Санкт – Петербург Часовня Ксении Блаженной, Воскресенский Новодевичий монастырь, Александро – Невская Лавра
На Смоленском кладбище Васильевского острова находится одно из самых почитаемых православными петербуржцами мест – часовня блаженной Ксении Петербургской. Здесь похоронена блаженная Ксения – покровительница Санкт-Петербурга. Она жила в середине XVIII века. После смерти своего мужа – певчего придворного хора полковника Андрея Федоровича Петрова, двадцати шестилетняя Ксения раздала все свое имущество и приняла на себя подвиг ложного безумия – юродства. Сорок пять лет она скиталась по улицам Петербурга, претерпевая холод и зной, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ксению отличало несокрушимая вера в Бога, дар исцеления и пророчества. В народной памяти сохранилось множество свидетельств, подтверждающих это. Многие наиболее чуткие горожане замечали, что за порой невразумительными речами Ксении кроется глубокий смысл. Скончалась блаженная в 1803 году.
Практически сразу после ее смерти, на Смоленское кладбище стали приходить люди, многие из которых брали с собой на память землю с могильного холмика. В 30-е годы XIX века над ее могилой была построена часовенка из цокольного камня с дубовым иконостасом.
Существует поверье о том, что если три раза обойти часовню Ксении Блаженной думая о чём-то заветном, то покровительница Петербурга обязательно услышит просьбу и исполнит её.
В начале XX века по проекту архитектора А.А. Всеславина была возведена и освящена новая часовня. Здание часовни выполнено в неорусском (или русско-византийском стиле). Его венчает невысокий чешуйчатый шатер. На мраморной доске написаны слова, взятые с гробницы блаженной: «Во имя Отца и Сына и Святого духа. На сем месте покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в ранге полковника Андрея Федоровича Петрова. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития имела 71 год, звалась именем Андрея Федоровича. Кто знал меня да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь». Часовня украшена традиционными элементами русской архитектуры — балясинами и декоративными кокошниками.
Долгие годы после Октябрьской революции часовня была закрыта. Тем не менее, к ней все равно приходили люди, которые молились о здоровье близких, о тех, кто ушел на войну.
В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни — сожжены.
В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки.
Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния.
В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).
Годом спустя, во время празднования 1000-летия Крещения Руси, Православная Церковь официально канонизировала блаженную Ксению – объявила ее святой, день памяти которой – 6 февраля (24 января по старому стилю). Она стала первой русской женщиной-юродивой, причисленной к лику святых.
В 2002 году, в год столетия часовни блаженной Ксении Петербургской в северной столице была совершена праздничная литургия. К юбилею часовню отреставрировали, на ней появилась золоченая главка с крестом. Паломники со всей России проходили на Смоленское кладбище и шли к петербургской святыне, чтобы поклониться памяти блаженной Ксении.
В настоящее время молебны и панихиды служатся в часовне каждый день.
Справка
Официально Ксения Блаженная Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году.
Блаженная Ксения родилась в начале XVIII века у благородных и богатых родителей. По достижении совершеннолетия Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, состоявшего в звании полковника. Брак был счастливым, молодые жили в любви и согласии. Но к 26 годам Ксения овдовела, супруг скончался внезапно, без должного христианского приготовления и покаяния. Молодая вдова была глубоко потрясена кончиной своего супруга и, как считали ее близкие, потеряла рассудок: Ксения раздала нищим все свое имущество. Дом подарила своей знакомой с тем, чтобы она пускала ночевать бедных и бездомных. С этих пор начались долгие сорокапятилетние скитания Ксении Блаженной по Петербургской стороне. Бродила Ксения в одеждах своего мужа, а именно в его офицерском мундире, за что ее постоянно прогоняли с паперти Покровской церкви (храма святого апостола Матфея).
Ксения среди прочих нищих выделялась тем, что денег для себя она не просила, а брала только медные копейки с изображением Георгия Победоносца, которые впоследствии раздавала нуждающимся. Ночью Ксения уходила в леса молиться в одиночестве.
Тем временем, на Смоленском кладбище строилась новая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. По ночам Ксения самоотверженно перетаскивала кирпичи для возведения церкви, о чем гласит памятная табличка на часовне Ксении Петербургской. За все пережитые трудности Господь наградил Ксению даром прозорливости и целительства. По сей день ходят легенды о многочисленных случаях исцеления благодаря Ксении Блаженной.
