и щедро одаривали монастырь первые цари из династии Романовых. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, прося её молитв о благополучном разрешении при родах.
Почитаемая ещё при жизни царской четой, как духовная старица схимонахиня Марфа (+1/14 марта 1638 г.) и по смерти почиталась, как святая. Молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. В ХIХ веке при перестройке собора были обретены св. мощи блж. Марфы и положены в новой мраморной гробнице по благословению святителя Филарета (Дроздова). После революции 1917 года св. мощи ее утрачены. Блаженная Марфа прославлена в Соборе Московских святых. Память её Православная Церковь совершает 14 марта и в воскресение перед 8 сентября.
Другая подвижница Ивановского монастыря, известная своей прозорливостью, затворница монахиня Досифея (+ 17 февраля 1810 года) была по преданию дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического, но законного брака с графом А.Г. Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье тетки В.Г. Дараган и получила в просторечии фамилию Тараканова. По повелению Екатерины II она была пострижена в Ивановском монастыре. Известна она своей духовной помощью и наставлениями братьям Путиловым – будущим настоятелям: Cаровской пустыни — игумену Исайе II и Оптиной пустыни — прп. Моисею.
В 1812 году обитель подверглась разорению и была упразднена. По завещанию богатой вдовы Е.А. Макаровой-Зубачёвой и при деятельном участии святителя Филарета, митрополита Московского, стараниями М.А. Мазуриной она была полностью перестроена в 1860-1879 гг. по единому проекту М.Д. Быковского, создавшего шедевр европейской архитектуры в сердце Москвы. Окончание строительных работ по восстановлению обители было поручено настоятелю Николо — Угрешского монастыря, ныне прославленному в лике святых прп. Пимену (Мясникову). Первой настоятельницей возобновленного монастыря стала игумения Рафаила (Ровинская), переведенная сюда из Аносиной пустыни, а первыми насельницами стали аносинские сестры. В сонме небесных покровителей монастыря: святитель Николай Чудотворец, придел которого находится в монастырском соборе, преподобная Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская (V в.), во имя которой в обители освящён домовый храм.
В 1918 г. монастырь был закрыт и превращён в концлагерь ВЧК-НКВД. Крестный путь новомучеников и исповедников Российских стал судьбой последних монахинь и священников обители. Монастырские храмы действовали до 1926 – 1927 гг. Последние сестры, проживавшие на монастырском хуторе около станции Марк Савеловской ж/д, в 1931 году были арестованы и отправлены в ссылку. Некоторые из них вернулись к своему духовнику и старцу схиархимандриту Илариону ( Удодову), служившему в подмосковном селе Виноградово. 4 июля 1938 года под Москвой на Бутовском полигоне НКВД был расстрелян священник Иоанно-Предтеченского женского монастыря Алексий (Скворцов). В 2004 году священномученик Алексий прославлен в соборе Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
В 1992 году монастырь был передан Русской Православной Церкви и приписан к храму св. кн. Владимира в Старых Садех. Настоятель Владимирской церкви прот. Сергий Романов положил начало возрождению монашеской общины в стенах обители. С назначением в 2002 году матушки Афанасии настоятельницей обитель обрела статус монастыря и второе дыхание в становлении общины. Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимает и ныне Московский Университет МВД, но, уповая на помощь Божию, обитель возрождается и ведёт реставрацию величественного монастырского собора и колоколен. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения, будет рада обитель тем, кто поделиться семейными воспоминаниями об истории монастыря и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.
Нашлись и желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус. К Екатерине Ростковской (ныне инокине Елисавете), занимавшейся восстановлением храмов и келий, присоединилась Марина Осипова, положившая начало издательству Свято-Владимирского Братства. К 1995 году сложилась небольшая община из десяти сестер. Надежда Сухарева (ныне инокиня Василия) шила церковные облачения, Маргарита Проскурова писала иконы для иконостасов Владимирского храма и монастырской домовой церкви Прп. Елисаветы, Людмила Уварова (инокиня Досифея) дежурила в часовне, Анастасия Кабилова (инокиня Амвросия) и Ирина Исаева (инокиня Романа) регентовали в храме и в обители. С самого начала в восстановлении обители участвовала Наталия Виноградова (инокиня Николая). Постоянно трудилась в монастыре вместе с сестрами общины и прихожанами Владимирского храма Ирина Богданова (инокиня Иулиания).
«Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением…», — сказано в одной древней монастырской летописи. Главным делом возрождающейся монашеской общины, стали молитва и богослужение — богослужение в широком значении этого слова, как служение Богу, послушание Его святой воле. Начинался и заканчивался день в общине монашеским правилом. Сестры молились в часовне, а богослужения посещали во Владимирском храме.
Удивительное это было время в жизни нашей многострадальной Церкви — начало 1990¬х годов! Поруганные, оскверненные храмы и монастыри возрождались и отстраивались по всей России, даже в самых глухих ее уголках. В неправдоподобно короткие сроки они вставали во всей красе, поднимаясь буквально из праха. Беспримерен во славу Господа подвиг христиан!
С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях. И тогда, как рассказывает инокиня Елисавета (Ростковская), «словно сомкнулась разорванная связь времен, сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью».
В 1995 году, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно, по всей поверхности мироточить писаная специально для Елисаветинского храма икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» или «Одигитрия».
18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни — иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили с ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в возрожденном Казанском приделе собора, а точная копия помещена в часовне св. Иоанна Предтечи. К киоту иконы Крестителя Господня справа на металлической цепочке присоединен медный обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». По молитвам Проповедника покаяния многие получают исцеления и помощь, тем самым укрепляясь в вере.
5 апреля 2003 года владыка передал в дар монастырю частицу мощей свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Святыня хранилась в семье одной верующей итальянки, принадлежащей к древнему знатному роду. Увидев особую любовь русских людей к святым и благоговейное почитание святых мощей у православного народа, она решила подарить семейную реликвию возрождающейся Иоанно-¬Предтеченской обители.
8 апреля 2003 года в монастырь был назначен священник — иерей Георгий Первушин. И сестры, и прихожане сразу полюбили нового пастыря.
В 2004 году в соборе восстановлена мраморная рака, в которой почивали святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, утраченные после закрытия собора в 1926 году.
24 декабря 2004 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена новых подвижников. Среди них значится имя священника Ивановского монастыря Алексия Скворцова (1875—4 июля 1938). Обитель обрела нового молитвенника и ходатая пред Богом.
В монастыре постоянно ведется работа в архивах и библиотеках, благодаря чему обителью выпущены жития святой покровительницы монастыря прп. Елисаветы Чудотворицы, святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, старицы-затворницы Ивановского монастыря Досифеи, а также издания по истории древнего Ивановского монастыря.
Много тайн и загадок у древней обители, сокровенно ее будущее, но ясно одно: монастырь живет и возрождается. Обновляется обитель внешне, светлеют ее храмы и здания, но еще более украшается и крепнет она внутренне с приходом новых молодых сестер. Ибо крепче и прочнее камня юные сердца, всецело преданные Богу. В них залог будущего обители с нерушимым фундаментом ее духовного наследия. Ни в прошлые века, ни в наше время никакие невзгоды и исторические потрясения не смогли прервать ту нить духовной преемственности, которая тянется от основания монастыря. Обитель горела, ее разоряли, но преемственность и традиции сберегались следующими поколениями. Именно поэтому монастырь всегда возрождался, возрождается он и теперь. Снова звучит в сердце российской столицы глас вопиющего в пустыне (Мф. 3, 3) — проповедь величайшего проповедника покаяния и большего в рожденных женами (Мф. 11, 11) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное… Сотворите убо плод достоин покаяния… Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3; 2, 8,10). Для взыскующих спасения во все времена и эпохи святой Иоанн Предтеча указывает на Христа: Се Агнец, Божий, вземлющий грехи мира (Ин. 1, 29).
Тиша(61)