Печоры. Древние Печоры… 2006

«Малая Вишера» 26 сентября 2006 год

Районный центр Псковской области – Печоры расположен к западу от Пскова, близ самой границы с Эстонией. Главная достопримечательность города – Печорская крепость. Хорошо сохранившаяся крепость долгое время обороняла западные рубежи Русского государства. Значение этой крепости в защите нашей страны в прошлом очень велико. Но Печоры славны не только своей военной историей. Свято – Успенский Псково – Печерский мужской монастырь – одна из самых знаменитых и дивных по красоте православных обителей. Это был один из крупнейших очагов культуры Северо-Западной Руси. Здесь создавались и хранились драгоценные произведения древней живописи, прикладного искусства, ювелирного и литейного дела. Монастырь был знаменит древними рукописями и старопечатными книгами. Название Псково-Печорского монастыря происходит от древнерусского слова «печера», что значит «пещера». Монастырь первоначально был пещерным. Пещеры находятся в крутом песчаном склоне ручья Каменец, «в горе», которая с языческих времен считалась священной. Язычники поклонялись деревьям на горе, украшали их, водили вокруг них хороводы. Пещеры эти естественного происхождения. Вход в них был хорошо защищен лесом. Близость воды и удивительные климатические условия (в пещерах круглый год сохраняется одинаковая температура +5) сделали их удобным убежищем для людей, стремившихся к уединению и к отказу от земных благ. Сохранились поэтические предания о начальной истории монастыря. Они рассказывают об отшельниках, которые жили в псковских пещерах «под немецким рубежом», то есть на самой границе с ливонскими землями. Об этих отшельниках никто не знал, пока «человек некий, родом из града Изборска, прозванием Селиша», ходивший в эти места «на лов звериный», не услышал случайно их пения. Первая церковь была пещерная. Ее устроили в «святой» горе в 1473 году и по древней традиции посвятили Успению Богоматери. 1473 год считается годом возникновения монастыря. Основателем его называют священника Иону, москвича родом. Преемники Ионы расширили монастырь и построили здания на горе. В скором времени ливонцы сожгли эти здания и разорили пещерный храм Успения. Монастырь почти заглох. После присоединения Пскова к Москве (1510 год) государев дьяк Мисюрь Мунехин был направлен в 1523 году в Печоры, чтобы укрепить порубежный монастырь. Значение крепости особенно возросло в связи с подготовкой Русского государства к борьбе за овладение Прибалтикой. В Печорском монастыре в то время игуменом был Корнилий, постриженник этого же монастыря. При нем Псково-Печорский монастырь превратился в мощную неприступную крепость. В 1565 году были возведены те каменные стены и башни, которые стоят и теперь. Корнилий был писателем. Он создал летопись Печорского монастыря, частично вошедшую в состав Псковской Третьей летописи, и «Повесть о начале и основании Печорского монастыря». Корнилий примыкал к группе бояр, настроенных против внутренней политики Ивана Грозного. До царя дошли слухи, что игумен поддерживает связи с князем Андреем Михайловичем Курбским, бежавшим в Литву в 1563 году. Как рассказывает монастырская легенда, приехав в монастырь из Новгорода, Иван IV в приступе гнева собственной рукой отсек голову игумену, встречавшего его с хлебом-солью у Никольских ворот. Тотчас же раскаявшись, царь поднял его тело и отнес к Успенскому собору. С тех пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора называется «кровавым путем». Вместе с Корнилием Иван Грозный казнил еще нескольких заподозренных в «изменном деле» лиц, в том числе Павла Петровича Заболотского, помощника Корнилия в строительстве укреплений. Имена казненных царь велел записать в синодики – поминальные книги и приказал молиться об упокоении их душ во всех церквях. Наступил XVII век. В эту пору Печорский монастырь неоднократно видел у своих стен то шведов, то поляков и литовцев. Но им ни разу не удалось овладеть крепостью. В начале Северной войны, летом 1701 года, в Печорский монастырь приехал Петр I. Предвидя возможность использования крепости в боевых действиях, он приказал укрепить ее земляными бастионами, раскатами, валами и рвами. Согласно преданию, царь сам взял в руки лопату и заложил первое