«Поясом Богородицы» называют монастыри, что расположены в городе Муроме на Оке. Этим летом нам посчастливилось побывать там, а ещё — в Дивееве.
Город несказанной святости
В самые жаркие денёчки июля отправились мы в столь дальний путь — Муром-Дивеево, почти тыщу километров в одну сторону да тыщу в другую! Но — лиха беда начало. Миновали Новгородскую, Тверскую области, Московскую (пересекали Дмитров, вспомнилась прошлогодняя поездка, именно с Борисо-Глебского Дмитровского монастыря она тогда начиналась), во Владимирской читали за окошком микроавтобуса знакомые названия: Петушки (ах, Веничка со своей повестью «Москва-Петушки»!), Покров (знаменитый шоколад здесь производят)… В три утра выехали, к 6 вечера были в Муроме.
Город небольшой, в советские годы практически чисто индустриальный, 160 тысяч населения — районный же центр — а на его территории расположены четыре монастыря, три из которых мы увидели.
Остановились мы в самом большом из монастырей — Спасо-Преображенском. Он ещё и самая древняя по времени основания мужская обитель (IХ век). Трудно описывать такую жемчужину!Построен на правом берегу Оки, на его территории расположены 2 храма, 7 часовен, братский корпус с духовным училищем, паломническая гостиница. Вот здесь нас и приветили ужином. Всё совсем недавно построенное, а потому новенькое и сверкающее, как и номер в гостинице. Очень корректный обслуживающий персонал, охранники. В ожидании гида мы пошли прогуляться по монастырю. Оторопь берёт при взгляде на перспективу, открывающуюся за левой оградой, — Ока! В храмы мы должны были зайти наутро, а пока просто рассматривали местные достопримечательности. Цветники, прудик с белыми лилиями и огород в идеальном состоянии — в такую сушь растения исправно орошаются специальными фонтанчиками-поливалками. У нас нынче яблони и не цвели почти, а здесь они склоняются от тяжести плодов. Есть тут и свой «живой уголок» с павлином, фазанами, курицами удивительных неизвестных пород, уточками-мандаринками и прочими обитателями.
Заглянули в часовню-костницу — сюда собрали останки с разорённого после революции монастырского захоронения. Жутко смотреть на черепа и кости… Здесь можно оставить деньги за свечки и записки.
К Илье Муромцу
И вот, наконец, гид Елена прибыла, и мы едем в Карачарово, которое практически смыкается с Муромом, на источник Ильи Муромца. Немногие знают, что знаменитый богатырь Земли Русской является святым Илией Муромским. Его чудесное исцеление, описанное в былинах, действительно имело место, только в образе калик перехожих, попросивших неходячего 33-летнего молодца воды испить, пришли к Илье сам Иисус с апостолами.
Много подвигов совершил Муромец, защищая Отечество. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, а часть мощей – в Свято-Преображенском монастыре, в серебряной руке деревянной статуи в натуральную величину (выполнена по антропологическим исследованиям). Источник же возник на том месте, где топнул ногой, отправляясь с хозяином в поход, его конь Бурушка. Зашли в часовню, воды набрали из источника и направились в купальню. Окунуться решились почти все! Внутри темно, смутно угадываются ступеньки к водичке, лёгкое журчание и прохлада. Ощущения погружения передать невозможно, это надо испытать самому: разогретое тридцатиградусной жарой тело на перепад температур (в источнике плюс 4) откликается каждой клеточкой, а дух возлетает куда-то высоко! Вода из источника особенно помогает при болезнях ног.
Экскурсовод Елена (дай ей Бог здоровья) долго наставляла нас, что необходимо сделать поутру в Спасо-Преображенском до экскурсии в другие монастыри, которая была назначена на 9, обратила внимание, что ценно для паломников в церковных лавках и даже сориентировала по предстоящей поездке в Дивеево.
