В тысячелетней истории Российской земли монастыри с давних пор занимали важное место. Они играли роль центров возникновения и распространения книжности, святости молитвенного подвига, упорядочения жизни. Для русского человека монастырь был как бы школой христианской жизни. На протяжении многих столетий в трудные годы нашего отечества русские люди находили в монастырях источник сил, утешения, веры и смысла жизни. Духовный опыт святых обителей укреплял русский народ, который в годы тяжких испытаний в противостоянии иноземцам выходил победителем. Таких защитников родной земли воспитывал и благословлял преподобный Сергий Радонежский. Подобно ему, в северо-западных областях Руси был почитаем другой подвижник, живший намного раньше, преподобный Варлаам – основатель Спасо — Преображенской обители под Новгородом.
Вот в это дивное место 28 октября 2012 года и была организована по благословению отца Димитрия, настоятеля нашей церкви Святителя Николая, паломническая поездка учащихся воскресной школы.
Прибыв ранним утром в Варлаамо — Хутынский монастырь, с величайшим трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Варлаама в Спасо – Преображенском храме, к почитаемым иконам монастыря Почаевской и Тихвинской иконам Божией Матери.
В это время в церкви преподобного Варлаама Хутынского начиналась детская Божественная литургия для учащихся воскресной школы Софийского собора Великого Новгорода. Туда направились и мы.
Получив благословение отца Алексия Судоса, ребята исповедались и причастились Святых Христовых Тайн.
Мы с интересом во время службы смотрели и слушали воспитанников Воскресной школы Софийского собора, которые во время богослужения несли послушание на клиросе, в алтаре и храме.
Богослужение сопровождалась пением хора Воскресной школы Софийского кафедрального собора.
После окончания литургии мы вышли на территорию монастыря.
Хутынский Спасо — Преображенский женский монастырь находится на правом берегу реки Волхов. С холма, на котором расположена обитель преподобного Варлаама, видны были осенние луга, поля, деревня. Это одно из красивейших мест в окрестностях Новгорода.
Много пришлось пережить этому монастырю за всю свою историю существования.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к концу ХII века и связано с постройкой Спасо — Преображенского собора. Летопись сообщает, что « в лето 6700 (1192 года) постави церковь внизу на Хутыне Варлаам чернец, а мирским именем Алекса Михайлович во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Преподобный Варлаам родился и жил в Новгороде на Софийской стороне, в Неревском конце у земляного вала, где позднее была построена часовня, освященная в честь родившегося здесь святого. После смерти родителей Алексей Михайлович раздал все свое имущество бедным и, приняв на себя монашеский постриг в одном из новгородских монастырей, стал искать место, где бы можно было проводить жизнь в полном уединении, вдали от мирской суеты.
На правом берегу Волхова в 10 километрах от города находилось возвышенное место, покрытое густым лесом. Согласно народному преданию место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», т.е. худое место. Вот сюда-то и уединился для молитвы монах Варлаам. Увидев луч света, идущий из чащи леса, он решил, что это – знамение Божие, и что именно здесь нужно поселиться. Срубив келью и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня». При освящении церкви 6 августа 1192 года архиепископ Григорий возвел Варлаама в сан игумена. Преподобный Варлаам прожил всего год в основанном им монастыре. Через год после основания своей обители преподобный Варлаам скончался и был погребен самим архиепископом Григорием 19 ноября 1193 года в Спасо — Преображенской церкви, где его мощи пребывают и по сей день.
Несмотря на скорую кончину преподобного Варлаама, построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась. Ее основатель был очень почитаем, как среди монахов, так и среди всех новгородцев. А позже и на всем Северо — Западе Руси, так как и при жизни, и после своей смерти преподобный Варлаам прославился своими чудесами и исцелениями.
На протяжении всей своей истории обитель благоустраивалась и украшалась заботами новгородских архиепископов и игуменов, жертвователей, а также щедростью великих князей и русских царей. Простые люди, видные представители русского общества и государственные деятели с молитвой, верой и покаянием преклонялись перед могилою Хутынского святого, получая духовное и телесное исцеление. Но немало испытаний пришлось пережить обители преподобного Варлаама в различные периоды истории Русского государства, и особенно в двадцатом столетии, впрочем, как и всей Русской Церкви. В 1919 году Хутынский монастырь был закрыт.
Великая Отечественная война нанесла большой урон замечательному архитектурному ансамблю Хутынского монастыря.
Верующие же люди Хутынского чудотворца никогда не забывали. Даже в годы безбожия и страшных гонений, когда собор был в руинах, у могилы святого теплилась лампадка, лежали живые цветы, горели свечи и читался акафист преподобному Варлааму. И их молитвы были услышаны. Летом 1993 года была закончена реставрация Спасо — Преображенского собора. А 19 ноября, в день празднования памяти преподобного Варлаама, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского и петербургского духовенства был освящен соборный храм Хутынского монастыря. Началось чудесное возрождение святой обители.
Мы обошли вокруг Спасо – Преображенского храма и пошли к горочке преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. Мы поднялись по крутым ступеням к дверям расположенной на горочке часовне. Одна из сестер сказала нам, что если попросить батюшку Варлааме о чем-нибудь хорошем и добром и обойти вокруг часовни три раза , то эта просьба по молитвам преподобного обязательно исполнится. Что мы и сделали.
В наше время Святая обитель преподобного Варлаама стала одним из центров возрождающейся русской духовности. Замечательный ансамбль монастыря преподобного Варлаама, расположенный на живописном холме, поражая своей строгой, величественной красотой, которая отображает печать Красоты Небесной. Все больше и больше паломников и ценителей древнерусского зодчества приезжает со всей России на поклонение к преподобному Варлааму, мощи которого и по сей день находятся под спудом Преображенского собора.
Жалко было расставаться с прекрасным местом, но нас ожидало дальнейшее путешествие.
Мы ехали в маленькую деревню Вяжищи. Незамедлительно за крайними жилыми домами Великого Новгорода, налево от Санкт-Петербургской дороги, уходит асфальтированная полоса дороги, что ведет к большущему индустриальному комплексу Объединение «Азот».
Не доезжая метров 300 до комплекса, поворачиваем влево. По пути только 4 км до Вяжищ.
Нашему взгляду раскрывается изумительно пышный ансамбль построек Вяжищского монастыря, взведенный в верховьях речки Веряжи. Целостный по завершенности, изысканный и величавый, изобильно увенчанный изразцами, сооружения монастыря смотрятся важно на фоне находящейся вокруг природы.
Проходим в нижний храм, где нас уже ждет одна из сестер монастыря. Прикладываемся к мощам преподобного Евфимия. Ребята немножко устали, садятся на скамеечку немного отдохнуть, а мы, взрослые, слушаем рассказ монахини о монастыре.
Николо — Вяжищский монастырь возник в конце XIV века и связан с именами иноков Евфросина, Игнатия и Галактиона. Согласно летописям первый деревянный храм Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа. В 1419 году сооружена надвратная деревянная церковь в честь преподобного Антония Великого.
История обители связана с именем святителя, новгородского архиепископа Евфимия II. Его силами в 1436 году на месте деревянного Никольского храма построена каменная Соборная Никольская церковь. После смерти святителя его мощи были захоронены под спудом Никольской церкви, где и покоятся до сих пор.
Особую красоту всем возведенным постройкам монастыря придают изразцы — это керамические плитки с рельефным рисунком, покрытые 5 цветами эмали: белый, бирюзовый, коричневый, синий и желтый. На изразцах изображены различные рисунки: цветочные букеты, кресты, единорог, двуглавый орел.
В 1920 году Николо — Вяжищский монастырь был закрыт, все здания национализированы и переданы местному колхозу. Здесь располагались различные хозяйственные службы, слесарные мастерские, кузницы, на втором этаже размещалась школа.
И только в 1990 году состоялось освящение и первое богослужение в нижнем храме в честь святого Евфимия, монастырь был определен как женский, а с 1995 года получил статус ставропигиального. В 2000 году был освящен отреставрированный Никольский собор — это два действующих храма в обители. Сестра гостеприимно пригласила нас приехать летом. «Сейчас Никольский храм закрыт. Он не отапливается», — сказала она. «Еще две церкви находятся в процессе реставрации: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня», — добавила она.
Мы поблагодарили за прекрасный рассказ о любимой обители и пошли прогуляться по территории монастыря.
Первый снег, белые храмы, купола и березы… Сердце замирает от такой красоты.
Наибольший ущерб монастырь получил в годы Великой Отечественной войны. В честь подвига советских солдат, сражавшихся за Родину, на территории монастыря установлен мемориал. Мы подошли к братскому захоронению. Остановились в молчании…
Монастыри всегда были солью земли русской. Сюда, где дни и ночи в смиренном подвиге молились благочестивые иноки, издавна тянулись люди, оставляя свой тяжкий груз в миру, чтобы приобщиться к вечному, к тому, что утешает в горе безутешного, дает надежду отчаявшемуся, укрепляет в вере усомнившегося и так радует истомившееся по вере сердце.
На протяжении многих веков монастыри имели большое значение в жизни новгородцев. Радует то, что благодаря заботам нашего батюшки Димитрия мы смогли посетить и поклониться святыням Варлаамо — Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря и Николо — Вяжищского ставропигиального женского монастыря.
Немного уставшие, но с большим чувством радости мы ехали домой. Ребята делились своими впечатлениями. Никто из посетивших эти дивные места не остался равнодушным к необыкновенной красоте этих Святых мест.
Тиша(455)