укрепление. Земляные бастионы начала XVIII века сохранились до нашего времени. Петр увеличил гарнизон крепости до двух с половиной тысяч человек. Предвидение Петра оправдалось: в 1703 году шведы подошли к монастырю. Гарнизон крепости ополчение во главе с воеводой Иваном Назимовым отбили врагов. Это была ее последняя осада. После этих событий боевая история Печорского монастыря закончилась. По Ништадтскому миру 1721 года граница Русского государства отодвинулась на запад, и монастырь оказался далеко от нее. Петр I высоко оценил роль Печор в Северной войне. В качестве символа его заслуг в обороне страны он приказал установить на Петровской башне государственный герб России. Петровская башня и сейчас служит главным входом в монастырь. Укрепления Печорского монастыря, построенные в 1565 году и выдержавшие столько штурмов врагов, представляют огромный интерес для историков русского военно-оборонительного зодчества. Но Печорская крепость дорога еще и как памятник национальной истории и военной славы. Стены и башни крепости грандиозны. Протяженность стен равна примерно 700 метрам. Отдельные башни достигают 25 метров высоты. Печорская крепость значительно отличается от других сооружений подобного рода. Обычно русские монастыри и крепости ставились в излучине реки, на речном мысу, на вершине горы или холма. Печорский же монастырь расположен на дне глубокого оврага, по которому течет ручей Каменец. Перед зодчими, строившими крепость, стояла трудная задача. Им надо было окружить каменными стенами монастырь, скрытый в глубоком овраге. С южной и северной стороны строители поставили стены по самому гребню склонов оврага, а с восточной и с западной повели их навстречу друг другу вниз по крутым склонам до самого ручья. Длинные участки стен разделены башнями на отдельные прясла – так называют участки стен между башнями. Всего в Печорской крепости сохранилось 9 башен. Весь облик монастыря-крепости говорит о высоком развитии русского военно-инженерного искусства в XVI веке. Современным входом в монастырь являются ворота Петровской башни, построенной в XVIIвеке. Они обиты кованым железом. Крепостная стена с внутренней стороны покрыта белой обмазкой. Деревянный боевой ход на стене, крытый тесовой кровлей, подчеркивает ее объемность и мощь. Этот деревянный ход – единственный сохранившийся с древних времен. Крепостная стена идет под небольшой уклон и упирается в белую Никольскую башню, в которой темнеет сводчатый проезд. Над въездом – икона богоматери Одигитрии. Слово «одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница». Одигитрия почиталась как покровительница Русского государства, защитница его от врагов. Бочкообразная кровля предохраняет икону от дождя и снега. Под прямым углом к Никольской башне стоит стенка двухпролетной звонницы с двухщипковой кровлей. Между ее скругленными посреди столбами висят колокола. Это — военные трофеи, отбитые у поляков в 1581 году. К другой стороне звонницы прилепилось крыльцо церкви Николы Ратного. Ассисметричное крыльцо живописно. За крыльцом поднимается паперть и сама церковь – небольшой куб, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Барабан украшен аркатурным пояском и излюбленным орнаментом псковичей – бегунцом и поребриком. Над узкими окнами «бровки» — выступающий кирпичный валик. Эти скромные украшения делают постройку нарядной и живописной. Церковь Николы построена одновременно с крепостью в 1565 году. Церковь и башня настолько органично связаны, что их трудно отличить друг от друга, хоть башня, и построена позже. Кажется, будто это одна постройка. Они даже покрыты единой кровлей. На паперти церкви находится изображение Николы. Это деревянная скульптура XVI века. Обычно главные монастырские здания ставились в центре монастырской территории. В Печорском монастыре главная площадь и ее основные здания стоят в дальнем его конце, прилепившись к горе. Пройти к главной площади можно через Никольские ворота. За воротами прямая дорога – «кровавый путь» — спускается в ложбину ручья Каменец. В конце этой длинной, выложенной булыжником дороги внизу открывается вид на главную площадь. Она несколько приподнята: надо подняться по широким ступеням, покрытым чугунными плитами, чтобы оказаться на ней. И длинный прямой путь, и