Если вы когда-нибудь были в Острове или проезжали мимо по трассе, то точно видели возвышающиеся над рекой Великой золотые купола. Это главный собор Спасо-Казанского женского монастыря.
В народе его называют Симанским, поскольку основал обитель в 1897 году Владимир Симанский — прадед Патриарха Московского и Всея Руси Алексия
В конце XIX века в городе Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские — древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.
Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря.
Симанский Спасо-Казанский монастырь. Современное фотоПо свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь удалось собрать ценные иконы. Одна из них — икона Казанской Божьей Матери, обретенная после наводнения жителями Пскова в 1851 году, а также чудотворная икона св. мучеников Флора и Лавра, от которой получила исцеление дочь Владимира Симанского. Теперь эти иконы находятся либо в музейных фондах, либо в частных собраниях.
Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.
Через год, 17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.
В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.
Но, Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери.
КАЗАНСКИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Сейчас в Обители хранится список чудотворной иконы Божией Матери, явленной в Казани в 1579 году — это главная святыня монастыря.
По особому промыслу Божию, это икона оказалась единственной уцелевшей после закрытия и разорения монастыря. Образ сей особо почитался родом Симанских, и в честь нее собранная при основании монастыря в 1896 году община получила название Казанской. Своей красотой и чудесами икона Казанской Божией Матери привлекает многочисленных паломников и благотворителей и тем самым помогает строить и восстанавливать Симанскую Обитель. По вере обращающихся к Ней людей и по их молитвам от иконы Божией Матери происходят исцеления.
Вот как описывает эту святыню протоиерей Н. А. Панов в своей книге «Летопись г.Острова и его уезда Псковской губернии»: «…Икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, длиною 13 верш., шириною 8 верш., находившаяся до построения храма в особой часовне у церкви и при разрушении сей часовни наводнением в 1851 году, унесенная ко Пскову и затем обретенная прибрежными жителями, одному из коих о нахождении иконы в воде было особое видение во сне. Серебряную ризу на эту икону пожервовала проживавшая в селе Мария Александровна (супруга инженера Грекова, одного из строителей Северо-Западной железной дороги) по словам которой молитва пред этой иконой много облегчала ей жизненныя горести и невзгоды…»
В августе 2010 года при разборке сарая в деревне Плюсса Псковской области супружеская чета обнаружила Казанскую икону Божией матери. Икона служила крышкой в подвале сарая. Икона, простояв три дня дома, стала проявляться. Супруги передали икону в монастырь, где ее встречали с колоколами и был крестный ход.
Род Симанских
Патриарх Алексий родился 27 октября (9 ноября по новому стилю) 1877 года в семье Владимира Андреевича и Ольги Александровны Симанских в Москве.
Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству и был занесен в VI часть родословной книги Псковской, Московской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерний (в «шестую книгу» были внесены «древние благородные дворянские роды», дворянство коих было установлено до 1685 года, то есть до указов 1686 и 1687 гг.).
Позаимствуем несколько строк из ценного документа- записи некоторых воспоминаний самого Святейшего, продиктованных им своему крестнику протоиерею Алексею Даниловичу Останову: «У нас в семействе сохранялись многие грамоты на владение землями, на установленный герб и другие фамильные архивные документы, но, к сожалению, весь большой архив, хранившийся у моего отца, погиб в эпоху революции. По памяти могу до некоторой степени вспомнить следующих наших родоначальников. Мой отец, Владимир Андреевич Симанский, родился в 1853 году в родовом имении Симанских Екатерининском, Островского уезда Псковской губернии. Его отец, мой дед, Андрей Владимирович, родился в том же имении в 1821 году. Отец его, мой прадед, Владимир Александрович родился в 1786 году, был помещиком в той же Псковской губернии, причем он являлся строителем храма в имении — храма, который существовал до самой революции и с этой частью имения принадлежал младшему брату моего деда Павлу Владимировичу, бывшему морскому офицеру, затем предводителю островского дворянства, принявшему впоследствии священство, жившему почти безотлучно в этом своем имении и совершавшему в родном храме божественные службы».