Истории о Ксении Блаженной
Накануне Рождества 1762-го года Ксения ходила по Петербургу и говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины.» На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась. За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI-го (Антоновича, пра-правнука царя Алексея Михайловича), который в младенчестве был провозглашен русским императором, блаженная плакала и повторяла: «Кровь, кровь, кровь.» Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.
После кончины Ксении Петербургской в 1803 году на могиле ее была воздвигнута Часовня, которая является святыней для богомольцев и в настоящее время. Традиционно петербуржцы оставляют записки с просьбами и мольбами около часовни во спасение себя и своих родных, свято веря в помощь Святой покровительницы Петербурга.
По преданию, вскоре после погребения посетители разобрали и разнесли по домам всю могильную насыпь. Была сделана другая. На нее наложили каменную плиту. Но и плиту вскоре по кусочкам растаскали местные жители, как святыню. Это повторялось не один раз. Выламывая камни и унося землю, посетители оставляли деньги. На собранные таким образом пожертвования над могилой Ксении поставили памятник в виде часовни. На могиле надпись: «Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души».
Въезжающие в Петербург в начале XX века через Московскую заставу издалека видели высокую четырехъярусную колокольню с золоченым куполом, напоминавшую колокольню Ивана Великого в московском Кремле. За каменной оградой, отделенные от проспекта зеленью деревьев, тянулись двухэтажные корпуса монастырского комплекса, в которые были включены три церковных объема. В центре высился Воскресенский собор с массивной луковичной главой и четырьмя малыми главками, по бокам — два небольших пятиглавых храма с шатровыми колоколенками над фасадами.
Петербургский Новодевичий монастырь нашел отражение в русской поэзии. В поэме А. А. Блока «Возмездие» дано описание встречи армии, возвращающейся в столицу после славной русско-турецкой войны 1877—1878 гг.:
За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…
В столице Российской империи до середины ХVIII века не было женского монастыря, что свидетельствовало об определенном неблагополучии в духовной жизни государства. Императрица Елизавета Петровна, более превержанная првославным традициям, чем ее предшственники, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный». Первые насельницы были призваны в устрояемую обитель из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска. С тех пор установилась традиция именовать Воскресенский монастырь в Санкт-Петербурге Новодевичьим. С воцарением Екатерины II при монастыре было учреждено училище для воспитания благородных девиц, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Однако с кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны Государю Императору Николаю Павловичу. Государь высочайше утвердил положение о строительстве обители на новом месте. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря, известная своей подвижнической жизнью.
Игумения Феофания (в миру Александра Сергеевна Щулепникова, в замужестве Готовцева, 1785-1866) происходила из старинного дворянского рода. В двадцатилетнем возрасте с успехом окончила Екатерининский институт в Петербурге. Своими способностями и благонравием Александра Сергеевна снискала расположение вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, чье сердечное участие сопровождало ее всю последующую жизнь. Но после смерти супруга генерала С.С. Готовцева, убитого во время Шведской кампании, и внезапной кончины четырехлетней дочери Александра Сергеевна решила всецело посвятить себя Богу. Двадцать семь лет Александра Сергеевна (в иночестве Феофания) подвизалась в Горицком монастыре Новгородской Епархии. Уже 60-летней старицей она была призвана в Санкт-Петербург для устроения обители.
Первые двадцать сестер также прибыли из Гориц. Поначалу они обосновались на Васильевском острове. Сам Государь Николай Павлович взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот. Августейшим основателем сказаны были знаменательные слова:
«… Монастырь будет поистине местом святости и благочестия …». Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. По случаю освящения из кафедрального собора столицы доставили чудотворный образ Казанской Божией Матери.
«Воля Царя Небесного, слово Царя земного, любовь к святыне православного народа», — и громадное дело совершилось. Третьего ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины — Н.А. Сычев. Только в 1854 году в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). На обороте иконы афонскими старцами была сделана надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистаыя Матери да будет благословение святой Афонской горы и Старцев Русской Пантелеймоновской обители на месте, где же волею Августейшего Монарха Николая Первого, по благословению свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых. Да и от сего пресветлого Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, изольется благодать и спасение Твое в роды и роды на царственный град св.Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец до конец ея». Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос.