эти ступени подготавливают нас к восприятию архитектуры основных зданий, служат той необходимой паузой, роль которой так хорошо понимали зодчие и живописцы Древней Руси. На главной площади стоят разновременные здания: Успенский собор XV века с построенной над ним в XVIII веке Покровской церковью. Большая звонница XVI века и напротив нее Ризница XVII века. Зодчим удалось достигнуть тесной связи всех этих совершенно не похожих одно на другое зданий, которые создали праздничный многокрасочный архитектурный комплекс – целостный и гармоничный. После суровости крепостных стен и спокойствия церкви Николы Ратного поражаешься неожиданным архитектурным пейзажем. Красные и белые стены, золото и синь куполов, яркие росписи на стенах, на барабанах. Яркость цвета и пышность форм, которые так поражают в ансамбле главной площади, появляются в русском зодчестве с XVII века. Главенствующее значение в ансамбле главной площади сохранил Успенский собор. Нижняя ее часть – та самая пещерная церковь, которая была освящена в 1473 году. Теперь над ней стоит нарядное здание в стиле русского барокко – Покровская церковь, построенная в 1759 году. Оба здания имеют общий фасад. Только карниз и небольшой уступ в стене разграничивают постройки. В одну линию выстроились пять пышных куполов. Успенский собор не имеет противоположного фасада. Церковь как бы уходит в гору. Из монастырского сада на горе за храмом видно, что кровля здания находится на уровне склона горы, и кажется, будто все его пять глав вырастают прямо из земли. Это создает удивительный, неожиданный эффект. К восточной стороне Успенского собора примыкает Большая звонница. Дополнительный пролет для колокола, поставленный над основным ярусом звона, и часовая башенка с шатровой кровлей (XVIII век) делают композицию асимметричной и создают впечатление устремленности ввысь. Простота белой стены звонницы подчеркивается невысоким входным тамбуром с зеленой кровлей и затейливой главкой-луковкой. Барочные формы главки — еще одно свидетельство создания пристройки в XVIII веке. Интересно устроен механизм часов, установленных в башенке на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями. Бочка движется в деревянной шахте, пристроенной с задней стороны часовой башенки. Механизм часов соединен тросом с колоколами. Каждые четверть часа малые колокола мелодично перезванивают, а большой колокол отбивает часы. До сих пор на звоннице сохранились древние колокола. Каждый колокол имеет свое, только ему одному свойственное звучание. Три самых больших колокола подарены монастырю русскими царями – Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I. Колокола на звоннице украшены рельефными поясами с изображением зверей и растительного орнамента. Каждый зверь обозначал или силу, или дерзость (смелость), что связано с древней восточной и античной символикой. Колокола украшают рельефные строки надписей, выполненные строгим полууставом. Так назывался почерк древнерусского письма, отличавшийся особенно стройными пропорциями букв. Надписи хорошо видны даже с земли. Они сохранили даты отливки колоколов, имена заказчиков и мастеров-литейщиков. Прямо против Большой звонницы, обращенное к ней массивным крыльцом, стоит легкое, изящное здание Ризницы. Построено оно на самом подъеме к главной площади. Ризница красным цветом своих стен выделяется среди других зданий. Отделка ее очень богата: на окнах – белые наличники, белые горизонтальные тяги членят здание на два этажа; повышенная куполообразная кровля прорезана слуховыми окнами: восьмигранный барабан кажется ажурным благодаря нарисованным на нем окнам; на синей, сильно вытянутой ввысь главке нанесены золотые звезды. Цвет стен, красный с белым, форма наличников, легкость здания – все это новые черты, характерные для архитектуры XVII века. К красочному зданию Ризницы псковские зодчие пристроили белое крыльцо. Оно непропорционально велико по отношению к зданию, поэтому кажется несколько грузным, неуклюжим, а в то же время невозможно отделить от Ризницы и от всего ансамбля площади. Крыльцо Ризницы имеет такие же спокойные формы, как и Большая звонница. Но между ними существует связь не только внешняя, но и функциональная: к верхней площадке крыльца протянуты веревки, которыми приводятся