Такое насыщенное утро
Итак, утро. Выходим раненько, пока ещё не так палит солнце. В монастырском соборе (построен царём Иоанном Грозным в честь покорения Казани) находится привезённая в XIX веке со Святой горы Афон чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Ставим свечи ей и молимся — каждый о своём сокровенном, ведь она на то и Скоропослушница, что помогает в экстренных случаях, и поддержка приходит очень быстро. Начался акафист — был день памяти страстотерпцев Романовых. Поклонилась мощам святого Ильи Муромского в другом храме, посетила часовни Георгия Победоносца, Блаженной Ксении Петербургской, в часовне Богородицы Спорительницы хлебов продавали монастырскую выпечку. Народ всё прибывал — немудрено, суббота, в город направляются тысячи экскурсантов и паломников — из Москвы и Подмосковья, из Арзамаса и Нижнего, довелось увидеть много свадебных кортежей, приехавших в монастыри за благословением или венчаться.
Экскурсию начали с церкви Николая Угодника на Набережной. Здесь мы услышали историю жизни святой Иулиании, которая, будучи дворянкой, в Смутное время спасала от голода крестьян и ухаживала за больными. Её мечтой было с юности уйти в монастырь, но господь судил иначе. Совсем молоденькой она, крестьянка, вышла замуж за богатого горожанина, родила тринадцать детей, ходила за престарелыми свёкром и свекровью, помогала нищим и сирым. Она считается покровительницей тех, кто занимается благотворительностью. Её благоухающие мощи были обретены в ХVII веке, и находятся они в этой церкви. Под горкой течёт источник святого Николая — говорят, он берёт начало под алтарём. Какое наслаждение было умыться ледяной водицей этого родника!
Два монастыря-соседи — мужской и женский, Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий.
Муром долгое время был городом язычников, не сразу, но князь Константин ввёл здесь православие, понеся утрату — здесь убили его младшего сына Михаила. Интересный факт — когда обретали их мощи (ныне покоящиеся в монастыре), в могиле оказалась чёрная каменная плита с волнообразной поверхностью. Она тоже стоит в храме и к ней прикладываются как к святыне. Особо почитаются чудотворные списки с Иверской и Владимирской, в их окладах очень много даров от прихожан. Необыкновенно красива икона Козельщанской Божьей Матери — она исцеляет заболевания ног. Приобрела такую вместе с акафистом маме — вдруг поможет?
О святых князьях Петре и Февронии сейчас знают практически все: 8 июля — день их памяти — теперь стал праздником семьи, любви и верности. Здесь, в Муроме, на берегах Оки, проходит массовое гуляние, а начинается оно со Свято-Троицкого Муромского Новодевичьего монастыря, где находятся мощи святых. Одной фразой сказать о них можно: «Жили счастливо и умерли в один день».
Монастырь строгих правил и очень компактен. Мать Тавифа — настоятельница монастыря со дня его открытия (1991 год) — передвигается лишь в коляске, поэтому здесь всегда можно увидеть инвалидов-колясочников. В отличие от других муромских монастырей, тут много насельниц — более 60, причём почти все с высшим образованием. Есть врачи, учителя, художницы. В Свято-Троицком открыт пансион для девочек из неблагополучных семей «Надежда» от 4 до 16 лет, учат здесь всему, что пригодится в жизни, так что по окончании школы девушки сами выберут путь. Есть уже одна, которая решила служить Богу, а другая выдана замуж. Что касается замужества — недаром Пётр и Феврония покровители семьи и брака! Гид поделилась несколькими невероятными историями, свидетелями которых была сама. Приехала сюда помолиться святым мощам девушка под 30 — замуж пора, вроде, а женихов не находится. И на обратном пути в поезде (а сама она из Челябинска!) познакомилась с мужчиной, военным, который приезжал к святым с такой же просьбой. Он тоже оказался из Челябинска. Поженились. Были случаи, когда люди жили даже в одном доме, а свели их вместе тоже Пётр и Феврония. Приложившись к мощам, подумала о детях — пусть святые позаботятся о том, чтоб мои непоседы нашли в своё время хороших спутников жизни!
