Идея организовать паломническую поездку по святым местам Санкт – Петербурга созрела уже давно. Почему я остановила свой выбор на городе на Неве? Во-первых, он находится неподалеку от Малой Вишеры и туда несложно добраться как на поезде, так и на автобусе. Во-вторых, поездка, в первую очередь организовывается для детей, которым было бы весьма полезно, помимо храмов и святых мест, посетить еще и какой-нибудь светский музей.
Сказано — сделано. Заказаны автобус и экскурсии. И вот, в один из последних хмурых зимних дней февраля, наша паломническая группа отправилась в путешествие.
Когда едешь в Санкт – Петербург по Московскому проспекту, то издалека видна высокая четырехъярусная колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря. В этот монастырь мы и ехали, вернее сказать, мы ехали в некрополь монастыря.
Первое, чем встретил нас Санкт-Петербург, это был пронизывающий, холодный ветер. Пройдя мимом соборов и паломнической гостиницы, через маленькие ворота каменного ограждения мы зашли на монастырское кладбище, которое появилось вскоре после основания обители.
Кладбища всегда ограждались забором и охранялись как нива Божия, где посеяны семена для жизни вечной.
Место для кладбища Новодевичего монастыря было выбрано к востоку от монастырского строения, там, где находилась небольшая сосновая роща.
Дорожки расчищены от снега, на некоторых могилах горят лампады.
Даже сегодня чудом уцелевшие памятники ХIХ – начала ХХ века оставляют неизгладимое впечатление. Для центральной части некрополя типичны архитектура формы памятника в виде часовенок, миниатюрных храмов. Авторство памятников в большинстве случаев неизвестно, хотя многие выполнены по проектам крупных архитекторов и представителей художественной интеллигенции.
Широкая дорожка привела нас к скульптурному памятнику в виде гранитного креста, перед которым бронзовая скульптура стоящего Иисуса Христа. Этот памятник выполнил скульптор П. И. Кюфферле. Видимо не нас одних привлек этот памятник. Записочки, цветы, свечи, маленькие светильники – все это говорит о том, что именно здесь, у этой скульптуры Иисуса Христа приходящий сюда человек получает помощь и покровительство, утешение и защиту.
Пройдя по одной из дорожек, мы подошли к памятнику Николаю Алексеевичу Некрасову. Собственно сюда мы и ехали. Еще осенью после поездки в Чудово в музей Н. Некрасова, я пообещала привезти ребят сюда, где нашел свой последний приют этот замечательный поэт.
За каменной оградой, отделяющей кладбище от территории монастыря, тянутся двухэтажные корпуса монастырского комплекса.
Петербургский Новодевичий монастырь нашел отражение в русской поэзии. В поэме А. А. Блока «Возмездие» есть такие строки:
За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…
Привлекает к себе внимание Казанский храм. Интересна его судьба. Каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери был заложен в 1908 году, закончилось строительство к 1912 году. С тех пор храм так и не был освящен.
Начиная со второй половины 20-х годов происходит последовательное закрытие храмов обители. Начало было положено именно с недействующей еще усыпальницы. Из нее вывезли все, что могло представлять какую-либо ценность вплоть до мрамора и арматуры. В 1970-х годах над Казанским храмом нависла угроза уничтожения. Уже было принято решение о том, чтобы взорвать усыпальницу. Однако стараниями руководства ВНИИ Электронмаш, который занимал монастырский комплекс, храм сохранился.
И только в 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение Казанского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Знаком сугубой милости Божией стало промыслительное событие, подтверждающее Божие благоволение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм.
Жаль, что этот храм был закрыт.
Зашли в другой храм, в храм во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот образ Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» написан на святой Горе Афон и прибыл в обитель в 2003 году.
Свет и тепло шли от иконы. Купили свечи, поставили около иконы. Собрались было уже уходить, когда почти у двери нас догнал батюшка. Вернулись обратно в храм, где батюшка спросил откуда мы и очень удивился, что мы не из Санкт – Петербурга. Спросил, как меня зовут и звонким голосом сказал: «А я отец Евгений!». Потом повернулся к светящейся иконе и сказал: «Это наша святыня». И рассказал удивительную историю.
Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 03 февраля 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей Матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей Матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение».
После этих слов, отец Евгений взял лампадку с маслицем и помазал всех нас. Потом принес святой воды и так щедро окропил нас, что вода буквально стекала с нас. Ребятишки были в восторге. А я только подумала: «Вот все бы батюшки нас так встречали!»
Как хорошо, что среди бушующего моря городской суеты есть такой «островок вечности», как Воскресенский Новодевичий монастырь. Да будет он непоколебимой твердыней веры и благочестия, надежным пристанищем всем имущим спасения.
Надеюсь, что в подобных паломничествах мы побываем еще много — много раз. Ведь история Отечества нашего невероятно богата, его величайшее, культурное наследие — необозримо, и нас ждет еще очень — очень много новых открытий — интересных, познавательных и назидательных.
Не хотелось расставаться с от. Евгением, но наша поездка еще не закончилась. Получив благословение, как те пташки, веселые и неугомонные, выпорхнули ребята из храма.
Видимо все это предопределило и посещение музея «Гранд Макет Россия», где экскурсия прошла на той же веселой, удивительной и восхитительной ноте.
Первое впечатление от «Гранд Макета Россия» было, как сказали ребята: «Не торт, конечно же». Цветочная улица, где находится музей – звучит приятно, но на деле – это довольно унылая промзона. Кочегарка, труба, на которой написаны цифры 1956, говорили сами за себя. Само здание вполне безликое и распознать в нем место Музея можно только по говорящей вывеске на фасаде.
Но все меняется, когда заходишь в здание музея и проходишь в выставочный зал, где
представлена наша страна в миниатюре.
Здесь отлично показана целостность нашей страны, что города, села, транспортная система, все это взаимосвязано между собой.
Вся выставка разграничена на климатические зоны: Дальневосточный регион, Южный регион, Северо — Запад — огромный действующий макет Российской Федерации от Калининграда до Камчатки. На 800 квадратных метрах представлены все ключевые и характерные объекты страны. Каждый из регионов представлен особенностью, которая ему присуща. Рельеф макета состоит из морей, озер и рек, гор и холмов, полей и лесов. На его площади раскинуты города и деревни, туннели и мосты, порты и аэродромы, вокзалы и подземные станции метро, заводы и фабрики, шахты и нефтяные вышки, стадионы и военные базы, действующие автомобильные и железные дороги и многое — многое другое. Цифровое управление поездами и автомобилями делает их движение наиболее реалистичным. Разработанные новейшие системы, в случае необходимости позволяют автомобилям самостоятельно отправляться на бесконтактную зарядку. Несколько сотен тысяч фигурок людей и животных дополняют и оживляют экспозицию.
Создана имитация дождя и грозы, день сменяется ночью: загорается свет в окнах домов, фары автомобилей. В некоторых местах экспозиции через определенные временные интервалы появляется возможность нажать кнопку, которая запускает небольшой «экшн» –дровосек рубит дерево, бригада пожарников выезжает тушить возгорание в лесном массиве, в деревне дородная хозяйка выбивает ковер, в то время как дети играют на площадке и качаются на качелях, где-то тушат пожарники пожар, в другом месте можно увидеть работающих строителей, танцующих отдыхающих. Фигурки очень маленькие, но выполнены осень реалистично и тщательно. По улицам ездят машины, по рекам плывут корабли, передвигаются поезда по железной дороге. Все это вокруг движется, шумит, СТРАНА ЖИВЕТ.
Очень интересно, словами описать трудно.
Все эмоции выражены вот в этом стихотворении, которое написал один из посетителей:
Есть в нашем городе музей,
Он удивит своих гостей!
Как на ладони здесь видна
Наша огромная страна.
Озера, реки, города,
Мосты, заводы, поезда,
Леса, равнины, горы, пляж-
Сложилось все в один пейзаж!
Здесь даже день сменяет ночь,
Все повторяется точь-в-точь!
Могучий Север, жаркий Юг-
Творения умелых рук!
И каждый здесь, как Гулливер,
Ведь Гранд Макет-это шедевр!
Нас восхищает Ваш музей,
Гордимся Родиной своей!
Интересен также подход организаторов экспозиции к работе с посетителем. Нас встретили буквально у входа в музей, работники выставки постоянно находились с нами в зале и с удовольствием отвечали на любые вопросы относительно макета.
Интересно было наблюдать за процессом управления работой макета – застекленная комната, где на стене расположено около 100 мониторов позволяют оценить сложность слежения за исправностью всей конструкции. Да и на самом макете многие технические детали открыты взору – является ли это следствием незавершенности макета или это тоже решение создателей, сказать трудно.
Данный проект является в своем роде уникальным экспериментом и точных аналогов, насколько мне известно, не имеет. А значит при должной рекламе «Гранд Макет» может и должен стать одним из любимых объектов для посещения не только детей, но и взрослых.
Тиша(201)