в действие все малые колокола звонницы. Один этаж Ризницы служил библиотекой, а другой – собственно ризницей, то есть помещением для облачения священников и для церковной утвари. На протяжении многих столетий в Ризнице собирались произведения русского прикладного искусства. В ней были вещи, подаренные монастырю Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I. Тут хранились золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы, шитые золотом плащаницы (одна из них собственноручно вышита царицей Анастасией Романовой, женой Ивана Грозного) и многие другие вещи, отличавшиеся высокой художественностью работы. Похищенные фашистами во время войны, они возвращены Германией в Печоры. Книгохранилище Печорского монастыря насчитывало огромное количество древних рукописей и старопечатных книг. Книги стоили дорого в Древней Руси. Однако читатели тех времен, как и нынешние, делали на них разного рода пометы, драгоценные теперь для историков. Эти пометы касаются хозяйственных дел монастыря, некоторых событий монастырской жизни. По ним можно узнать, кому принадлежала та или иная книга, сколько дано алтын «на промен», то есть за нее, и т.д. Большой интерес для историков представляют книги Печорского монастыря, в которых содержатся молитвы русского сочинения. В молитвах, сложенных печорскими монахами, отражаются тревожные события XVI века. В поминальных книгах вспоминаются виднейшие деятели Пскова и Новгорода, в их числе князь Александр Невский. Библиотека Псково-Печорского монастыря сохранила для нас один из списков жития (жизнеописания) Бориса и Глеба – русских князей, живших в XI веке. В рукописном сборникеXVI века было обнаружено житие Александра Невского и поэтическое «Слово о погибели Русской земли» — памятник XIII века, прославляющий красоту «красно украшенной земли Русской». В библиотеке Псково-Печорского монастыря найдена повесть XVII века чисто светского содержания «Гистория о российском дворянине Флоре Скобееве и стольничьей дочери Нардына-Нащокина Аннушке». Восточнее Ризницы стоит небольшая церковь Благовещения, построенная в 1541 году. Фасад ее переделали в XVII веке. Церковь окрашена в красный цвет, имеет белые фронтоны над окнами, белая тяга членит ее фасад на два этажа. На барабане Благовещенской церкви сохранился белый пояс с «летописью»- надписью, выполненной вязью. Пояс сделан из керамических плит, покрытых белой глазурью. В плитах прорезаны буквы, контуры которых выделены темно-зеленой поливой. «Летопись» рассказывает о постройке церкви « в лето 7049», «при державе государя великого князя Ивана Васильевича». Пояс Благовещенской церкви примечателен тем, что он является самым ранним из известных керамических поясов. Остальные здания монастыря принадлежат к значительно более позднему времени и не представляют большого интереса. Исключение составляет лишь Михайловский собор, построенный петербургских архитектором А. И. Руска в 1827 году. Классические формы собора кажутся холодными и чуждыми здесь, в древнем монастыре. Но собор интересен с исторической точки зрения. Он поставлен в память победы, одержанной в 1812 году над Наполеоном корпусом генерала Витгенштейна и псковскими ополченцами. Внутри собора висят две медные доски, на которых записаны имена воинов корпуса Витгенштейна – офицеров и солдат, павших в Отечественной войне 1812 года. Приезжающие в Печорский монастырь обычно стремятся непременно попасть в пещеры. Пещеры дали название самому монастырю и представляют большой интерес. Узкие сводчатые ходы пещер (их всего семь), освещенные лишь свечами в руках посетителей, таинственны и производят большое впечатление. Плотный желтоватый песчаник с красноватыми и зелеными прожилками, в котором вырыты пещеры, красив и напоминает благородный мрамор. Пещеры – огромная усыпальница. В их стенах делались ниши – склепы, которые закладывались плитами. В них хоронили монахов, а также мирян. Разбирая надписи на плитах, можно прочитать известные каждому русскому человеку имена. Здесь покоятся предки знаменитого историка XVIII века В. Н. Татищева, предки великого русского полководца М. И. Голенищева -Кутузова, поэта А. Н. Плещеева, композитора М. П. Мусоргского, и многих других видных деятелей русской культуры. Пещеры являются