«Имение Симанских, — говорил в другом месте Святейший Патриарх, — о котором я упомянул, было прекрасно расположено на берегу реки Великой, через которую был виден город Остров, и таким образом, наряду с уединенностью усадьбы, было налицо и недалекое оживление города. Город Остров был довольно оживленный город.
Оживление это давало ему расположение в нем в давние времена пехотного полка, офицерского собрания и т. д. Кроме того, относительная близость его к западным губерниям и прекрасное шоссе, ведущее в Вильну и Варшаву, делали город проездным из столицы, что также способствовало его оживлению. В имении Владимира Александровича оседали и сыновья его по мере того, как они обзаводились собственной семьей. И для каждого из них Владимир Александрович строил по отдельному дому. Таким образом, ко времени моего посещения этого нашего родового гнезда имение представляло собою целый ряд небольших, но весьма уютных особняков, а в середине парка возвышалась церковь Спаса с колоннадами на четырех ее сторонах. <…>
Храм построен был равноконечным крестом. На восточной стороне против алтаря находились могилы Владимира Александровича и Екатерины Андреевны Симанских, а с каждой из сторон храма были погребены семейства сыновей Владимира Александровича — Александра Владимировича, Павла Владимировича, Николая Владимировича. Четвертое место хранилось для семейства моего родного деда Андрея Владимировича, но он и бабушка Анна Петровна были погребены в Москве, а родители мои скончались в эпоху революции и похоронены: отец в Ленинграде (в 1929 году) на Новодевичьем кладбище, мать (в 1920 году) в Москве, в Новодевичьем монастыре».
Принявший священный сан отец Павел Симанский (внучатым племянником которого был Патриарх Алексий) был озабочен судьбой храма в Екатерининском после его смерти. «И вот, — говорит Святейший Патриарх, — в 1897 году у него, а также у моего отца явилась мысль учредить в этом имении при родовом храме женскую обитель. Павел Владимирович отдавал всю землю своего имения и храм и некоторые дома в пользу обители, оставив себе лишь домик с прилегающим к нему парком. А мой отец пожертвовал принадлежавшую ему землю и капитал в несколько десятков тысяч рублей. <…>
Святейший Синод в 1897 году утвердил Положение о Спасо-Казанском женском монастыре в имении Симанских, и 17 августа того же года было торжественное открытие этой обители, в которой уже поселились несколько сестер во главе с игуменией Руфиной.
Было много духовенства во главе с епископом Псковским Антонием, архимандритами псковских монастырей и отцом Иоанном Кронштадтским, который пробыл гостем дедушки дней пять.
Я тогда был студентом II курса университета и вместе с родителями и братьями присутствовал на этом торжестве. Ввиду большого числа гостей, приглашенных к этому дню, заблаговременно был построен особый дом, который и вместил всех приглашенных.Открытая в 1897 году таким торжественным образом обитель начала быстро процветать. Игуменья Руфина оказалась прекрасной духовной руководительницей и опытной в делах монастырского хозяйства. Храм стал сиять чистотой, служба установилась более или менее уставная, образовался довольно хороший хор».
К сказанному в кратких воспоминаниях Святейшего добавим, что в Спасо-Казанской обители число насельниц за два с половиной десятилетия ее существования достигло тридцати…
В 2005 году была первая служба во вновь выстроенном храме в честь Иоанна Кронштадтского. За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время восстановлены: Храм Спаса Нерукотворного Образа, Святые Врата, сестринский корпус, которому 150 лет. Построены заново: церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, монастырские стены, две трапезные — сестринская и для рабочих, корпуса для музея Патриарха Алексия I, художественной мастерской, класса пения, прачечной, бани, склада, ризничной.
Восстанавливается разрушенная обитель благодаря пожертвованиям. Вместе с восстановлением обители возрождаются и наши души.
Тиша(244)