Монастырь и храмы — главные достопримечательности Старицы. Приезжая в город, это первое, что приковывает взгляд. И оторваться от этой красоты не возможно. Но Старицкий край богат и другими достопримечательностями. Мало кто знает, например, что сохранилось здание духовного училища. А ведь его окончили многие видные люди. Зайдите туда — возможно камни стен еще помнят его обитателей.
А памятники природы? Не только знаменитыми пещерами славится Старицкий край… Отделная тема — усадьбы.
Наше знакомство с Тверской областью началось с источника в д. Маслово. В 4 км от с. Красное есть два чудесных источника с «живой и мертвой» водой. Над тем что с живой водой построена часовня в память Иоанна Крестителя, воды этого источника помогают хорошо людям с больным желудком. Воды другого источника с мертвой водой полезны людям с больными глазами, известен случай, когда одна девочка начала терять зрение и, когда она стала умывать глаза водой с источника, то процесс ослепления полностью прекратился и сейчас она уже не вспоминает об этом случае. При источнике есть купель в которой происходит крещение с полным погружением, а также в ней можно искупаться.
Свято-Успенский монастырь устроен иноками Киево-Печерского монастыря. Стягиваясь на колокольный благовест, вокруг монастырских стен начали селиться кузнецы и ремесленники. Старица постепенно становится мощной крепостью и одним из социально-экономических центров Суздальского княжества.
В XVI веке Старица по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III была отписана в удел младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. В XVI столетии монастырь стал одним из центров духовной жизни центральной России. Благодаря этому событию тверской городок на Волге Старица получит как бы второе рождение, по новому заявит о себе, и будет играть особую роль в российском государстве XVI столетия.
В первой четверти XVI столетия князь Андрей Иванович Старицкий возродил древний монастырь, перенеся его на новое место. Он поместил его напротив древнего городища, ближе к реке Волге, что было сделано в стратегических целях — монастырь охранял беззащитный посад правого берега реки Волги.
Сейчас, когда смотришь с холма на монастырские сооружения, они кажутся небольшими и приземистыми. Здания утеряли оборонительные признаки и имеют вполне мирный вид. Подойдя к ним, поражаешься четкой завершенности форм, какому-то стилистическому единству всех построек, хотя принадлежат они разным историческим периодам. Нас сразу же захватывает дыхание того большого и мужественного искусства, которым в совершенстве владели наши предки. Почти каждый век вносил свои черты в архитектурные формы ансамбля, который сегодня удивляет совершенством пропорций, затейливостью выдумки.
Искусство неизвестных русских мастеров XVI века поражает. Они словно спешили наверстать упущенное время за почти три века иноземного ига.
Это была эпоха пробуждения творческих сил народа. Никогда прежде, пожалуй, не ощущалась так остро потребность в национальном самоутверждении и выявлении индивидуальности художника, причастности своего времени к истории России и личной за нее ответственности. К старому возвращались не более, чем в любое другое время. Вдохновенно искали новые пути.
Главная монастырская постройка — Успенский белокаменный собор, построенный в 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Свято-Успенского монастыря, отвечавшего возросшему политическому, экономическому, культурному значению города Старицы.
Собор стоит в глубине двора, среди монашеских могил и каменных надгробий, в окружении более поздних сооружений.
Несмотря на то, что в плане собор был достаточно традиционен, несколько вытянут с запада на восток, имеет четыре довольно массивных внутренних столба и три апсиды, он представляет оригинальный памятник русского зодчего первой половины XVI столетия. Своеобразие собора заключается в его внешнем облике, который определяется сложной пирамидальной композицией. Зодчий выделил центральную главу храма, поставив ее на восьмигранный постамент, некогда украшенный килевидными кокошниками. Угловые же части храма он понизил, завершив их самостоятельными главами, также имеющими в своем основании декоративные кокошники.
Рассматривая декоративные детали в убранстве Старицкого собора, невольно подмечаешь общие черты с Успенским собором Московского Кремля. Видимо, знаменитый Московский Успенский собор, возведенный отцом (1475-1479), еще с детства поразил воображение старицкого князя Андрея Ивановича.
Под собором — большой подклет, сложенный из белого камня, он предназначался, возможно, для погребения княжеской семьи и настоятелей. Позднее, во время пребывания царя Ивана Грозного в Старице, здесь был устроен подземный ход, прорытый, якобы, «под Волгой, с выходом к городскому Борисоглебскому собору». Поиски потайного хода в ХIХ веке местным любителем древностей Иваном Петровичем Крыловым так и не увенчались успехом.
Собор очень светлый и просторный. Сын князя Андрея Ивановича — князь Владимир Старицкий украсил внутри собора стены и устроил трехъярусный иконостас. В ризницу были даны вкладом ценные богослужебные книги, церковные сосуды и шитые пелены. В числе вкладов находилась плащаница, шитая золотом и серебром по красному шелку, с дарственной надписью от любимой царя жены Ивана Грозного — княгини Анастасии Романовой.
Во второй половине XVI века Старица стала вотчиной царя Ивана Грозного. Посетивший ее государь буквальновлюбился в этот живописнейший городок над Волгой, дав ему ласковое прозвание – «Любим-город». Суровый администратор и политик, Грозный был глубоко православным человеком, и с радостью уединился в местном Свято-Успенском монастыре, вознося вместе с простыми монахами молитвы Господу и выпрашивая у Него прощения за свою – нередко понуждаемую интересами державы – жестокость. В 1570 году Иваном Васильевичем была построена Введенская церковь с огромной трапезной палатой в два этажа. Вверху расположен большой трапезный зал, к которому с северо-востока примыкает теплая церковь. Над ней возносится высокий каменный шатер. Внизу — обширные помещения для поварни, кладовых, погребов. Так же как в московской Грановитой палате, своды трапезной опираются на мощный квадратный столб. В 1802 году с севера к церкви пристроили паперть, а еще позже с южной стороны — палату, где находилась монастырская ризница.
Князь Владимир Андреевич Старицкий внес определенный вклад и в Тверскую культуру. Он продолжил строительство Успенского монастыря, обнес его каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башенки, крытые шатрами, воротные проезды с надвратными церковными постройками. Следует отметить, что неотъемлемой принадлежностью оборонительных сооружений Руси X—XII вв., в том числе ограда монастырей, были ворота, однако они не были похожи на деревянные воротные башни XVII в. Ворота деревянных крепостей X—XII вв. были не чем иным, как простыми срубами подобными срубам внутривальных каркасов. От последних они отличались только отсутствием внутренней засыпки и наличием сквозного проезда. Срубы ворот над валами обыкновенно не возвышались. Они входили в состав внутривальных каркасов и составляли с ними одно целое. В ту же линию включались также и ворота складывавшиеся из камня. Над проездами таких ворот стояли храмы, но они находились на уровне крепостных стен, входили в их систему и также составляли с ними как бы одно целое.
Только при Андрее Старицком была собрана братия и назначен настоятель монастыря. Здесь уместно остановится на деятельности старицких князей, которые сыграли исключительную роль не только в возрождении Свято-Успенского монастыря, но и способствовали в историческом плане поднять высокую планку самого города Старицы, удельной столицы княжества в XVI веке. О его былом могуществе и значении, не без доли преувеличения, писал в свое время местный краевед начала ХХ века Ф. И. Зубарев: «Старица существовала еще во времена царствования и княжения дома Рюриковичей. Она служила резиденцией князьям, правившим княжеством Старицким. Тут был особый княжеский двор, особый класс «псарей», «солдат» и разной челяди. Заботами князей построено было много храмов; возникли монастыри — мужской и женский. В те времена это было весьма заметный центр русской общественной, государственной и духовно-нравственной жизни. Вся тогдашняя русская земля очень хорошо знала, что такое Старица и где она расположена, ибо в ней нередко пребывал со всем своим двором такой грозный властитель, как Иоанн IV».
В 1694 году был построен замечательный памятник ансамбля Успенского монастыря — надвратная церковь Иоанна Богослова. Не менее выдающимся сооружением можно считать и монастырскую многоярусную колокольню, построенную в 1686 году. Она играла роль часозвона, а в первом ярусе была расположена часовня над могилой первого русского патриарха Иова, уроженца Старицы.
Позднее, а точнее в 1819 году будет построен и освящен Троицкий собор Успенского монастыря.
Свято-Екатерининский монастырь расположен в Твери в микрорайоне Затверечье на левом берегу реки Волги, недалеко от места впадения Тверцы в Волгу.
Храм вмц. Екатерины был построен в 20-х гг. XVII века. Тогда он был деревянным. Рядом стоял еще один деревянный храм — в честь святителя Николая Чудотворца. В отличие от Никольского, Екатерининский храм не отапливался. К 1684 г. Никольский храм обветшал и был разобран, а к Екатерининскому храму пристроили теплый Никольский придел.
