Православный Кронштадт: Николаевский Морской собор, Собор Владимирской иконы Божией Матери, Храм-часовня Тихвинской Божией Матери» 18 октября 2014

Кронштадт – город, где 53 года служил великий молитвенник русский — святой праведный Иоанн Кронштадтский. При жизни Батюшки Всероссийского в Кронштадт ежегодно приезжало до 50 тысяч паломников. И сейчас в город продолжают приезжать и приходить люди, неравнодушные к истории Русской Православной Церкви, Православного паломничества, духовной жизни, Православным святыням и истории России.
Первой и самой главной святыней города стала Владимирская икона Божией Матери, написанная по приказу Петра I специально для закладываемой морской крепости в 1703 году. Во время боевых действий она находилась на передних рубежах обороны города, именно пред ней молились защитники крепости о даровании победы русскому оружию, об укреплении Отечества, армии и флота. О том, что эти молитвы были услышаны, мы знаем из истории Кронштадта. Никогда нога врага не ступала на эту землю. Эта икона особо почиталась защитниками крепости, и что для нее на протяжении всей истории Кронштадта строились церкви Владимирской иконы Божией Матери, в которых она размещалась на особом месте.
В 1882 году по проекту архитектора Х. И. Грейфана взамен сгоревшей деревянной церкви, был построен просторный каменный храм уникальной архитектуры. «Да славится в храме сем имя Божие и Пречистой Богородицы до скончания века!» — сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский на освящении крестов нового Владимирского Собора.
Слова великого праведника оказались пророческими. В годы воинствующего безбожия Храм неоднократно пытались взорвать, но, хотя и с сильными повреждениями, Собор выстоял и дождался своего восстановления, став флагманом возрождения православия в Кронштадте.
В 1931 году Собор был закрыт. В 50-ые годы частично взорван — взрывом были разрушены алтарь, паперть и колокольня, однако храм все же остался стоять. После второго взрыва собора по соседним зданиям пошли трещины. Чтобы сохранить здания, взрывы решили прекратить. В 1960-е годы в соборе планировали разместить то бассейн, то конюшни, то что-то ещё. Около тридцати лет он продолжал пустовать, медленно разрушаясь.
В конце 1990 года собор был возвращен Санкт-Петербургской епархии. В полуразрушенном крепостном соборе были произведены консервационные работы, и до 1999 года восстановление святыни велось очень медленно. Богослужения совершались во временной домовой церкви Всех Святых, освященной в 1991 году. С 1999 года службы начали проводиться в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», после проведения комплекса реставрационных работ.
Есть особый символический смысл в том, что год Иоанна Кронштадтского в Кронштадте начался с торжественного освящения и открытия после ремонта часовни-склепа над могилой его матери Сергиевой Феодоры Власьевны. Ведь именно эту часовенку в честь Казанской иконы Божией Матери, которую с любовью воздвиг когда-то батюшка Иоанн над могилой глубоко почитаемой им «маминьки», в приходе Собора Владимирской иконы Божией Матери по праву считают символом возрождения духовности, точкой отсчета в деле восстановления поруганных в богоборческие времена святынь Православия в городе святого праведника.
В один из приездов старицы Феодоры, на побывку к сыну, в Кронштадт, она тяжело заболела и скончалась 6 июля 1870 года. Похоронили её здесь же, в городе, где служил сын, на городском кладбище. В 1880-х годах над могилой была поставлена каменная часовня.
В 1998 году, по благословению известного Санкт-Петербургского священника, протоиерея Василия Ермакова, служившего в церкви на Серафимовском кладбище и в течение долгих лет, не оставлявшего своим духовным попечением верующих кронштадтцев, его духовные чада, подвижники из Санкт-Петербургского православного центра духовного возрождения начали восстановление этого святого для верующих россиян место.
Верующие кронштадтцы, конечно же, хорошо помнят, что представляла собой часовенка старицы Феодоры к тому моменту (лето 1998 года). Плачевное зрелище: без креста и кровли, без окон и дверей, обшарпанная, со склепом, превращенным в склад кладбищенского мусора…
В августе 1998 года были проведены наружные ремонтные работы по восстановлению исторического облика часовни. Средства пожертвовали жители Петербурга Валентина Михайловна Кромбалева и Резо Николаевич Капанадзе. На часовенке засияла новая кровля, стены были оштукатурены и окрашены, появились окна и двери с узорчатыми решетками. И самое главное — над главкой купола вознесся крест. Первый православный крест в небе Кронштадта после долгих лет богоборчества и забвения. Вот таким образом эта часовенка и стала символом возрождения православных святынь.