В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора. Воскресенский собор был задуман как центр всего монастырского комплекса. Общая высота его от земли до вершины креста на куполе составила 21 сажень (ок. 50 м.). Пятиглавый монастырский собор имел пять приделов. Главный центральный предел был освящен в честь Воскресения Христова. Справа от алтаря находился предел Успения Божией Матери, а слева Архангела Михаила. Два предела находились на хорах: справа – Всех Святых, а слева – в честь Николая, архиепископа Мирликийского. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Величественный монастырский ансамбль преобразил всю Московскую заставу. Выстроенный с непристанной молитвой во Славу Божию он напоминал о Вечном, звал к молитве, излучал благодать. Из шести монастырских церквей две: во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», часто называемой Карамзинской (1856), и Святого Пророка Илии (1888), — возведены на кладбище, где одним из первых был погребен монастырский архитектор Николай Ефимович Ефимов. Молитвами, трудами и слезами налаживалась строгая монашеская жизнь. Монастырское хозяйство содержалось в образцовом порядке радением матушки Феофании и монахинь. Игумения Феофания, Божия избранница, наделенная многими духовными дарами, почила в Духов День на 80-ом году жизни 16/29 мая 1866 года. Похоронена великая подвижница у алтаря Воскресенского собора. Рядом с ней покоятся ее преемница игумения Евстолия (+1886) и верный друг, многолетняя сподвижница монахиня Варсонофия (+1866).
Монастырь плодотворно развивался благодаря строго налаженному монашескому житию. При игумении Валентине был открыт приют для детей-сирот и общеобразовательное училище. Больница монастыря обслуживала бедных прихожан. Во время 1-й мировой войны в больнице находился госпиталь для раненых воинов. Иконописная мастерская со своей школой живописи славилась на всю Россию. В ней преподавали в разное время академики живописи Г.И. Яковлев, П.И. Невзоров, И.И. Тихобразов, А.А. Колчин, П.П. Чистяков. Заботливое попечение о монастырских иконописцах имел ректор Академии художеств Ф.И. Иордан. По просьбе святителя Николая (Касаткина) были написаны иконостасы для православных храмов в Японии. В обители получила художественное образование и первая японская иконописица Ямасита Рин.
В память 900-летия Крещения Руси при монастыре была учреждена Свято-Владимирская церковно-учительская школа для подготовки учительниц церковно-приходских школ и школ грамотности Петербургской епархии. Её попечителями стали: обер-прокурор Св.Синода Константин Петрович Победоносцев (воспитатель двух российских императоров – Александра III и Николая II), его супруга, Екатерина Александровна Победоносцева. Школа открылась 31 октября 1889 года. Здание ее — двухэтажное, построенное в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы — Святого Равноапостольного великого князя Владимира. На первом этаже располагались классы церковно-приходской школы грамоты и кухня. В каждом классе горела негасимая лампадка. Поскольку своего храма в школе еще не было, девочки ходили на службы в монастырь. В 1895 году архиепископ Антоний освятил школьную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы. На освящении присутствовал К.П. Победоносцев. Церковь находилась на втором этаже школы. Через четыре года здание частично перестроили, и в 1901 году церковь вновь была освящена. Все воспитанницы и учительницы любили свой храм. Он был слегка продолговатый, вместимостью до 300 человек, стены, выкрашенные в мягкий голубой цвет, придавали нарядность; его украшали иконы детей-святых: Иоанна, Веры, Надежды, Любови, Кирика, царевича Дмитрия. Написал эти иконы А.В. Серебряков . 10 марта 1907 года в шесть часов вечера отошел ко Господу основатель школы Константин Петрович Победоносцев. Значение К.П. Победоносцева для русской истории огромно. Это был видный ученый и крупный государственный деятель, который четверть века занимал должность обер-прокурора Священного Синода, всей душой болевший о благоденствии Русской Православной церкви и много сделавший для нее. При жизни о нем злословили как о чиновнике червством, без сердца, но когда он скончался, газеты всех направлений признавали, что это был человек безукоризненной чистой жизни, выдающейся честности, прямолинейный, сильный духом, личность громадного ума и широкого сердца, о чем свидетельствует его благотворительность. Отпевание совершили 13 марта в церкви Свято-Владимирской школы оба митрополита, а затем гроб опустили в могилу у восточной, алтарной стены здания церковно-учительской школы. Могила буквально утопала в огромном количестве венков, из которых один был с особенно знаменательной надписью, выражающей всю суть деяний К.П. Победоносцева: «Приклонившему сердце народа к откровению Божию, а не к корысти».