Очень уютно внутреннее пространство монастыря, хоть картины пиши, до чего красиво! Как в подавляющем большинстве таких мест, изобилие цветов и всякой диковинной растительности, фонтан, скульптурки. Бесподобна деревянная старинная церковь.
Четвёртый удел Богородицы
Примерно два с половиной часа — такова продолжительность пути из Мурома до Дивеева, поэтому паломники, прибывшие на «пояс Богородицы» полюбоваться, почти всегда доезжают и до четвёртого удела Богоматери. В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре всё дивнее дивного! Великолепие, царящее здесь, и красота огромных храмов не поддаются никакому описанию, это надо УВИДЕТЬ!
У Божьей Матери 4 удела — Иверия, Святая гора Афон, Киево-Печерский монастырь и Дивеево. История обители начинается в ХVIIIвеке, когда овдовела богатая рязанская помещица Агафья Мильгунова. Она решила посвятить свою жизнь Богу, приняла постриг с именем Александры в Киево-Флоровском монастыре и однажды пришла к ней Богородица и велела идти на север, чтобы основать великую обитель. Не доходя 12-ти вёрст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась отдохнуть, и Богородица вновь явилась к ней: «Вот то самое место, которое я повелела тебе искать на севере России. Это четвёртый жребий мой во вселенной…». Сначала мать Александра благоустроила старинную деревянную церквушку, потом построили каменную Казанскую церковь. Так было положено начало монастырю.
А нас по прибытии разместили в новёхоньком благоустроенном доме — с виду, частный, ан нет! Матушка Валентина блюдёт здесь порядки, а они почти монастырские. К слову сказать, здесь с радостью принимают паломников, чуть ли не у каждого домика висит объявление: «Сдаю комнаты», и цены на эти комнаты весьма умеренные.
Оставив вещи, поторопились на источник Серафима Саровского, что у деревни Цыгановка километрах в 6 от посёлка. Источник оборудован, в отличие от других, виденных в поездке, с размахом — паломников не счесть. Часовня, а за ней — огромная купель, как бассейн. Несколько заходов, непрерывно окунаются мужчины в плавках, женщины в сорочках, детишки. Мы с моими соседками по комнате не решились прилюдно купаться, пошли в длиннющую очередь к домикам (в них тесно, по 2 человека заходят). Стояли-стояли. Потом местный служитель вдруг нас приглашает — в купальни для… монашеского сословия и для священнослужителей! Они пустые были. Вода показалась ещё холодней, чем прежде (или на улице всё полз вверх столбик термометра?), и, что интересно, она такого необычного зеленоватого цвета!
Вернувшись в Дивеево, стали ждать окончания вечерней службы в Троицком соборе, чтобы вместе с сестрами и мирянами совершить крестный ход по Канавке Пресвятой Богородицы. Первоначально этот собор предполагалось освятить в честь иконы «Умиление» Божьей Матери, но при воздвижении креста в 1874 году на виду у всей округи над крестом появились три белых голубя, а ниже описывали круги три журавля, и тогда Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Троицы.
Обычно к мощам преподобного Серафима Саровского в соборе стоит огромная очередь, но в тот вечер ненадолго открыли доступ, и мы сумели приложиться к ним — само провидение помогло, наверное. Всё ещё ожидали крестного хода, и вдруг к нам подошла послушница и попросила помощи. Мы последовали за ней. Нас провели в святая-святых, укрытых от нескромного глаза — в сестринские покои, на кухню. И мы, представьте, за какие-то сорок минут, под руководством одной из монахинь, засолили все вместе две огромные бочки огурцов! Кто-то мыл укроп, кто-то его резал, кто-то занимался чесноком, а я и ещё двое носили вёдрами вымытые огурцы в холодильник-комнату (больше моего кабинета раза в три!), бегали, как ракеты! Так приятно было нырять из жары да в прохладу холодильную! Потом, когда уже услышали, что крестный ход начался, скоренько вылили чан рассола в последнюю бочку и побежали «огородами» во главе с монахиней наперерез шествию. Успели! Ещё и подождали немного.
