С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре.
Учреждение монастырского подворья относится к первой трети ХVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений.
С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.
Новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских заложил 15 августа 1895 года настоятель подворья архимандрит Феогност по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова (1862–1921гг.), автора Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и ряда других известных проектов храмов.
В своих авторских проектах В. А. Косяков успешно развивал одно из направлений национального русского стиля в архитектуре, обращенного к опыту Византии. В его творчестве византийская линия получает свое новое, наиболее последовательное и одновременно достаточно индивидуальное творческое воплощение. Главной идеей творчества В. А. Косякова становится синтез архитектуры и различных видов искусств: декоративно-прикладных, монументальной живописи, скульптуры.
18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, а на следующий день — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Перестроенный В. А. Косяковым подворский комплекс включал в себя Успенский храм, двухэтажный на высоком цоколе Митрополичий корпус, братские флигели, дом причта, образующие пространство двора, служебные постройки (конюшни, каретник, кладовые) и два сада. Жизнь монашеской братии была ограждена от шумной жизни столицы продуманной планировкой жилых корпусов и церкви.
В архитектуре храма Успения Богородицы В. А. Косякову удалось достичь сочетания уюта домовой церкви с простором митрополичьего собора. При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика и т. д.) главным для него было достижение выразительности архитектурного ансамбля.
В 1900 году строительные работы на Лаврском подворье завершились.
Мирная жизнь Киево-Печерского подворья закончилась в 1917 году, во время государственного переворота. В эти годы монахи подворья сохраняли богослужебную деятельность храма, но к марту 1932 года все они были арестованы, осуждены за контрреволюционную деятельность и отправлены в Соловецкий лагерь и в ссылку в Казахстан.
Как свидетельствуют архивные материалы, с 1928-й по 1933-й годы проходят аресты священнослужителей, монашествующих и прихожан подворья.
В июне 1932 года Успенский храм подворья из Ставропигиального ведения был передан в Ленинградскую епархию, подворье существовало как приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. В конце 1933 года сорок три человека, самые активные прихожане, были арестованы. Их обвинили в подготовке убийства Сталина, двоих впоследствии расстреляли.
Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев (†1974 г.), отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он пел в любительском хоре Подворья, где и познакомился со своей будущей женой Раисой Владимировной Кучиной (†1984 г.), матерью Святейшего Патриарха Кирилла.
В январе 1935 года церковь была закрыта и превращена в склад. В это время было уничтожено все церковное имущество, уцелело лишь наружное убранство храма —изразцы, мозаичные орнаменты.
В 1961 году в церкви открылся первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. На этом катке начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. Каток оказывал на здание разрушительное действие: от постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В июне 1991 года осуществилось возвращение храма Русской Православной церкви —Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.
При осмотре здания в 1990-е годы у специалистов-архитекторов сложилось впечатление, что восстановить церковь практически невозможно: в алтаре были расположены холодильные агрегаты, пол отсутствовал, стены были испорчены сыростью, росписи сводов и стен замазаны семью слоями краски и штукатурки. Тем не менее, восстановление разрушенного храма началось, были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья.
Постепенно возрождался и сам уклад монашеской жизни, развивалась деятельность прихода. В 1993 году в южном приделе храма, в честь святых Печерских преподобных, возобновились богослужения. Украшением служб Оптинского подворья стало пение мужского хора — ансамбля профессиональных певчих, выпускников Санкт-Петербургской Государственной консерватории. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой ученых-медиевистов, многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья.
С 1997 года начались работы по воссозданию живописи церкви. В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.
На Подворье вновь стала работать крупнейшая в городе православная библиотека. С 1999 года при Подворье начал действовать Институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучать православное богословие. С 2010 года открыта православная Гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского.
15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы.
С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений (Мосалев).
Ежедневное уставное богослужение, возрождение монашеской жизни и полное воссоздание архитектурного ансамбля Подворья помогает превращению этой исторической части города в особый остров духовной жизни, являющийся представительством ставропигиального монастыря — благословенной Оптиной Пустыни. СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ
СВЯТОЙ КРЕСТ
В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крестс Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), великомученика Пантелеимона (III-IV), преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.
Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
В храме пребывает образ Божией Матери«Скоропослушница», который написан в 2009 году на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, одной из древнейших обителей полуострова. Это точный список с чудотворной иконы монастыря, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.
Вхраме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.
День празднования: 22 ноября.
РАКА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРЕП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX).
Каждый будний день, по окончании Божественной литургии, у раки святого служится молебен с акафистом и каноном, читаются записки о здравии, молящиеся помазываются святым елеем от лампады.
День памяти: 10 июля, 23 октября.
ИКОНА И МОЩЕВИК ПРЕПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ
Также в храме пребывают: икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.
Рака с сенью и частицей мощей старца Амвросия, живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.
День памяти Собора Оптинских старцев: 24октября.
ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ
В храме находится икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV). Икона святого расположена в храме слева от амвона.
На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ».
День памяти: 9 августа.
МОЩЕВИК ПРЕПП. СТАРЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ
Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских.
В нем имеются частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких известных и почитаемых святых: преп. Моисея Угрина (XI), преп. Нестора Летописца (XI-XII), преп. Илии Муромца (XII), преп. Онуфрия Молчальника (XII), преп. Иоанна Многострадального (XII), преп. Алипия и преп. Григория Иконописцев (XII), преп. Аврамия и преп. Арсения Трудолюбивых (XIII-XIV), преп. Ипатия Целебника (XIV), праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской (XVI), священномученика Владимира, митрополита Киевского (XX). В середине мощевика имеется литография иконы Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими преп. Антонием и преп. Феодосием (XI), основателями русского монашества и устроителями Киево-Печерской лавры.
Тиша(182)