В июне 1999 года — в год 170-летия со дня рождения батюшки Иоанна — в часовне начались внутренние работы. Но прежде необходимо было привести в порядок склеп, чем и занялись прихожане Владимирского собора вместе с настоятелем протоиереем Святославом Мельником. В ходе работ выяснилось, что под слоем мусора в склепе покоятся почти полностью сохранившиеся останки старицы Феодоры…
Это было настоящее чудо! Как не подверглись останки разграблению и поруганию в годы забвения, когда часовня в течение долгих десятилетий стояла разоренной, заброшенной, открытой настежь, а склеп был заполнен разнообразным кладбищенским мусором, обломками памятников, камней, ветками деревьев? Когда безбожная мерзость запустения царила на всем городском кладбище.
Господь хранил святыню от поругания.
Восстановлена и часовня Андреевского собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Первая идея постройки часовни в ограде Андреевского собора была высказана в 1866-1868 годах, но проект, выполненный архитектором В.В.Виндельбрандтом, не получил одобрения великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В связи с дорогостоящей перестройкой собора 1874-1877 годов мысль о строительстве часовни была оставлена.
Позднее, в 1890-е годы, инициатором строительства каменной часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери выступил священник Андреевского собора Александр Иванович Таратин. Он пожертвовал на постройку 5.000 рублей. Средства были дополнены пожертвованиями кронштадтской купчихи Натальи Захаровны Дементьевой (1.000 руб.) и собственными средствами собора (около 1.000 руб.). Проект был выполнен епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым. По желанию отца Александра Таратина часовня должна была строиться как миниатюрная модель Андреевского собора на период после его перестройки 1855 года.
18 августа 1898 года настоятель собора протоиерей Иоанн Кронштадтский торжество совершил закладку часовни. В ее стену была замурована серебряная позолоченная закладная доска. Текст ее был публикован в газете «Котлин» № 181 за 18 августа 1898 года: «Въ царствованiи Благочестиваго Государя Императора Николая II-го, по благословенiю Высокопреосвященнѣйшего Митрополита Палладiя, въ присутствiи о. настоятеля собора протоiерея Iоанна Сергiева на иждивенiе священно-iерея Андреевского собора Александра Ивановича Таратина по проэкту Архитектора Никонова заложена часовня въ честь Тихвинской Пресвятой Богородицы 18 августа 1898 года».
Строительство продолжалось в течение года. За это время, 5 мая 1899 года, скончался главный жертвователь отец Александр Таратин. Он погребен на Троицком городском кладбище, могила не сохранилась. К зиме строительство было завершено и уже 5 декабря 1899 года св. Иоанн Кронштадтский в сослужении соборного причта совершил торжество освящения часовни. Она была приписана к собору.
После революции часовня была включена в имущество собора и закрыты одним указом от 4 апреля 1931 года. Вскоре после закрытия часовня была снесена.
Воссоздание часовни началось в год подготовки к 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, через сто десять лет после торжественной закладки часовни, совершенной настоятелем Андреевского собора протоиереем Иоанном Сергиевым. Восстановление этой часовни все православные россияне, почитающие великого молитвенника Земли Русской, считают началом возрождения и Андреевского собора, в котором батюшка Иоанн служил 53 года.
Николаевский Морской Собор в Кронштадте
С 1830 года высшие чины флота периодически выступали с инициативой постройки в Кронштадте величественного каменного морского собора. Не раз поднимали вопрос о Храме для моряков главные командиры Кронштадтского порта: адмиралы П. М. Рожнов, П. В. Казакевич, С. П. Шварц. Но все их хлопот успехом так и не увенчались. Только в 1897 году прошение вице-адмирала Н. И. Казнакова, поданное им на Высочайшее имя, получило поддержку императора Николая II. Вскоре был образован комитет для сбора пожертвований на сооружение собора.
Местом для строительства Храма была избрана Якорная площадь, которая располагалась в центре Кронштадта – между Старым (Петровским) и Новым Адмиралтейством. Многие годы площадь служила складом огромных старых якорей, откуда и произошло её название.
В 1900 году (после двух первых неудачных) попыток исполнение проекта Морского Собора было поручено Императором Николаем II гражданскому инженеру профессору В. А. Косякову. В марте 1902 года был Высочайше утверждён состав строительного комитета.
Общая стоимость Морского Собора в 1913 году составила 1 995 000 рублей. 1675 000 рублей отпустила казна (в основном, Храм строился на государственные деньги). Были и пожертвования: кроме Высочайших особ и частных лиц (известно, что большие суммы, в частности, жертвовал на Морской Храм батюшка Иоанн Кронштадтский), пожертвования собирали также и чины Морского ведомства, постановившие с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение храма 0,25 % с жалованья, столовых и морского довольствия. К 1913 году эта сумма составляла 280 000 рублей. Собор на Якорной площади решено было расположить так, чтобы перед ним оставалось место для проведения парадов войск. За Собором был разбит сад, который сливался с садом в Доковом овраге. Собор должен был быть величественным и вмещать до пяти тысяч человек. Купол его, подобно колокольне первой Богоявленской церкви, должен был служить ориентиром для мореплавателей. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Казнаков выдвинул и последовательно отстаивал идею Храма-памятника: «…Будущий Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота».