По Святой Канавке
Мирян в тот вечер была огромная толпа, но никто особенно не толкался, шли медленно, постепенно распределяясь по всей длине. Я-то думала: Канавка маленькая, а она, оказывается, весь монастырь опоясывает! Преподобный Серафим Саровский так говорил о ней: «Потому она так вырыта, что это та самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли!… Она, Матерь-то Божия, всё это место обошла! …Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев! Эту Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что когда и антихрист-то придёт, то Канавка эта не допустит его туда! Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с неё брать будут у вас на исцеление, и будет нам она вместо золота!».
Дело в том, что 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом. Что любопытно — начал её копать сам преподобный в 1829 году, а закончили перед самой его смертью в 1833-м — будто Серафим ждал завершения работ.
После революции и эта святыня была поругана, кое-где здесь даже проложили канализационные трубы. В 90-е годы Канавку начали восстанавливать, основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу, была выложена плитами и обнесена кованой оградкой. В 2004 году тут установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня.
После того, как пройдёшь Канавку, действительно, можно взять земельки из неё (для этого устроено что-то вроде большой песочницы с землёй из рва) — она обладает лечебными свойствами (каждому — по вере), а ещё в часовенке дадут сухариков, освящённых в котелке преподобного Серафима: он всех пришедших к нему встречал словами: «Радость моя!» и угощал такими же сухариками. Можно и самим дома сухарики эти множить: насушить булку мелкими кусочками, положить в блюдо, на них — 4 дивеевских сухаря крестом, прочесть молитву преподобному Серафиму — и все сухарики в блюде окажутся как от Серафимушки!
Объять необъятное
Вечером нам было ещё не до сна, хотя стрелки подошли к 11-ти: мы отыскали 2 источника — игуменьи матушки Александры, с которой началась дивеевская обитель (тут стояла очередь), и подальше — Иверской Божьей Матери. Кругом — ни зги, второй источник даже фонарём не освещён, но мы рискнули окунуться всё равно! И получили абсолютное удовольствие. Неглубоко, дно песчаное, а после такого длинного дня вода показалась раем! Большинство из нас умудрились на обратном пути совершить омовение и в источнике матушки Александры! В Дивееве ещё три источника, но, к сожалению, мы не располагали временем, чтобы посетить все. И так нарушили покой нашей хозяйки матери Валентины, явившись после полуночи. Но она понимала, на какой короткий срок мы сюда приехали и как хотим объять необъятное.
Наутро после молебна с акафистом преподобному Серафиму Саровскому (встали очень рано и успели перед службой ещё раз приложиться и к мощам, и к его вещам, выставленным в двух витринках, и к иконам храма — снова Бог помог, после нас доступ к святыням закрыли), стали наслаждаться пребыванием здесь, а время неумолимо таяло. С Галиной Дмитриевной Евстифеевой решили вновь пройти по Святой Канавке — босиком по нагретым плитам, уже без крестного хода, не спеша, думая о своих самых близких. Тут удалось получше рассмотреть всё кругом. Оказывается, раньше Канавка была вся в розах — нынче они, наверное, просто сгорели под палящим солнцем. Другие цветы усердно поливают послушники, но всё равно, на склонах очень припекает. Чтобы укрепить края рва, здесь посажен крыжовник и ещё дополнительно проложены поперечные реечки — землю-то берут отсюда постоянно, что служит дополнительным стимулом к осыпанию. Только сошли с Канавки, как встретили землячку — Надежда Петровна Лукина очень переживала, что утром потеряла всех нас и, проходя по Святой Канавке, загадала встретить своих — и желание тут же исполнилось!