В 1732 г. деревянный Екатерининский храм сгорел, но был возобновлен. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 гг. В 1800 г. вокруг храма была устроена ограда. К 1813 г. был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 г. по благословению правящего архиерея престольным праздником Предтеченского придела стал день Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. стиля).
В 1835 г. была устроена новая паперть, а в 1852 г. — перестроена колокольня. В 1901 г. были выполнены иконостасы в приделах храма. В 1906 г. в правой башне ограды была устроена часовня в честь прп. Серафима Саровского.
В 1932-33 гг. после ареста последнего настоятеля храма протоиерея Николая Вологодского храм был закрыт. В 1960-е гг. была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны.
Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 г. В 1993 г. при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря. В 1996 г. подворье получило статус самостоятельного Свято-Екатерининского женского монастыря. В 2001 г. восстановлена колокольня.
Настоятельницей монастыря назначена монахиня Иулиания (Ритониеми) (с 1998 г. — игумения), ранее возглавлявшая Вознесенский Оршин монастырь. В настоящее время в монастыре 30 насельниц, из них 14 престарелых и тяжело больных.
В монастыре один соборный храм — св. вмц. Екатерины и три приписных: в честь свв. мчч. Мины, Виктора и Викентия, прп. Сергия Радонежского и вмч. Никиты. В монастыре имеется два келейных корпуса: в одном проживают сестры, в другом действуют православные Богословские курсы. Третье монастырское здание реставрируется.
Владимирский собор Твери. В начале XX века 1-ый Московский лейб-драгунский полк, расквартированный в Твери с 1865 года, готовился отпраздновать своё 200-летие, и его командир решил отметить это событие сооружение собственной церкви. В поисках средств он постепенно добрался до высшей инстанции: по личному распоряжению императора деньги были отпущены из бюджета военного министерства. Кроме того, к строительству удалось привлечь и местных промышленников. Проект храма, составленный специальной Комиссией о постройке военных церквей, в полной мере соответствовал своей основной функции — возможности вместить большое количество людей при сравнительно небольших затратах на строительство. Закладка здания состоялась 21 мая 1903 года, в праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, небесной покровительницы московских лейб-драгун. По той же причине храм получил название Владимирского. На строительство ушёл ровно год. Храм был освящен 8 сентября 1904 г. в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. «Серебристая белизна храмовой кровли и куполов с золотисто-зеркальными крестами производит чарующе-приятное впечатление. Внутренний вид храма по благолепию дубового в русском стиле иконостаса с иконами, писанными по золотому фону, по красоте стен, обложенных на значительной высоте мрамором светло-коричневого цвета, с узорчатым каменным полом вполне гармонирует наружному. Отсутствие колонн внутри даёт широкий простор взору молящихся», — писал полковой священник П. Белюстин о новой церкви.
После октябрьской революции оказалось, что технические характеристики церкви позволяют удачно использовать её для светских нужд. Память об истинном назначении здания легко уничтожили, разобрав колокольню и завершение храмовой главы в 1936 году. Памятник архитектуры уцелел путём утраты своего первоначального облика. Долгие годы в здании располагался клуб «Заря».
В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии. Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г. Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь: 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме. Постепенно были восстановлены стены и крыша, 25 января 2007 года воздвигнут купол, 15 февраля 2007 года установлен крест, приобретены первые иконы.
22 июля 2012 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил великое освящение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Твери и первую Божественную литургию в освященном храме.
Главе Тверской митрополии сослужили благочинный 1-го округа Твери протоиерей Павел Сорочинский, благочинный 2-го округа Твери, настоятель храма иеромонах Амфилохий (Желябовский), благочинный Торжокского округа протоиерей Николай Алексеев, секретарь Тверского епархиального управления, благочинный 2-го Калининского округа иеромонах Дионисий (Батраев), руководитель Отдела социального служения и церковной благотворительности иеромонах Амвросий (Желябовский), священник Вадим Желябовский, священник Дионисий Леонов, протодиакон Николай Радцевич.
Сегодня Владимирский храм живет полноценной жизнью. Регулярно совершаются богослужения, в храме много святынь, прихожане с радостью приходят сюда для молитвенного и дружеского общения.
Завершилось путешествие по Тверской земле в Николо – Малицком монастыре.
Николаевский Малицкий монастырь был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.
С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.
Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.
В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.
В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.
Тиша(70)