Зверин — Покровский монастырь
Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья. Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 6577 (1069) годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.
Въ то же лѣто, осень, мѣсяця октября въ 23 въ чяс 6 дни, опять приде Все … къ Новугороду; … новгородци же поставиша пълъкъ противу ихъ, у Звѣринця на Къземли; и пособи богъ Глѣбу князю съ новгородци. О, велика бяше сѣця Вожяномъ, и паде ихъ бещисльное число; а самого князя отпустишя бога дѣля.
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году. В этот год 27 июня она была «зажжена от грома», то есть сгорела от удара молнии. В период Петровских реформ, в 1721 году, Зверин монастырь был упразднён, однако через шесть лет опять восстановлен. В конце XVIII столетия к Зверину монастырю был присоединён стоявший рядом древний Николо-Бельский монастырь. Оба были обнесены одной оградой. К концу XIX века монастырь принадлежал к числу штатных необщежительных монастырей второго класса. Расцвет его приходится именно на это время, о чём говорит появление в 1899 году нового большого собора. В 1919 году Зверин монастырь был обращён в приходскую церковь, хотя сёстры продолжали в нём жить. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сёстры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.
Фрески церкви Симеона Богоприимца в Зверинском монастыре.
Каменная церковь Симеона Богоприимца Покровско-Зверинского монастыря была поставлена в 1467 году на месте деревянной, которая, в свою очередь, была срублена на год раньше.. Причина постройки — эпидемия чумы — «мор», свирепствовавший в это время в Новгородской и Псковской земле. В народе мор получил название «Симеоновский». Только в самом Новгороде и новгородских монастырях скончалось от «железы» более 55 тысяч человек. По всё же Новгородской земле потери составили 250.652 человека.
Церковь Симеона относилась к так называемым «обыденным» церквям, которые строили сами жители города за один день. Она возведена на месте скудельницы — коллективного захоронения умерших от чумы новгородцев.
Здание церкви отличается простотой форм и соразмерностью пропорций. Имеет подцерковье, которое использовалось как подвал. Характерно, что наличие межэтажного перекрытия никак не отражено на фасадах.
Внутренние стены, колонны и своды сплошь покрыты отлично сохранившейся росписью, выполненной в XV веке и расчищенной при реставрации от поздней побелки. Это, по большей части, станковые по манере письма, погрудные изображения святых. Вместе они составляют полный церковный календарь, который не встречается больше нигде в России. Календарь начинается с фигуры самого Симеона Богоприимца.
Тиша(419)