Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в Мир Храма»
Автор программы Петрова Марина Александровна МАОУ СШ № 1 г. Малая Вишера
Пояснительная записка
Базовым компонентом общественной жизни является духовно — нравственная культура общества. Духовно — нравственное воспитание является базовой основой новых Федеральных государственных стандартов образования. Духовно — нравственная культура — фундамент образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия, основанная на принципе единства свободы и ответственности. Приобщение к ценностям православной культуры позволяет решить одну из актуальных задач современной школы — становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.
Православие является неотъемлемой частью истории русского народа, духовно — нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которое оно хранит и которое является актуальным в современности.
Мы хотим сегодня видеть в своих учениках хорошо воспитанных и образованных граждан. На это тратятся огромные ресурсы, время, деньги, энергия, но, увы, в обществе продолжают господствовать человеческие страсти и пороки.
По какой причине происходит такое? Может быть, мы просто подзабыли, что такое воспитание и образование в истинном, изначальном понимании этих слов. Образование происходит от слова «образ». Это значит в изначальном смысле – придать ребенку некий искомый образ, т.е. говоря современным языком, воспитать его. А воспитать – значит восполнить то, что дано было изначально Богом, дать душе питание духовное. Так на каких духовных ценностях, в стремлении к какому идеалу, образу воспитывать наших детей?
В нашей школе мы определились с этим: на системе традиций, жизненных ценностей и норм, которая сложилась в нашем Отечестве на православной основе, обусловила единство Отечества и преемственность поколений.
Программа «Путешествие в Мир Храма» имеет духовно – нравственную направленность. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода и Новгородской области, «Требованиями Сан ПиН» и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г. Малая Вишера Новгородской области.
Авторская программа «Путешествие в Мир Храма» способствует развитию системы духовно-нравственного воспитания учащихся, прошла апробацию на занятиях творческого объединения «Путешествие в Мир Храма».
Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы, носит долгосрочный характер.
Актуальность данной программы заключается в необходимости на сегодняшний момент воспитания духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности. Любовь к родным местам, родному языку, уважение к своему народу, его обычаям и традициям относятся к нравственным чувствам, характеризующим переживания личности на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами, поэтому воспитать гражданина, не воспитав духовно-нравственную личность невозможно. Программой предусмотрено также активное вовлечение в воспитательный процесс родителей учащихся.
Учитывая опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа «Путешествие в Мир Храма» дает положительные результаты. Ребята, которые занимаются в творческом объединении «Путешествие в Мир Храма», стали более коммуникабельны, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.
В результате работы по программе «Путешествие в Мир Храма» в 5 классе (2011 – 2012 учебный год) повысился уровень воспитанности учащихся, сформировались классный коллектив, система самоуправления. Ученический коллектив, на базе которого реализуется программа, занимает призовые места мероприятиях духовно – нравственной направленности, в конкурсах и олимпиадах «Посвящение любимому городу» (2012), «Наполни сердце добротой» (2011), «Пасха православная» (2010), «Святые заступники Руси» (2011) и другие. Творческие работы опубликованы на сайтах:
Энергия детства http://www.globalenergyprize.org/ru/energyofkids
Святые заступники Руси. Кирилл и Мефодий http://www.detisavve.ru/
Святые заступники Руси. Солнце Руси. О князе Владимире http://www.detisavve.ru/
Результаты работы представлены на сайте «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры» //martisha.ortox.ru/
Разработка программы «Путешествие в Мир Храма» приняла участие в Первом Московском региональном конкурсе «Лучший учитель Православной культуры», где заняла 3 место в номинации « Разработка программы по духовному краеведению».
Изучение курса «Путешествие в Мир Храма» — процесс избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и программы «Путешествие в Мир Храма».
Содержание программы «Путешествие в Мир Храма»
«…..»
Разработанная программа «Путешествие в Мир Храма» очень конкретна, направлена на изучение. Кроме того в программе широко используется материал регионального компонента.
Данная программа рассчитана на 7 лет.
Возраст учащихся –11 – 17 лет. Обучение начинается с 5 класса. Предполагается поступенчатая реализация. Преподавание ведется с учетом ступени духовного развития школьника по мере его взросления с учетом психологических личностных особенностей. Избранные подходы к изучению программы обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов, материал, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Цель программы:
«…..»
Задачи:
1. Познакомить с историей и архитектурой лавр и наиболее значимых для России монастырей г. Москвы, Санкт – Петербурга, Псковской области и Новгородского края, в том числе и нашего Маловишерского района. Показать их духовный и воинский подвиг, их архитектурные и культурные богатства.
2.Организовать экскурсии и походы не реже 1 раза в два месяца в Новгородский государственный музей — заповедник и театры Великого Новгорода.
3. Организовать ежегодные паломнические поездки с участием учащихся, педагогов и родителей в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей нашего Отечества.
4. Организовать формы контроля реализации программы как ежегодные совместные с семьями учащихся мероприятия — праздник «День семьи, любви, верности», «Славлю Рождество», «Пасхальный музыкальный вечер», паломнические поездки по святым местам.
5. Обеспечить функционирование сайта «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры» //martisha.ortox.ru/, стенда «Свет души».
6. Организовать систематическое взаимодействие с семьями учащихся в формах: родительское собрание, родительская конференция, организационно — деятельностная и психологическая игра, собрание — диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей.
7. Организовать обмен опытом с педагогическими коллективами школ района и области, НИРО и отделом религиозного образования Новгородской епархии Русской Православной Церкви г. Великий Новгород по вопросам духовно – нравственного воспитания учащихся.
Особенность программы
«…..»
Периодичность занятий — 2 раза в неделю.
Общее количество часов за один учебный год – 68.
Формы подведения итогов реализации программы:
При подведении итогов реализации Программы «Путешествие в Мир Храма» (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник «Все звезды», который включает в себя награждение лучших учащихся почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами.
Наиболее интересные работы и материалы публикуются на сайте «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры» //martisha.ortox.ru/, на стенде «Свет души».
Эффективность реализации программы подтверждается участием в районных, областных и всероссийских конференциях, конкурсах и фестивалях, в предметных олимпиадах и творческих конкурсах для учащихся, которые проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет:
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры «Русь святая, Храни веру Православную!» (ОПК), Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО), Общероссийский конкурс – фестиваль школьных СМИ «Единство» (ШСМИ).
Программа «Путешествие в Мир Храма» реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, педагогическим коллективом школы, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: Совет школы, СМиД, историко — краеведческий музей МАОУ СОШ №1, районный краеведческий музей, школьная библиотека, районный совет ветеранов, отдел религиозного образования Новгородской епархии Русской Православной Церкви г. Великий Новгород, в частности протоиерей Александр Ранне, председатель отдела религиозного образования Новгородской епархии Русской Православной Церкви и О. Н. Фёдорова, ведущий специалист отдела религиозного образования епархии, церковь святителя Николая Чудотворца и протоиерей Маловишерского благочиния настоятель церкви г. Малая Вишера имени Святителя Николая Чудотворца отец Димитрий, редакция газет «Малая Вишера» и «Моя Вишера», Музей художественной культуры Новгородской земли, Новгородский музей-заповедник, детский музейный центр, театр для детей «Малый» и академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского Великого Новгорода.
Примерный учебно – тематический план: Содержание программы:
«…..»
Методическое обеспечение: «…..»
Нормативно – правовая база
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Устав МОУ СОШ №1 города Малая Вишера
• Программа развития ОУ на 2006 — 2010 год
• Закон РФ «Об образовании»
2. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 Примерные требования к программам дополнительного образования детей
3. Наличие программы «Путешествие в Мир Храма»
4. Разработки мероприятий, бесед и других массовых мероприятий взяты на сайтах Интернета, в частности на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www. 1 september.ru
5. Электронное приложения «Литература в школе», «Мировая Художественная Культура в школе», «Искусство в школе» к газете «Первое сентября» сайт www. 1 september.ru
6. Духовно — нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры – //martisha.ortox.ru/
Формы диагностики:
Итоговые проверочные задания 5 – 6 класс:
Итоговые проверочные задания 7 – 8 класс
Методика «Итоговые проверочные задания 9 — 11 класс»
Форма задания — Эссе: «…..»
Форма задания – Исследование: «…..»
Форма задания — Сочинение: «…..»
Форма задания – Экскурсия: «…..»
Список литературы для учащихся: «…..»
Список литературы для педагогов: «…..»
Тиша(1045)