Антониев монастырь основан в 1106 г. иноземцем, миссионером Антонием Римлянином, скорее всего, монахом одного из греческих монастырей, расположенных в Южной Италии. Антоний Римлянин посвятил свою жизнь организации монашеской жизни по уставу греческих обителей, который был принят и в одном из самых древних монастырей на Руси — Киево-Печерской лавре. При Антонии монастырь стал важным для Новгорода центром книжной культуры и образования. Он организовал здесь книгописную мастерскую для переписки и перевода богослужебных книг. При нем сформировалась личность богослова и первого на Руси математика, философа, астронома доместика монастыря Кирика — автора «Трактата о числах» и «Вопрошания», известных по многочисленным спискам. Сохранились также сочинения игумена монастыря Моисея (XII в.) – его Поучения, направленные против языческих пережитков и пьянства.
Первой и главной постройкой монастыря стал сохранившийся до нашего времени каменный собор во имя Рождества Богородицы, возведенный в 1117–1119 гг. и в 1125 г. украшенный монументальной живописью. Собор Рождества Богородицы – самый ранний монастырский храм Новгорода – один из древних в Новгороде.
В 1533–1536 гг. при архиепископе Макарии к юго-западу от собора Рождества Богородицы построена каменная церковь Сретения с трапезной палатой, котороя использовалась для общих монастырских трапез. Она сохранилась до настоящего времени.
Одновременно с церковью Сретения в 9 м к югу от собора строится столпообразная колокольня с церковью Антония Великого, известная по иконам и гравюрам XV–XIX вв. (в 1804 г. верхняя часть церкви разрушилась, ныне хорошо сохранились лишь фундаменты).
В начале XVII в. Антониев монастырь сильно пострадал от шведского разорения.
До строительства Духовной семинарии, основанной в 1740 г., при монастыре существовал обширный сад, простиравшийся к северу вплоть до ручья Донец.
С конца 1690-х гг. предпринимаются попытки создания в обители регулярной планировочной структуры с включением в нее древних храмов. Вдоль границ монастырской территории формируются линии каменный застройки.
С юга к надвратному храму в 1699 г. пристраивается казначейский корпус и больничные кельии с церковью Александра Невского. В 1718 г. этот корпус был расширен к югу до трапезной палаты келарскими кельями.
Духовная семинария была основана по образцу Киево-Могилянской духовной академии. До 1918 г., т.е. до закрытия, она являлась важнейшим образовательным центром с уникальной фундаментальной библиотекой, сформированной ее основателем архиепископом Амвросием (Юшкевичем) и позднее существенно дополненной. Основу библиотеки составили богатейшее книжное собрание архиепископа Феофана (Прокоповича) — более 3000 наименований, главным образом, западно-европейских изданий на латинском языке, часть книжного собрания Архиерейского дома и личная библиотека Амвросия (Юшкевича). В семинарии преподавал выдающийся богослов и подвижник Феофан (Говоров), обучались свт. Тихон Задонский, епископ Варсонофий (Лебедев), военный священник, затем епископ Тульский Онисим (Пылаев), митрополит Иосиф (Петровых), причисленные в разное время к лику святых Русской Православной Церкви. Должность ректоров семинарии занимали такие видные церковные иерархи как Арсений (Стадницкий), Алексий (Симанский), Димитрий (Сперовский).
Выпускниками семинарии были многие церковные иерархи, которые оставили след в российской истории, большое число церковно- и священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, в том числе, и духовных академий. Часть выпускников поступала в светские учебные заведения и избирала мирские профессии: учителей, ученых, врачей, архитекторов и т.д. Среди них — ученый-философ, ректор СПб университета. М.И. Владиславлев, ученый-филолог Е.В. Барсов.
Антониев монастырь был основан в первые годы XII века (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода на правом берегу реки Волхов. Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.
Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде.
Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии. Так говорит легенда, но в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю.
Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.
В 1117 – 1119 гг. в Антониевом монастыре был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, на сегодняшний день третье по древности здание в Великом Новгороде.
Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней, не смотря на то, что собор несколько раз обновляли, а в XIX веке старые фрески за ветхостью были почти полностью сбиты со стен и заменены новой росписью.
До наших дней в монастыре сохранилась каменная церковь Сретения с трапезной палатой. Она была построена в 1533 – 1536 гг.
В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII в. здесь трудился Кирик – первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 г. стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию. В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.
После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.
Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ. Связывая богатую культурную историю Антониева монастыря с будущим науки и образования, на его территории реализуется проект Всероссийского научно-образовательного духовно-просветительского комплекса «Антоново». В Западном и Береговом корпусах монастыря работает Центр реставрации монументальной живописи. Уже открыт учебно-научный музей Русской письменной культуры и книжности.
Тиша(79)