Санкт — Петербург Иоанно — Кронштадтский монастырь 24 декабря 2011

Сюда, к гробнице Батюшки о. Иоанна Кронштадтского приходят те, кто хочет хотя бы на несколько минут забыть тяготу земную, укрепить веру и надежду.
Этому великому молитвеннику и светильнику церкви Христовой монастырь обязан своим возникновением.
Строительство монастыря началось весной 1900 года по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен и утвержден императором Николаем II, на небольшом участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским. Батюшка с большим вниманием следил за ходом работ. Святыми молитвами, благословением, заботами и трудами старался как можно лучше обустроить обитель.
Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев предполагал устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного отцом Иоанном на родине, в Архангельской губернии, но с помощью Божией монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем. По ходатайству о. Иоанна, в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. Он был назван Иоанновским в честь Небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого был заложен первый храм Обители в нижнем этаже здания.
Отец Иоанн освятил его 17 декабря 1901 года. Со дня освящения малого храма в нем ежедневно совершалось богослужение.
Небывалая любовь народа за добро и помощь, его огненная вера и забота о духовном облике Обители привлекли мощную поддержку и пожертвования, и всего год спустя был освящен главный престол собора во имя Собора Двенадцати Апостолов с двумя приделами. Правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, освященные в 1903 году при участии отца Иоанна.
Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня. Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки.
Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».
В январе 1903 года определением Святейшего Синода Иоанновский монастырь получил статус первоклассного. Еще при жизни Батюшки его святыми молитвами и трудами монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная, белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами; в одной большой печи выпекалось за раз тысяча просфор. Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай, несмотря на то, что им был занят лишь небольшой клочок земли.
В 1903 году был устроен Вауловский Успенский скит в Борисово-Глебском уезде Ярославской губернии. Сам Батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря».
Много трудов, тревог и забот принял Батюшка, стараясь устроить возможно лучше как самую Обитель, так и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Господь помог ему насадить и вырастить могучее, многоветвистое, плодоносное древо, под сенью которого будут укрываться и спасаться от житейских бурь и непогоды многие и многие благочестивые души во все века, пока будет стоять Святая Обитель. Немало видел Батюшка утешения и радостей от преданных ему всей душой сестер Обители, начиная от настоятельницы, а также в службе Божией, во время совершения Божественной Литургии. Он часто говаривал, что чувствует себя здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть.
Эту поистине свою Обитель Праведник выбрал местом своего успокоения, и после его блаженной кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды. Один из современников писал: «Тысячи богомольцев идут ко гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только, чтобы вознести молитвы о упокоении его чистой души в месте светлее, месте покойнее, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды».
В 1923 году Обитель была закрыта. Но пройдя через десятилетия страданий, забвения и запустения монастырь возродился в 1989 году.
Молитвенным предстательством святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским была вновь открыта эта Обитель. Монастырь был передан как подворье Пюхтицкому монастырю.
Батюшка о. Иоанн Кронштадтский при жизни духовно окормлял эту Обитель, поэтому участие пюхтицких сестер в возрождении Иоанновского монастыря было знаменательным.
Видя вновь благолепную Обитель, трудно представить, что здесь стояла мерзость запустения на Святом месте. Монастырь представлял собой печальное зрелище. В здании размещалось более 20 разных организаций. Вся структура помещений была нарушена. Необходимо было произвести огромные ремонтно-восстановительные работы, ликвидировать перегородки, стены, двери, чуждые изначальной планировке и искажавшие внутренний вид Обители.
Но постепенно, с Божией помощью, Обитель стала возрождаться. По молитвам святого Праведника Господь послал добрых людей, с помощью начал восстанавливаться монастырь.
Воистину духовным центром всего монастыря можно назвать усыпальницу дорого Батюшки, где почивают его святые мощи.
Сестры всегда во всех трудных обстоятельствах обращаются к нему с молитвою, свято чтут слова протоиерея Иоанна Орнатского, сказанные сестрам у гроба святого Пастыря: «Не плачьте, теперь он ближе к Вам и уже никогда не уйдет от Вас. В нем Вы приобрели себе игумена, с Вами будут его честные останки, над которыми будет витать его бессмертный дух. Ходите на его могилу, водите к ней паломников, которые пойдут непрерывной чередой».
Все сестры постоянно чувствуют помощь и незримое покровительство святого Праведного о. Иоанна Кронштадтского. Как при жизни Батюшка все время заботился о своей Обители, так и теперь не оставляет своей помощью и заступлением.
СХИИГУМЕНИЯ АНГЕЛИНА
Матушка Ангелина (в миру – Анна Семеновна) родилась в 1867 году в Петербурге, в благочестивой купеческой семье. После окончания Литейной гимназии она вышла замуж за Михаила Артемьевича Сергеева. Но Господь готовил Свою избранницу к иному служению. В 1900 году в течение короткого времени скончались ее отец, мать и муж. Анна Семеновна решает посвятить свою жизнь Богу и становится послушницей, а 27 октября 1901 года принимает монашеский постриг с именем Ангелина.
Матушка Ангелина была преданнейшей духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадтского, который ее очень любил. В напутственном слове, произнесенном по принятии ею ангельского образа, Батюшка Иоанн заповедал ей: «Распни себя миру и страстям, и да воцарится в сердце твоем Христос Бог – верою, любовию святою, усердием твоем к Нему, молитвою, постоянным вниманием к себе, воздержанием, смирением, послушанием, кротостью и незлобием, бескорыстием. Отврати сердце твое от земли и живи умом и сердцем на небесах…».
Монахиня Ангелина всей своей жизнью исполнила заветы Кронштадтского пастыря. По благословению Батюшки она стала руководить строительством Сурского подворья, ставшего затем Иоанновским женским монастырем. Устроению новой обители, созиданию монашеской жизни матушка Ангелина отдавала все силы и здоровье, все тепло своих молитв. В марте 1903 года она была назначена настоятельницей и возведена в сан игумении. Ее подвижнические труды отмечены многими наградами, в частности, особой грамотой Святейшего Патриарха Тихона от 28 марта 1918 года.
Монахиня Вероника (Врасская-Котляревская) в своей книге «Воспоминания монахини» запечатлела облик матушки Ангелины: «Тихая, задумчивая, молчаливая, смиренная, большая молитвенница – никогда не пыталась добиться послушания властным окриком или строгим поступком… Вот, поспорят и поссорятся сестры; кто-нибудь из них вспылит или вообще сделает какой-либо нехороший поступок. Матушка зовет к себе провинившуюся. Та идет еще полная гнева, готовая к отпору, а матушка станет мирно расспрашивать ее, как она живет, о чем думает. В самую глубину души заглянет. И сестра уходит от нее успокоенная, утешенная, с полным сознанием своей вины и недостоинства, хотя матушка ее ни в чем не упрекнула».
В 1923 году монастырь закрыли. Игумения Ангелина приняла схиму, но не оставила сестер. В то трудное время, в скорбях и лишениях, она по-прежнему окормляла общину монахинь, изгнанных из родной обители. Долгие годы Матушка находилась под следствием, и скончалась незадолго до того, как ее должны были арестовать, 8 февраля 1927 года. Матушку погребли на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, неподалеку от церкви святителя Николая.
Спустя некоторое время Лаврский старец иеросхимонах Серафим (впоследствии знаменитый подвижник Вырицкий) увидел сон: к нему пришли три игумении: основательницы Дивеевского монастыря – мать Александра, первая настоятельницы Шамординской обители схиигумения София и недавно скончавшаяся матушка Ангелина. Они беседовали с ним и сказали, что им хорошо, что они вместе утешаются в Горних обителях, благословили, передали благословение его духовным детям и исчезли.
Скромная могилка Матушки стала одной из почитаемых святынь Петербурга. Она была всегда ухожена, от нее веяло теплотой и удивительным спокойствием. У подножия креста с фотографией, где мать Ангелина снята вместе с Батюшкой Иоанном Кронштадтским, лежали цветы и горели свечи. Сюда приходили помолиться и простые верующие, и сестры вновь открытого Иоанновского монастыря, в дни ее памяти служили панихиды.
Желание перенести честные останки Матушки в храм-усыпальницу было у сестер обители на Карповке со дня ее возобновления, однако это дело все откладывалось. В октябре 1997 года настоятельницы монастыря игумения Серафима обратилась за благословением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который одобрил намерение возродить память первой строительницы обители перенесением ее честных останков в храм-усыпальницу. Были поданы соответствующие прошения, собраны необходимые бумаги. Все разрешения были получены на удивление быстро, буквально в два дня. Одним из обязательных требований СЭС было то, чтобы вскрытие могилы проводилось при низкой температуре. Как раз в конце октября установилась необычайно ранняя для Петербурга морозная погода.
Начались радостные хлопоты. «У всех на душе словно Пасха, — вспоминали сестры. – Нужно было подготовить место в усыпальнице для погребения, заказать мраморную плиту, сделать гробик и обшить его руками сестер-мастериц, чтобы дорогая матушка была довольна трудами своих дочерей. Шили новое облачение, вышивали параман, — все делали с огромной любовью». Неожиданно для всех в обитель издалека приехал схиархимандрит Зосима – батюшка, который в детстве общался с сестрами Иоанновской обители, вернувшимися из ссылки. На протяжении многих лет у него хранился игуменский крест Матушки Ангелины, а также личные вещи святого отца Иоанна Кронштадтского.
Наконец, когда все было готово, был назначен день перезахоронения – 29 октября 1997 года. В радостном волнении отправились к дорогой могилке настоятельница и сестры. Отслужив панихиду, сняли землю, очистили и подняли плиту над склепом. Под ней оказался деревянный гроб с цинковой крышкой. Несмотря на прошедшие 70 лет все косточки, по милости Божией, оказались целы. Сохранились и части иноческой одежды. Игумения Серафима с сестрами спустились в раскоп, бережно, как великую драгоценность, переложили останки на новую холщовую простыню и подняли. С благоговейным пением «Святый Боже…» их доставили на Карповку, где духовенство и все сестры в полном монашеском одеянии, с торжественным пением и слезами радости встретили первостроительницу своей святой обители после ее почти семидесятилетнего отсутствия….
Ночью в усыпальнице при чтении Псалтири старшие сестры омыли дорогие останки и заботливо облекли почившую в новые схимнические одежды. Наутро новый гроб с матушкой Ангелиной при пении сестер подняли в верхний собор монастыря для поклонения верующих. И здесь виден промысел Божий: это был день памяти преподобномученика Андрея Критского – святого, в честь которого (и преп. Марии Египетской) был освящен при игумении Ангелине левый придел собора. К общей радости почившая пребыла там и в престольный праздник обители, день Ангела дорогого Батюшки (св. Иоанна Рыльского, 1 ноября). Поток верующих не прекращался все это время. С благоговейным трепетом прихожане прикладывались к честным останкам, прося святых молитв.
Погребали Матушку Ангелину в ночь на понедельник, 3 ноября. В храме-усыпальнице отслужили заупокойную литургию, литию, и честные останки строительницы монастыря упокоились неподалеку от ее духовного отца, Батюшки Иоанна.
На белоснежной мраморной надгробной плите золотом горя евангельские строки «Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное». Рядом находятся святыни: части гроба (он – как новый, дерево с застывшими каплями смолы кажется совсем свежим), одежды Матушки: власяница, поясок, ряса, мантия, часть схимы со словами: «И ланита дах на заушение…», вышитый золотом параман, постригальные сандалии, монашеский пояс, игуменский и параманный кресты из дерева. Все это сохранилось, несмотря на том, что пролежало в сырой питерской земле ровно 70 лет.
Праведница, подвижница, страстотерпица, Матушка Ангелина обрела благодать у Бога: об этом говорит и непрекращающееся почитание ее церковным народом, и нетленные косточки. Сестры собирают материалы о ее жизни. Возможно, со временем она будет прославлена Церковью в лике святых. А пока, приходя в усыпальницу, многие молитвенно обращаются не только к батюшке о. Иоанну, но и к Матушке схиигумении Ангелине, получая по вере своей помощь и утешение.
В 1997 году сбылась заветная мечта насельниц Свято-Иоанновской обители. Перенесены останки первой настоятельницы монастыря схиигумении Ангелины (Сергеевой) в храм-усыпальницу, устроенную ею же для дорогого Батюшки о. Иоанна Кронштадтского. Сестры говорят, что наконец-то она вернулась в родной дом – на Карповку.
Храмы обители:
Храм в честь Двенадцати Апостолов (престольный праздник 13 июля).
Храм во имя преподобного Иоанна Рыльского (престольный праздник 1 ноября).
Храм – усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадтского (исторически был освящен во имя пророка Илиии и царицы Феодоры).
Храм-часовня Покрова Божией Матери.
Усыпальница святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Загодя, в 1904 г., о. Иоанн получил разрешение быть похороненным в Иоанновской обители. По желанию о. Иоанна в крипте был устроен храм во имя пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей Всероссийского пастыря. Он почил в Боге 20 декабря / 2 января 1908 г. и был через три дня погребен в крипте-усыпальнице. Отпевали о. Иоанна митрополит Антоний в сослужении трех епископов, 60 священников и 20 диаконов. Его похороны были самыми многочисленными в те годы.
Подземная церковь-усыпальница, освященная 21 декабря митрополитом Антонием, отличалась богатством отделки в русско-византийском стиле, средства на которую пожертвовала послушница Анна Яковлевна Лежоева, впоследствии казначея монахиня Иоанна (1869-1939). Иконостас, стены и пол были облицованы плитами белого мрамора. Мощи св. прав. Иоанна покоились клиросом под массивной мраморной плитой. На ней был изображен крест, лежало Святое Евангелие. У гробницы находился образ прп. Иоанна Рыльского (академик живописи Н. П. Шаховской, 1911 г., утрачен) с неугасимой лампадой в виде митры. Бывший мраморный одноярусный иконостас теперь восстановлен в дереве.

Тиша(102)