«Свирский Александровский мужской монастырь в Олонецкой губернии, Олонецкого уезда в 36 верстах от уездного города, в 6 верстах от реки Свирь, при озерах Рощинском и Святом: состоит собственно из двух монастырей — Троицкого и Преображенского, находящихся под управлением одного архимандрита. По значению и материальным средствам занимает первое место среди монастырей, основан наиболее чтимым из олонецких подвижников, постриженником Валаамского монастыря преподобным Александром Свирским, поселившимся в этой местности в 1487 г. Умер он в 1533 г. Мощи преподобного почивают в Преображенском монастыре в богатой раке, пожертвованной царем Михаилом Федоровичем.
Монастырь владел некогда обширными населенными землями и был главным религиозным центром края и рассадником многих олонецких монастырей. Для колонизации Олонецкого края монастырь имел в свое время немаловажное значение. Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре уже в XVI ст., придавала ему характер важного торгового пункта. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами… В 1779 г. при монастыре была учреждена духовная семинария…»
Монастырь в Обонежье, относившийся к Олонецкой епархии, был одним из важнейших духовных центров России. Он принимал и высокородных паломников, и простых крестьян, а посетивший несколько раз монастырь Петр Великий запечатлен даже на фресках его Троицкого собора.
ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его — Стефан и Васса — были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить «Северный Афон». Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.
Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися». Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а «зелием здесь растущим». Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: «Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».
На месте явление прп. Александру Святой Троицы — величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.
По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе — мантия и схима — были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.
Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.
С тех пор Свирская Свято-Троицкая обитель, имея в себе такое драгоценное сокровище, при своем высоком религиозно-нравственном авторитете и строгом исполнении церковных уставов становится воистину духовным центром всего Северо-Запада России. Монастырю подчиняются многие обители Олонецкого края, основанные учениками прп. Александра, здесь открывается Духовная семинария, на протяжении десятков лет в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее архивохранилище обители привлекло к ней множество исследователей русской истории.
РАЗОРЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый «Союз охраны церквей и часовен» — общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей «Союза…». Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.
Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение «экспоната» в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.
НОВОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный «анатомический экспонат» подлинными мощами прп. Александра Свирского.
Первое, что сразу же отмели ученые, — это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит — обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.
Однако вернемся к истории монастыря. Что же произошло с ним после того, как святые мощи были увезены из обители. Как известно, весь этот северный край страны был превращен большевиками в огромный концлагерь, а знаменитая «Северная Фиваида» (так называли монастырь историки Церкви) была осквернена и подверглась поруганию. Но она же и получила при этом великое посвящение — стать одной из русских Голгоф! «Свирьлаг» — такой адрес мы встречаем на письмах многих известных и безвестных заключенных ГУЛАГА. Один из них — знаменитый философ А.Ф. Лосев.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБИТЕЛИ. Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.
При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица.
Обитель состоит из двух отдельных монастырей — Троицкого и Преображенского. Отстоят они друг от друга всего на расстоянии 100 метров.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Полностью передан Русской Православной Церкви и восстановлен. Белеют свежепокрашенные стены нарядного пятиглавого каменного Преображенского собора. Звонит колокол на колольне, центральный храм живет. Службы совершаются и в небольшой церкви во имя святых и праведных Захария и Елизаветы. Здесь под массивным сводом церковного нефа в скромной деревянной раке помещены обретенные в 1999 г. мощи прп. Александра Свирского, источающие благоуханное миро. Когда-то рака для них была специально изготовлена из чистого серебра, и лучшие петербургские мастера украсили ее крышку чеканными изображениями жития святого. Она исчезла, когда монастырь был полностью разграблен в годы советской власти, а в 1918 г. в числе первых были поруганы мощи св. Александра Свирского, тоже исчезнувшие из обители на долгих почти восемь десятилетий.
ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Совсем недавно передан монастырю и Троицкий комплекс. Каменный, кубовый, светлый и праздничный Троицкий собор, украшенный одной главкой, опоясан мощными стенами бывшего братского корпуса поражает своей красотой. Это впечатляющее своей массивностью каре.
Монахини соседнего Покрово-Тервенического монастыря пишут для монастыря иконы. Они не повторяют старые образцы иконописи, украшавшие когда-то этот древний монастырь-крепость. Это уже почти невозможно сделать, сказали в обители. Поэтому небольшой храм святых и праведных Захария и Елизаветы окрашен в цвета тихой красоты неброского северного лета. Бледный голубовато-зеленый с фиолетовыми вкраплениями цветочный орнамент вьется по его белым стенам. На таком же прозрачном голубом фоне изображены и лики святых. Кажется, что весь храм утопает в небесной лазури, струящейся отовсюду к мощам великого подвижника.
Сегодня, как и в старину, к мощам прп. Александра съезжаются для поклонения паломники со всей России.
Тиша(130)