При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков.
II-м протоиереем Воскресенского Новодевичьего монастыря с 21.03.1911 до своего монашеского пострига 20.02.1920 был прот. Александр Васильевич Сыренский, впоследствии — архим. Алексий, благочинный Александро-Невской Лавры.
На долю последней настоятельницы – игумении Феофании (Рентель), которая подвизалась в Новодевичьем монастыре с 1903 года, выпал особый крест – быть свидетельницей разорения монастыря и ареста церковнослужителей и монахинь. Сюда в монастырь они уже не вернутся никогда. Однако иноческая жизнь еще сохранялась в стенах обители, пока игумению и последних сестер не арестовали. Божием промыслом стараниями Л.Соколовой удалось установить имена последних насельниц монастыря, приведенные в книге Соколова Л.И. – Никто молитвы не отнимет., – СПБ.: 2000
В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). Служил Господу Владыка на различных кафедрах, куда посылал его Промысл Божий. Будучи архиепископом, о. Серафим был избран членом поместного собора 1917-1918г.г. Он был хорошо известен православным как блестящий проповедник и продолжатель своего духовного отца Ионна Кронштадтского, у которого он окормлялся тридцать лет. Капитальный труд о. Серафима «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» положил начало изучению этой обители и прославлению преподобного Серафима Саровского. В сентябре 1933 года митрополит Серафим (Чичагов) был отправлен на покой и жил под Москвой. Впоследствии он был арестован и расстрелян 11 декабря 1937 года.
К весне 1938 года в Ленинграде и области осталось всего 2 диакона и 10 священников на 17 действующих православных храмов. В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.
В 1935 году матушку Феофанию, вслед за арестованными раннее в 1931-1932 гг. монахинь Новодевичьего монастыря, отправили в ссылку в Башкирию. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Афонская церковь была закрыта последней в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской -гордость и слава Отечества. Поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора)
На Новодевичьем кладбище сохранилась одна из немногих могил новомучеников. Эта могила архиепископа Илариона Троицкого. Когда архиепископа отправляли из Соловков на вечное поселение в Среднюю Азию, по дороге он заболел и скончался в Ленинграде в тюремной больнице.
Семидесятилетнее «Вавилонское» пленение закончилось. Началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской Иконы Божией Матери. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеской жизни в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы. 29 декабря 1996 года, в день ее тезоименитства, духовником Санкт-Петербургской Епархии архимандритом Кириллом (Начисом) была отслужена Божественная Литургия и освящен крест на могиле петербургской подвижницы. При благоустройстве территории в 2003 году были обретены ее честные останки. Помолиться на это святое место приходят благодарные почитатели «наставницы монахинь и собеседницы ангелов»
Знаком сугубой милости Божией стало промыслительное событие , подтверждающее Божие благоволение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. Акафистным пением и горячей молитвой почтили «пришествие» Пречистого Образа Царицы Небесной.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Усердием прихожан и благотворителей завершается восстановление Казанского Храма. Здесь находятся многие святыни обители: древняя икона Страшного Суда — дар Президента России В.В.Путина, фамильный крест Дома Романовых с частицей Древа Креста Господня; чтимый образ великомученика Пантелеимона с частицей мощей; список Державной иконы; ковчег с частицей мощей священномученика Илариона Верейского и его погребальное облачение (память 15/28 декабря). В 2001 году возвращен пости весь монастырский комплекс. Для восстановливаемого Ватопедского храма написан образ Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на святой Горе Афон. Этот образ в 2003 году прибыл в обитель. По установившейся традиции в день празднования иконе 21 января/ 3 февраля совершается ночное богослужение.
С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. В 2003 году на престольный праздник в Свято-Введенском храме при воскресной школе (Московский пр.,д.104) была совершена первая Божественная Литургия.
Обитель принимает многочисленных паломников, сирот из приютов и детских домов. Монастырским издательством выпущены первые книги, посвященные истории обители и ее святыням.
Ожил «островок вечности» среди бушующего моря городской суеты. Да будет он непоколебимой твердыней веры и благочестия, надежным пристанищем всем имущим спасения.
Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге находится в конце Невского проспекта. Ее территория, расположенная между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом, представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.
История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.
Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.
По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.
Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.
Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.
В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.
В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.
Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776-1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.
В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.
Некрополь Алексанро-Невской лавры
На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.
Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября — день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.
Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Здесь можно посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.
Тиша(88)