своеобразным, единственным в своем роде музеем керамического искусства. Многие склепы закрыты изразцовыми плитами – керамидами, из которых древнейшая датируется 1530 годом. На керамидах, покрытых зеленой поливой – глазурью, помещены рельефные изображения. Чаще всего это пятиглавый русский храм или крест в обрамлении тонкого, как кружево, растительного орнамента. На поля, которые оставались пустыми, буква за буквой наносился текст надписи отдельными печатками. Древнейшие керамиды Печорского монастыря появились раньше изобретения на Руси книгопечатания, однако в них применены некоторые его элементы. В монастыре существует большое подсобное хозяйство: мастерские, кузница, скотный двор, фруктовый сад, огороды, пасека. Монастырь ведет духовно-просветительскую и издательскую деятельность. Имеется воскресная школа, а также детский хор. В обители есть духовная библиотека и хранилище древних рукописей. В обитель за духовным окормлением стекается множество паломников. Печорский монастырь — интересный, разнообразный единый архитектурный комплекс, издавна привлекал художников, историков, архитекторов. В 3 километрах от Печор по дороге на Выру находится село Тайлово. Дорога проходит через сосновый бор. Справа – живописная долина речки Белки. Это, собственно, не речка, а широкий ручей. Холодная вода его чиста и прозрачна, а дно устилает белый песок. Еще не видно села, а Тайловская церковь уже издали белеет на холме среди хвойных деревьев. Сложена она в конце XVII века. Запись на деревянном кресте, хранящемся в церкви, гласит, что она построена в 1697 году при царе Петре Алексеевиче, патриархе Московском и всея Руси Илларионе, митрополите Псковском, Изборском и Печорском. Посвящена церковь Николе. Помимо старинной церкви есть на Тайловском погосте еще одна достопримечательность: сень – высокое сооружение для колокола. Сень устроена очень просто: четыре столба сверху перекрыты крутой четырехскатной деревянной кровлей, а в середине связаны площадкой с перилами, на которую ведет лестница. Над кровлей – небольшая луковка, увенчанная деревянным крестом, а под кровлей крест-накрест положены два массивных бревна, к которым крепится большой шестидесятипудовый колокол. В тени вековых огромных вековых елей сень — колоколица на погосте в Тайлове живет особой, полной поэзии жизнью. Подобно лучшим произведениям древнерусского искусства. Она неотделима от окружающей ее природы. Тайлово – последнее русское селение по дороге на Выру. В 3 километрах за речкой Пимжей начинается Эстония. Когда мы прощались с нашим экскурсоводом – милая доброжелательная женщина – и направлялись дальше, В Пушкинские Горы, она сказала чтобы мы обратили внимание на памятник, который находится в пяти километрах от Пскова на трассе Санкт – Петербург – Киев в поселке Череха. Проехать мимо мы не смогли и сделали незапланированную остановку. Этот памятник поставлен в память погибшим десантникам 6-й роты 104-й гвардейского парашютно-десантного полка в марте 2000 года. Мужество и стойкость этих ребят потрясли весь мир. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты вступили в бой с крупными бандформированием под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен. Тогда 90 псковских десантников сдерживали натиск порядка 2 тысяч чеченских боевиков, которыми командовал террорист Хаттаб. Всего в бою погибло 84 военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Потери боевиков составили по разным оценкам от 500 до 700 человек. В соответствии с Указом президента России Путина 21 десантнику присвоено звание Героя России, 63 награждены (посмертно) Орденом мужества. За подвиг десантников 104-й полк 76-й дивизии ВДВ первым среди воинских соединений был удостоен звания кавалера Ордена Петра. Память о псковских десантниках увековечена не только в этом памятнике, но и в фильмах «Честь имею», «Грозовые ворота», «Прорыв» снятые по благословению Русской Православной Церкви, поставлен мюзикл «Воины духа». 1 марта – День памяти воинов-десантников 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ, героически погибших в Аргунском ущелье в бою 29 февраля – 3 марта 2000 года. История и современность – все переплетается на Псковской земле.

 

Тиша(432)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *