09 декабря 2015 года в учебно-научном духовно-просветительском центре «Сретение в Антоново», в рамках XIII Знаменских образовательных чтений, прошло заседание секции «Православные идеалы в моей жизни».
В мероприятии участвовали старшеклассники новгородских и областных общеобразовательных школ. Перед заседанием с приветственным словом к присутствующим обратился руководитель епархиального отдела по делам молодёжи священник Евгений Зайцев. Он пожелал плодотворной работы и кратко рассказал об истории Сретенского храма и Антониева монастыря.
Руководитель секции клирик Покровского собора Великого Новгорода священник Михаил Терещук напомнил, что все приобретенные знания направляют детей на совершение добрых дел, иначе они станут бесплодной информацией.
Затем учащиеся выступили со своими докладами, которые были представлены в форме историко — краеведческого исследования, проекта или презентации.
Учащиеся 9 класса МАОУ СШ №1 г. Малая Вишера Ирина Золотухина и Диана Павлова рассказали о своей исследовательско — проектной работе «Оксочский пастырь. К 175 — летию со дня рождения протоиерея Петра Васильевича Ильинского».
Исследовательский проект
«Оксочский пастырь.
К 175 – летию протоиерея Петра Васильевича Ильинского»
Иллюстративный материал «Оксочский пастырь. К 175 — летию со дня рождения протоиерея Петра Васильевича Ильинского«
Введение
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Стихотворением Николая Гумилева мы и хотим начать рассказ о протоиерее Петре Васильевиче Ильинском, настоятеле церкви Преображения Господня с. Оксочи Крестецкого уезда, которому в этом году исполнилось 175 лет со дня рождения.
Наш Новгородский край славится множеством православных храмов, часовен, монастырей, чудотворных икон. В нашей области живёт много искренне верующих, крещённых по православному обряду людей. У каждого из них своя дорога к Богу. Кто-то приходит в храм с благодарностью за посланное Господом счастье, кто-то с последней надеждой на спасение после тяжёлой болезни и потери. Но есть люди, отрекающиеся от всего во имя Веры, ради служения Богу и Православной Церкви, живущие лишь бедами других людей, стремлением помочь совершенно чужому, незнакомому человеку.
Цель нашей исследовательской работы: познакомиться с жизнью и деятельностью протоиерея Петра Васильевича Ильинского, священника церкви Преображения Господня с. Оксочи
Задачи:
— собрать и систематизировать материалы о протоиерее Петре Ильинском;
— узнать об общественной деятельности протоиерея Петра Васильевича Ильинского на Оксочской земле;
— начать работу составлению родословной Петра Васильевича Ильинского.
Объект исследования: жизненный путь протоиерея Петра Васильевича Ильинского, священника церкви Преображения Господня с. Оксочи
1863 год. Деревня Оксочи Крестецкого уезда, ныне Новгородской области. Сюда после окончания полного курса Новгородской духовной семинарии по второму разряду был рукоположен в священники местной церкви молодой Петр Васильевич Ильинский.
Старая деревянная церковь во имя Сретения Господня, в которой начинал служить отец Петр Васильевич, была не очень большой: метров 15 — 20 в длину, около 8 в ширину, и высотой около 4 метров, завершалась звонницей с одним большим колоколом. Церковь была построена из крепкого «кремневатого» леса, обшита снаружи войлоком, пропитанным жиром, а потом лесом. Внутри были росписи на полотне, много старинных икон и хоругвей, был клирос для певчих.
Петр Васильевич принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяют в себе широкие познания, огромное трудолюбие и мудрость, основанную на глубокой вере. Он являл собой образ духовника, к которому люди обращались как к источнику спасения.
Родился Петр Васильевич Ильинский 26 июня (по ст. ст.) 1840 года в селе Перетёнка Крестецкого уезда (ныне Окуловский район) Новгородской губернии в семье псаломщика Василия Никитича Ильинского и матушки Марии Николаевны. Любовь к священству ему привил с детства отец.
Поступив учиться в Новгородскую духовную семинарию, он знакомится с инспектором архимандритом Феогнистом, будущим архиепископом Новгородским и Старорусским, который стал в будущем для него наставником на сложном пути служения церкви.
Учился Петр хорошо. Его любили и уважали в семинарии.
С 1842 по 1863 год в церкви Преображения Господня в д. Оксочи священником служил Иаков Иванович Покровский. Прослужив в этой должности 21 год, отец Иаков вышел на покой. В служение в эту церковь и был рукоположен в 1863 году священник Петр Васильевич Ильинский. Было ему тогда 23 года.
Через год отец Петр женился на дочери священника Иакова Ивановича Покровского Александре Яковлевне.
В последующем послужном списке отца Петра Васильевича Ильинского такие должности, как законоучитель в министерской Оксочской церковной и земской школах, которую он занимал с 1870 года. В 1876 — 1879 годах состоял помощником благочинного 1 — го округа Крестецкого уезда. В 1894 — 1900 годах состоял духовником по 1 Крестецкому округу. С 1875 по 1898 год был депутатом по духовным учреждениям. С 1902 по 1904 год был заведующим Мариинской второклассной школой в имении Льзи. Много лет был членом братства во имя святой Софии — Премудрости Божией.
С 1900 по1911 год являлся благочинным 1 округа Крестецкого уезда.
Петр Васильевич за время службы в Оксочской церкви был награжден: в 1876 году набедренником, в 1880 году скуфьей, в 1886 камилавкой, 1891 году крестом, в 1902 году награжден орденом Святой Анны 3-й степени, в 1906 году рукоположен в сан протоирея.
Из воспоминаний дочери и внучки отца Петра, можно сказать, что каким бы служением ни занимался отец Петр, он всегда был скромным и смиренным. Никому и никогда ни в чем не отказывал. Все знали, что он всегда поможет. В своих советах он, как правило, был немногословен, умел одним метким словом, шуткой, одним движением, поговоркой, поддержать человека, утешить и указать выход из жизненной ситуации.
Отцу Петру Васильевичу было присуще удивительное чувство сострадания и сопереживания ближним. Сострадая, он имел дар силой своей пламенной молитвы исцелять душу и тело человека. Душа его была преисполнена благодатного мира Христова.
С 80-х годов XIX века, когда по упразднении небольшого участка старого полотна железной дороги, сделан был обход, и новая линия прошла близ самого села Оксочи, оно и его приход благодаря своему здоровому климату сделались излюбленным местопребыванием для помещиков и дачников. В это время в приходе села Оксочи насчитывалось до 30 помещичьих усадеб, а летом каждый свободный уголок, даже в крестьянских избах отдавался под дачу. В связи с этими событиями встал вопрос о постройке нового храма.
Начало постройки церкви Преображения Господня положено было пожертвованием одного из прихожан крестьянина деревни Радомли Семена Сергеева, оставившего перед смертью на это дело 12 тысяч рублей.
Кроме того, с упразднением старого полотна Николаевской дороги, 7 апреля 1889 года Высочайше пожертвованы были на постройку храма материалы, заключавшиеся в остатках Веребьинского железнодорожного моста и каменной трубы, давшие гранит для фундамента и кирпич. Но этого было слишком мало для храма, стоившего не менее 70 тысяч рублей. Трудное дело постройки храма без готовых записных денег осуществилось, лишь благодаря неусыпным заботам и неистощимой энергии настоятеля церкви священника Петра Васильевича Ильинского, неутомимо ходатайствовавшего о нуждах своей церкви перед разными ведомствами и привлекавшего благотворителей. Сказалась на этом храме и справедливость пословицы «Свято место не будет пусто». Нашлись благотворители, часто неизвестные, нередко из лиц, имевших самое отдаленное отношение к селу Оксочи, и вырос во всем великолепии обширный и красивый каменный храм, которым может полюбоваться каждый проезжающий по Николаевской железной дороге.
23 июня (по ст. ст.) 1898 года в селе Оксочи, расположенном у платформы «Оксочи», между станциями Веребье и Торбино Николаевской железной дороги, совершилось большое для данной местности торжество – освящение Его Высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом Новгородским и Старорусским, нового каменного храма.
Большая статья об освящении храма Преображения Господня была размещена в журнале «Новгородские епархиальные ведомости» за 1898 год № 15 в разделе «Из жизни и истории епархии».
Новый храм был расположен около самого полотна железной дороги (в 16 саженях – это примерно 33 метра), на возвышенном месте, так что далеко виден, особенно подъезжающим к селу по направлению от Москвы. На высоком гранитном фундаменте возвышается главная часть, пятиглавая, высотою с крестом 19 сажень (примерно 41 метр); к линии железной дороги выходит колокольня высотою в 20 сажень (43 метра). По внешнему виду храм похож скорее на городской, чем на сельский, и очень изящен, благодаря красивому расположению центральных окон и главного фонаря, легко взлетающего над всей каменной массой. Красива и колокольня, построенная в русском стиле XVII века. План храма был составлен архитектором Николаевского вокзала в Петербурге Соболевским. Внутри храм очень светел и раскрашен светлыми колерами, гармонирующими белому с золотом иконостасу. Их трех алтарей его к освящению был приготовлен средний в память Преображения Господня, так что древнейший главный храмовый праздник сохранился и при новом храме. Приделы предполагалось освятить – правый в честь благоверного князя Владимира, просветившего Русь Христовой верой, а левый в честь святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских.
Церковь могла вместить до 500 — 600 человек.
Каким же был священник Петр Васильевич Ильинский? В селе его называли батюшкой. Кроме служебных своих обязанностей в храме он был наставником для всех своих прихожан.
Перед Пасхой батюшка обходил все дома, освящая их перед светлой седмицей. К нему мог обратиться всякий за советом, он помогал рассудить семейные неурядицы и наставить на путь истинный. Он как отец не оставлял свою паству без совета и помощи в мирских делах.
Это был высокообразованный батюшка. С матушкой Александрой Яковлевной они имели пять детей: три сына и две дочери. Детей воспитывали в строгом благочестии. Александра Яковлевна оказалась мудрой и строгой матерью, она старательно оберегала своих детей от всего дурного, заботилась о том, чтобы дети обязательно посещали церковь, молились дома. В вечерние чтения с детьми в семье включали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Дочь Екатерина окончила Смольный институт благородных девиц, более сорока лет работала учителем начальных классов и рисования в Оксочской школе.
Сына Михаила привлекала не педагогическая деятельность, а церковная. По примеру отца он стал священником. В 1886 году окончил Новгородскую духовную семинарию. Год проработал в Санкт- Петербурге учителем. В марте 1887 года был рукоположен в сан иерея и начал свое служение в Троицком соборе г. Боровичи. Позже был возведен в сан протоиерея. Трагически сложилась судьба этого батюшки. В 1920 году отец Михаил был арестован за «попытку организации обучения Закону Божьему». Приговор – 6 месяцев лишения свободы. В марте 1927 года протоиерей Михаил Петрович отметил сорокалетие своего священства. 15 июня 1927 года отец Михаил был арестован в составе группы из 26 священнослужителей и других «социально опасных элементов». Но 17 августа 1927 года вынесен приговор: «Из-под стражи освободить, дело прекратить за отсутствием доказательств преступления».
09 сентября 1937 года последовал третий арест и 10 декабря 1937 года Особая тройка при УНКВД по Ленинградской области без указания статьи вынесла приговор: «Высшая мера наказания — расстрел». Расстрелян отец Михаил 17 декабря 1937 года.
26 марта 1958 года Постановление Президиума Новгородского областного суда уголовное дело в отношении Ильинского Михаила Петровича было прекращено за отсутствием состава преступления.
По этому делу Ильинский Михаил Петрович реабилитирован.
О судьбе других детей отца Петра Васильевича пока ничего неизвестно.
Священник Петр Васильевич Ильинский был неординарной личностью, человеком эрудированным, с разносторонними интересами и нёс в народ просвещение как религиозное (заботился о нравственной чистоте душ прихожан) так и многие житейские вопросы жизни были в поле его внимания.
Возвращаясь к моменту освящения нового храма, хотим дополнить, что по случаю юбилея служения в Оксочской церкви отца Петра Васильевича Ильинского было получено много телеграмм и писем. Но особенной прочувствованностью и задушевностью отличается письмо местного благочинного, товарища по семинарии Михаила Петровича Тихомирова. В этом письме показаны все грани служения, высокая нравственная позиция по отношению к обществу и семье отца Петра Васильевича:
«Достопочтеннейший собрат и духовник Петр Васильевич! – пишет Михаил Петрович Тихомиров, — Слава и честь великому делающему благое (Рим. 2.10). Подражая Богомудрому Витии, ныне, в день совершившегося тридцатипятилетия славного служения твоего в звании Оксочского пастыря, возглашаю и я, убогий и недостойный, славу и честь тебе, все время служения высоко державшему знамя пастыря и учителя церковного, попечительного отцам семьи и прихода. Слава и честь тебе, одолевшему при создании храма до слез тяжкие беды и препятствия и блестяще исполнившему многотрудное дело до конца.
От всей души желаю и молю Отца щедрот, да укрепить и умудрить тебя Божественной силою еще много лет служить на славу церкви и Отечества, на радость и спасение присных и духовных чад своих. Молитвенно присоединяюсь к почтившим торжество тридцатипятилетия личным присутствием и подносящим икону Тихвинской Божией Матери в память о Ея всемощном покровительстве тебе и в знак нашего, исполненного любви и глубокого уважения, расположения к тебе…»
Оксочский пастырь… Так называли отца Петра Васильевича Ильинского прихожане и духовные чада.
Богослужения, совершаемые отцом Петром, оказывали на людей особое воздействие своей красотой, духовностью и величием. Они потрясали человеческую душу и влекли её к Небу.
Разносторонность и богатство духа отца Петра было необычайно. Он совмещал в себе непрестанную молитвенную углубленность и деятельную жизнь, строгость и мягкость, серьезность и шутливость, собранность духа и общительность, теоретические познания и житейскую опытность, всецелую жизнь в Боге и хозяйственную практичность, величие духа и простоту.
Через своих учеников, духовных детей, отец Петр занимался общественной деятельностью.
Среди прихожан и духовных чад батюшки Петра были такие выдающиеся люди, как
дворянин Иван Алексеевич Вышнеградский, учёный (специалист в области механики) и государственный деятель, в 1887-1892 — министр финансов России.
Граф Владимир Николаевич Коковцев, помещик Новгородской губернии, министр финансов, тайный советник.
Духовным чадом отца Петра был и уездный предводитель дворянства действительный статский советник барон Василий Петрович фон Розенберг, которому принадлежала усадьба Васильевка недалеко от села Оксочи.
Семьи Розенбергов, обосновавшиеся на Новгородчине, были очень религиозны.
Братья Розенберги и их потомки были богаты, а в России конца XIX, начала XX веков быть богатым и не тратить деньги на благотворительность считалось дурным тоном. Естественно, что свой вклад в благие дела в Крестецком уезде делали и Розенберги.
В числе прихожан церкви Преображения Господня в с. Оксочи был и Санкт – Петербургский купец потомственный почетный гражданин Митрофан Мартынович Мартынов, который, свято веря в Промысел Божий, явивший и в его жизни великий источник благодати, сделал самый щедрый взнос на постройку храма Божия.
Батюшка Петр Васильевич Ильинский проявлял глубокий такт и внимательность к тем, кто его окружал.
Духовность отца Петра привлекала к нему многих людей, которые всегда тянулись к этой всесторонне развитой личности. Своим примером протоиерей ясно показывал всем, что лишь в Церкви Христовой достигается полнота истинного христианского совершенства, находится прямой и верный путь к спасению.
В 1916 году, прослужив в церкви Преображения Господня 53 года, отец Петр уходит на покой. Мы не можем с точностью сказать, как прошли последующие два года жизни отца Петра. Но скорее всего, он так и оставался для всех прихожан и духовных чад Оксочским пастырем, продолжал служить в храме Преображения Господня по приглашению местных священников до самой своей смерти, наступившей 18 марта 1918 года.
Похоронен отец Петр Васильевич Ильинский на Оксочском кладбище. Неизвестна и дата смерти матушки Александры Яковлевны, так пояснил нам в своих воспоминаниях правнук отца Петра Валентин Витальевич Беляев. Рядом с отцом Петром Васильевичем и матушкой Александрой Яковлевной похоронена их дочь Екатерина.
Хотелось бы немножко уделить внимание Оксочскому кладбищу, хотя бы потому, что оно не рядовое, а своеобразная историческая достопримечательность села. Интересный материал мы нашли в очерке местного жителя с. Оксочи Василия Евгеньевича Алексеева «Воспоминания о родине, малой, но прекрасной, подкрепленные ее историей».
«Кладбище очень древнее, по времени, скорее всего, восходит к тому, когда появилось здесь поселение, но захоронения, которые там можно встретить, не уходят далее людей, живших во времена Пушкина, и похороненных во второй половине XIX — го века. Это видно по тем отдельным сохранившимся каменным памятникам из гранита и даже мрамора. Принадлежат они купцам, чиновникам, их женам, военным. С южной стороны, обращенной к железной дороге, почти на границе кладбища, недалеко от того места, где стоял последний храм, находилась мраморная плита. Надпись на ней с остатками позолоты гласила о том, что под ней покоится некий барон фон Розенберг. Потом эта плита как-то затерялась, возможно, заросла травой. С большой вероятностью можно предположить, что это захоронение принадлежит уездному предводителю дворянства действительному статскому советнику барону Василию Петровичу фон Розенбергу, представителю известного рода Розенбергов, одно из ответвлений которого оказалось в России и в Новгородской губернии. Умер он в 1914 году и похоронен был, по его завещанию около храма Преображения Господня в д. Оксочи как ее прихожанин».
Автор очерка делится с нами и такими сведениями: «На местном кладбище стоит большое надгробье с надписью: «Здесь покоится основатель каменного храма погоста Оксочи крестьянин деревни Радомья Семён Сергеев». Какой силой духа должен обладать обычный человек «от земли», чтобы решиться на постройку этакой махины, которая почиталась в народе больше, чем даже древнейшие соседние святыни». Надгробный памятник этому человеку не сохранился».
Не сохранилась до наших дней и церковь Преображения Господня. Храм простоял лишь до 1942 года, он был взорван в июле месяце, так как стоял у самой железной дороги и был хорошим ориентиром для обстрела вражеской артиллерии. Старожилы рассказывают, что за первым приказом о подрыве храма пришел второй приказ, оставляющий святыню в целости, да не успел он, минеры сделали свое дело.
В 1999 году на месте старой церкви на пожертвования местных жителей начали строить деревянную церковь в честь Сретения Господня, которую 15 февраля 2001 года освятил Митрополит Новгородский и Старорусский Лев.
Заключение
26 июня (ст. ст.) 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения протоиерея Петра Васильевича Ильинского. О судьбе настоятеля церкви Преображения Господня с. Оксочи известно не очень много.
Мы считаем, что это была поистине яркая и удивительная личность. Биография отца Петра притягивает.
Петр Васильевич Ильинский, несомненно, тот человек, имя которого будет произноситься новгородцами с уважением и в будущем. И суть не столько в объёме сделанного им на благо села Оксочи, а в том, что его желание улучшить жизнь и быт своих современников было бескорыстным и действенным. Он не гнался за славой, не преследовал каких — то целей, не перекладывал решение проблем на других, богатых и облечённых властью. Его деятельность вполне подходит под высокое определение «подвижничество», что и выделяет Петра Васильевича на фоне других, пусть и более знаменитых наших земляков.
Искать информацию о священнике оказалось не просто. Прошло много лет, уже не осталось в живых свидетелей того времени, мало сохранилось документов.
При написании работы мы использовали материал из электронного каталога Российской национальной библиотеки «Новгородские епархиальные ведомости» № 15 за 1898 год. Использовали краеведческий материал газеты «Моя Вишера» № 5, 6, 8 за 2013 год. Очень важным и интересным источником информации стали фотографии и документы из семейного архива Бабкина Валентина Витальевича, правнука протоиерея Петра Васильевича Ильинского, который сейчас живет в г. Тула.
О практической значимости исследования можно сказать, что материал данной работы может использоваться для проведения как самостоятельных кружковых занятий, так и на классных часах, при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе.
Исследовательский проект «Оксочский пастырь. К 175 – летию протоиерея Петра Васильевича Ильинского» использовался для выступления на XIII Знаменских образовательных чтениях «Традиция и новации: культура, общество, личность» в г. Великий Новгород 09 декабря 2015 года. Мы приняли участие в работе секции «Православные идеалы в моей жизни».
Также в декабре 2015 года приняли участие в XII Всероссийском конкурсе «Таланты России» в номинации «Исследовательские работы и проекты», где заняли 1 место.
Много лет отделяет нас от жизни Петра Васильевича Ильинского, но и сейчас можно с уверенностью сказать, что такие его душевные качества как любовь, милосердие, терпение, доброта – это пример для подражания многим людям XXI века, а жизнь отца Петра – образец патриотизма, духовного и нравственного совершенства. Он является великим молитвенником за нас и нашу землю перед Богом.
Список литературы и источников:
1.Российская национальная библиотека. Электронный каталог «Новгородские епархиальные ведомости» 1898, № 15.
2. Газета «Моя Вишера», — Малая Вишера, 2013, № 5,6,8.
3. Интервьюирование правнука протоиерея отца Петра Васильевича Ильинского Валентина Витальевича Бабкина.
4.Семейный архив Бабкина Валентина Витальевича (фотографии, копии документов)
Тиша(224)