В церкви Рождества Христова приложились к мощам трёх жен дивеевских: Александры первоначальницы, схимонахини Марфы и Елены, история каждой чудесна. Например, Елена Мантурова вела светскую жизнь, собиралась замуж, а однажды увидела страшный огненный столб и воззвала к Царице Небесной, обещая, если спасётся, посвятить свою жизнь Богу. И впоследствии приняла постриг. Она пожертвовала собой и умерла молодой вместо болящего брата Михаила, который был нужен ещё Господу на земле. Поклонились могилам праведников, в том числе, Михаила Мантурова, верного ученика преподобного Серафима, много сделавшего для обители. На могиле Михаила Васильевича растёт исполинская берёза, на ней есть необычный нарост в виде медведя — говорят, это память о мишке, которого кормил Серафим Саровский из рук хлебом.
После экскурсии навестили домик блаженной Паши Саровской. Здесь особая атмосфера. В её комнатке так уютно! В 1905 году сюда приезжала венценосная чета, на стене висит плащаница преподобного, вышитая Александрой Фёдоровной. Мы увидели личные вещи Параскевы Ивановны, а также принадлежавшие игуменьям Марии и Александре, мебель из кельи преподобного Серафима — даже табуреточка, слегка тронутая пламенем, на ней преподобный скончался. В домике мало места, потому вышли быстро, чтобы не создавать очередь, а хотелось бы побыть тут подольше, от каждой вещи веет такой благостью!
В этот воскресный день в монастыре было очень много родителей с детьми — и грудными, и постарше, причём почти в каждой семье не по одному ребёночку — их привели на службу и причащение, а кого-то, может, крестили. Отдыхая на скамеечке в теньке, наблюдали с улыбкой за вознёй двух крошек-близняшек в косыночках: одна всё пыталась сдвинуть с места двухместную коляску рядом с беременной мамой, а другая играла с опавшими яблочками, бегая около нас с лукавой улыбкой. Вся ребятня чувствовала себя здесь свободно, и ощущалось — это их мир, они веру впитали с молоком матери и пронесут её по жизни. Вот что значит — родиться рядом с такими святынями!
Жаль расставаться, но надо…
Наше пребывание в Дивееве подходило к концу. Жаль расставаться с дивными нижегородскими местами, но время не ждёт. Подкрепились в трапезной под открытым небом — каждый паломник здесь может поесть 2 раза бесплатно — по талонам. Накануне, когда ждали начала вечерней трапезы, разговорились с сидящими рядом женщинами. Они приехали ещё из более далёкого далека, чем мы, — из шахтёрской Горловки, 36 часов в пути, но не на 1 день прибыли, а почти на 2 недели. Дорога была тяжёлая, а по приезду несли послушание несколько дней. Украина ещё больше пышет жаром, хлеб сгорает на корню, работы почти нет, шахты закрываются, вот и приехали поклониться святыням да помолиться о лучшей доле себе и близким.
На обратном пути, который, как любой путь домой, показался короче и легче, получили нежданный бонус: купание в полночь… в Волге (в Тверской губернии). Сказочное купание! На пляже кроме нас — ни души. Совсем близко теплоходики огоньками светят, песок бархатный, как на юге, вода ласковая-ласковая, спокойная, теплущая! Жаль до такого купания добираться от нас шесть часов с гаком. Спасибо тем, кто поддержал морально на берегу, и вдвойне тем, кто отважился поплавать со мной вместе — Галине Евстифеевой, Светлане Коломийцевой, Алексею Михайлову и Константину Туманову, нашему водителю, преодолевшему к тому же столь огромное расстояние за трое суток!
Не перестаю благодарить и восхищаться всеми, кто собирается в такие паломничества! Организовала это путешествие вновь преподаватель МХК школы №1 Марина Петрова, исполнившая свою заветную мечту — встретить свой день рождения в святых местах — общий наш поклон и уважение!
Ольга МАСЛОВА
Тиша(437)