27 октября 1901 года в присутствии главного командира порта адмирала С. О. Макарова и множества горожан на месте постройки собора святым праведным Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен. 8 мая 1903 года в присутствии Императора Николая II и Царской Семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В. А. Косякова. За образец архитектор взял святыню православия – Константинопольский храм святой Софии.
Большой вклад в сооружение Храма страны внесли главные командиры Кронштадтского порта адмиралы Н. И. Казнаков, С. О. Макаров, А. А. Бирилев, К. Н. Никонов, морской министр Н. К. Григорович, адмирал Р. Н. Вирен и комитет по постройке собора. На постройку Храма жертвовала вся Россия: Императорская Семья, святой праведный Иоанн Кронштадтский, составы морских команд, отдельные лица и все чины флота. С Высочайшего разрешения от порта были отпущены лесные материалы, пушечная бронза на колокола и медь на кровлю. Судовые команды пожертвовали утварь и образа.
Храм был трёхпрестольный. Центральный придел был освящён в честь святого Николая Чудотворца, правый – во имя преподобного Иоанна Рыльского (в честь Небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского), левый – в честь святых Апостолов Петра и Павла. Собор поражал огромными размерами и великолепнейшей отделкой. Внутренние стены были облицованы мрамором разнообразного цвета. Неизгладимое впечатление производили иконостас белого мрамора (скульптор Н. А. Попов), мраморная сень над мраморным престолом. Карнизы, купол и стильные греческие хоросы пдсвечивались 5-ю тысячами электрических лампочек.
Чёрные мраморные доски, установленные на стенах храма, хранили имена погибших героев флота, начиная с 1695 года. На белых досках, установленных в алтаре, запечатлена была память о погибших священнослужителях флота. Живопись и утварь Храма также были выдержаны в византийском стиле. Храм и хоры вмещали до шести тысяч молящихся.
Роспись сводов и стен была выполнена художником М. М. Васильевым, и имитировала частью мозаику, частью – фрески. Пол из мелкого мрамора в тонкой медной оправе был украшен мозаичными фигурами морского царства – рыбами, медузами, морскими растениями и корабликами. Замысел создателей Храма заключался в том, чтобы символически внизу Морского Собора было море, а наверху – небо, то есть, те две стихии, которые в дальнем плавании созерцают моряки.
Освящение Собора состоялось в Высочайшем присутствии 10 июня 1913 года. Освящал Храм протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и сонма кронштадтского духовенства при стечении тысяч молящихся и морских чинов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский не дожил до этого торжества. Кронштадтский пастырь имел откровение, что кончина его наступит тогда, когда этот огромный храм будет подведён под купол. Этот этап строительства собора настал в 1908 году. Деёствительно, вскоре последовала мирная кончина батюшки Иоанна.
14 сентября 1909 года архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) освятил правый придел собора. В июне 1920 года священномучеником митрополитом Вениамином петроградским в сослужжении протоиерея Виктора Плотникова, впоследствии – епископа Венедикта, и протоиерея Михаила Чельцова, будущих новомучеников, в соборе был освящён ещё один придел.
Настоятелем собора, имевшего общий причт с Богоявленской морской церковью, служил протоиерей Василий Погодин. В причт входили также: протоиерей Сергий Путилин, протоиерей Евфимий Рыбчинский, священник Георгий Поспелов, диакон (впоследствии священник и новомученик) Василий Братолюбов.
Лишь четыре года просуществовал Морской Собор как храм-памятник Русского флота. В 1918 году здание было национализировано и передано Кронштадскому совету. После декрета об отделении церкви от государства с флотом Храм уже не был связан. Собор закрыли 1 июня 1929 года – для устранения всякой «церковности» и оборудования в нём кинозала. 14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С Храма торжественно сбросили колокола и кресты. Впоследстви Храм подвергся варварскому разграблению – с рельефных орнаментов куполов смыли позолоту, отломали позолоченные подзоры икон, разобрали мраморный иконостас, заштукатурили мозаичные иконы, закрасили росписи внутри Собора, изъяли реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество; со стен галерей и алтаря сняли мраморные памятные доски – синодик вечного поминовения погибших за веру, Царя и Отечество российских военных моряков и флотских священнослужителей. Часть из 130 чёрных и 20 белых досок разбили, часть – использовали для электрощитов, оставшиеся отправили в городскую баню в качестве сидений.
В 50-е годы, в результате переделки Собора под кинотеатр, в его стены были врезаны металлические конструкции подвесного потолка, сооружён балкон и перегородки, на месте алтаря оборудована сцена.

Тиша(188)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *