«Малая Вишера» 22 января 2010 год
В канун новогодних каникул маленькой дружной компашкой мы отправились в Великий Новгород «встречать» Новый год. Первой нашей остановкой был Десятинный монастырь. Это один из восьми монастырей, существовавших в древности в пределах окольного города. Именно на этом месте в 1170 году, во время известной битвы новгородцев с суздальцами, состоялся вынос чудотворной иконы «Знамение», которая, согласно легенде, спасла Новгород. Временем возникновения монастыря считается 1327 год. Сейчас на территории монастыря располагается Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, который создан в Великом Новгороде в 2002 году. Все это нам рассказала наша экскурсовод Ирина Александровна, а затем предложила пройти в сам музей, который находится в сестринском корпусе Десятинного монастыря, построенном в 1845 году. Первая выставка называлась «Мой первый вернисаж». Автор работ — Евдокимова Елиза-вета. Как рассказала Ирина Александровна, Лиза учится в первом классе гимназии и дет-ской художественной школе. Ее работы отличаются детской непосредственностью и фан-тазией, динамичностью и хорошей графикой. Любимые темы в работах — «Люди» и «Ло-шади». На выставке представлено 30 творческих работ, выполненных Лизой в возрасте от 4 до 7 лет в разных техниках – акварель, гуашь, пастель, карандаши, фломастеры. А потом по воле случая, а может быть по воле Деда Мороза (ведь он волшебник), мы ока-зались на Вологодской земле и «совершили» необычное и увлекательное путешествие на родину Деда Мороза. «Путешествие в Устюг» — так называлась следующая выставка. Для нас Великий Устюг – особое, заповедное место. Один из старейших городов Рус-ского Севера, расположен в прошлом на торговом пути из Архангельска в Москву. Отсюда оправлялись в далекие путешествия отважные землепроходцы и мореплаватели, здесь жили святые и чудотворцы. Звание «Великий» Устюг заслужил в XVI веке. Город насчитывает 28 храмов и несколько десятков памятников городской архитектуры XIX века. В 1999 году Великий Устюг провозглашен родиной российского Деда Мороза. Наш гид рассказала, что эта выставка задумана и осуществлена по определенному принципу – показать зрителю не те полотна, с которыми художники обычно участвуют на крупных смотрах, а познакомить нас с работами, созданными при непосредственном контакте с натурой. На выставке представлены живописные и графические работы трех авторов – двух новгородских художников – Булганина Владислава, Ивановой Светланы и известной петербургской художницы Аллы Давыдовой. Все работы были выполнены на пленере в Великом Устюге в 2009 году. На выставке представлено более 60 живописных и графических работ. Яркие краски, храмы, дома и улочки северного города, изображенные на картинах, притягивали к себе наш взор. Но самое интересное и захватывающее нас ждало впереди. Это была фотовыставка «Сердце Северной Фиваиды» Архиепископа Вологодского и Ве-ликоустюжского Максимилиана. Фотовыставка была организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Эта выставка дань его памяти и последнее приношение земли Вологодской почившему Патриарху. Святейший был знаком с творчеством Владыки Максимилиана и оценивал его как важную форму миссионерского служения Церкви. Выставка «Сердце Северной Фиваиды» с успехом прошла в ряде городов России, а сей-час проходит у нас в Великом Новгороде. С замиранием сердца мы ходили по залам выставки, смотрели фотографии, слушали Ирину Александровну. Так чем же примечательны Вологодские края? Тем, что имеют и хранят сокровища и богатства, но не материальные, а духовные. Сокровища духовные — это сонм святых под-вижников, подвизавшихся на земле вологодской. Их число столь велико, а подвиги столь высоки и суровы, что мы имеем полное право назвать вологодскую землю «Сердцем Рус-ской Фиваиды на Севере». В разные века часть земель современной Вологодской епархии являлась владением Великого Новгорода. До революции на территории современной Вологодской области существовало 138 мо-настырей и 1340 храмов, просияло более 100 преподобных отцов. Подвижники удалялись сюда в поисках суровых подвигов, а вслед за ними шли мужики с сохой и топором в поисках духовных наставлений и утешений, устраивая веси рядом с монастырями преподобных. Так происходило освоение Русского Севера и основывались города. Вологодчина это и замечательная культура Русского Севера насквозь пронизанная право-славным мироощущением, это молитвы святых земли Вологодской, это всему миру из-вестный Кирилло-Белозерский монастырь самый большой в России, и замечательный мо-настырь в Ферапонтово украшенный фресками Дионисия Московского, это Нило-Сорская пустынь, где преподобным Нилом был установлен новый скитский образ монашеского жития. В Вологде родился и духовно возрастал святитель Игнатий Брянчанинов, во многом, благодаря творениям которого на Руси сохранилось и православие, и монашество. Фотографии Владыки, остро чувствующего и талантливо передающего свою любовь к этой святой земле, помогли нам убедиться в правоте слов великого святого, уроженца Во-логодской земли святителя Игнатия Брянчанинова, который писал: «Земная природа по-добна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку». Не хотелось уходить из этого маленького уголка радости и благодати, но нас ждал «По-дарок Снежной феи». Так называлось театрализованное новогоднее представление в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый», куда мы и поспешили. И здесь случилось Новогоднее волшебство. Мы познакомились с Феей и Девочкой, с Мо-билкой и Ежиком, у которого украли иголки, с Пингвином и Злодеем… Мы посмотрели яркую новогоднюю историю по скандинавским сказкам, в которой зву-чали музыкальные баллады, случались настоящие чудеса и конечно, победила хитрость и доброе сердце наших героев. А после спектакля вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой мы водили хоровод, отгадывали загадки, участвовали в конкурсах и танцевали веселые танцы со сказочными героями! И, конечно же, фотографировались с нашими добрыми героями и Дедом Морозом и Сне-гурочкой. Ведь сколько бы лет тебе ни было – все равно хочется верить, что Дед Мороз настоящий!!! Не могли мы проехать и мимо Кремля. Здесь нашим экскурсоводом был Дмитрий Ни-колаевич, который рассказал «откуда есть пошла Новгородская земля» и провел нас в Со-фийский собор. Интересно было послушать, что грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, был заложен князем Ярославом Мудрым в 1045 году. С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород». Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рож-дественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола. Наш гид обратил особое внимание ребят на то, что в соборе хранится наша Новгородская реликвия – икона Божией Матери «Знамение», в 1170 году защитившая Новгород от суз-дальцев (часть этой истории мы уже слышали в Десятинном монастыре). Софийский собор является действующим храмом, поэтому попрощавшись с нашим экс-курсоводом, мы остались в соборе. Поставили свечи к иконкам, купили на память книги и православные сувенирчики. Направляясь к Детскому музейному центру, мы сделали круг вокруг Софийского собора и прошли мимо Звонницы, где, конечно же, тоже сфотографировались рядом с колокола-ми. По дороге в Детский музейный центр наши мальчишки успели поиграть в снежки, пока мы наслаждались зимней красотой памятника «Тысячелетия России». В Детском музейном центре три выставочных зала было отведено выставке «Новогоднее дефиле». Из истории новогоднего костюма, Рождества и Нового года. Сюда мы пришли видимо такие «измученные», что наша экскурсовод предложила ребя-там посидеть… и постелила им половичок, на который ребята быстренько и «упали». Очень интересным был ее рассказ. В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Ново-годней Ёлки в костюме Снежники, Белочки или Зайчика. История новогоднего костюма в России тесно связана с историей маскарадов и новогодних праздников. Первоначально на Руси Новый год начинался с 1 марта, когда природа просыпалась от зимней спячки, в 1492 году, по византийским обычаям, начало года перенесли на 1 сентября. И лишь по указу Петра I с 1700 года Новый год стал праздноваться 1 января. Период от Рождества до Крещения – с 7 по 19 января, в народном календаре издавна назывался святочным, или попросту святками. К концу XIX столетия Елки в городской среде стали массовым явлением, которые часто устраивались в канун Нового года и сопровождались костюмированными балами и маскарадами. Самым грандиозным костюмированным балом начала XX века стал зимний бал 1903 года. После прихода к власти большевиков началась активная кампания борьбы с новогодними праздниками. С 1935 года началось возрождение праздничной елки. Новый год стали отмечать как праздник начала года, а Рождество было вычеркнуто из праздничного календаря. С этого времени празднование Нового года начинает устраиваться в школах, детских садах, на предприятиях, городских Домах культуры, сельских клубах по всей стране. Тогда же главными распорядителями «новогодней елки» стали Дед Мороз и Снегурочка. В этот период новогодний костюм являлся отражением эпохи: так 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием «индейских» фильмов – наряд ковбоя или индейца. Современные дети предпочитают наряжаться в костюмы Бетмена, Гарри Поттера, Человека-паука, вампира. Каждому времени – свой маскарадный костюм. На выставке мы увидели лучшие костюмы разных лет. Больше всего нам запомнился костюм, который сделан из молочных сине-белых пакетов. И в завершении экскурсии нас пригласили в «Мастерскую Деда Мороза», где мы уви-дели сделанные руками ребят маски, фигурки сказочных героев и елочные украшения. Когда мы вышли из здания Детского центра, то попали в «сказку». Синие и зеленые огоньки деревьев, разноцветная елка на Софийской площади – таким ярким и красивым стал вечерний Великий Новгород! Такими же яркими и сказочными были и наши впечат-ления от так быстро промелькнувшего этого чудесного путешествия. Чувствовалось при-ближение Нового 2010 года, до которого оставалось семь дней…
Тиша(303)