IX Знаменские чтения 8 — 10 декабря 2011

Девятый год в Великом Новгороде с 8 по 10 декабря Новгородская епархия, комитет об-разования, науки и молодежной политики, администрация Новгородской области, НИРО, НОВГУ и средняя общеобразовательная школа №20 имени Кирилла и Мефодия проводят Знаменские образовательные чтения. Тема чтений в этом году была «Проблемы совре-менного образования: соработничество церкви, общества и государства». Эпиграфом трехдневной работы стали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирил-ла: «Нужно не только ум свой обрабатывать, но и сердце. Сделать мир лучше может только добрый человек».
Начинаются Знаменские чтения всегда с молебна в Софийском соборе, где все присутст-вующие получают благословение председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии протоиерея отца Александра Ранне.
Почетный председатель IX знаменских образовательных чтений: Архиепископ Новго-родский и Старорусский Лев.
В работе чтений принимают участие священники, преподаватели НОВГУ и Санкт – Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, учителя и учащиеся общеобразовательных и воскресных школ Великого Новгорода и области, духовного училища.
Первый день всегда отводится пленарному заседанию. Хочется остановиться на двух вы-ступлениях, которые привлекли мое внимание.
Тема доклада Маргариты Григорьевны Беловой, преподавателя Санкт – Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, методиста Центра гуманитарного образования «Методическое сопровождение преподавания курса православной культуры в школе».
В своем выступлении Маргарита Григорьевна обратила внимание на значимость нового школьного предмета «Основы православной культуры» не только для понимания отечест-венной культуры, но и для укрепления духовного здоровья детей.
Экспериментальный курс, на который отведены важные школьные часы, очень неболь-шой – всего 34 часа. Это значит, что роль каждого слова, выбранного метода, способа вве-дения информации очень велика. Уроки по основам православной культуры связаны не только с усвоением информации, овладением универсальными учебными действиями, но и вхождением в пространство отечественной традиции, понимания возможности с ее по-мощью гармонизации души современного человека. Авторы этого пособия много лет преподают в школе гуманитарные предметы и с полной ответственностью могут сказать, что преподавание литературы, истории, МХК, музыки, ИЗО и других школьных предметов невозможно без знания основ традиционной отечественной культуры.
Святейший Патриарх Кирилл, справедливо утверждает, что кризис социальный имеет под собой духовную основу. Новый предмет и должен способствовать возникновению интереса к своему внутреннему миру. Сегодня, как никогда, необходимо умение человека строго и тщательно анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор. В новом предмете как раз и акцентировано внимание на постоянном возрастаю-щем осознании собственного поведения: от взаимоотношения с людьми до отношения к политике и государству.
Тексты учебного пособия, созданные отцом Андреем Кураевым, по своему содержанию и духу толерантны, написаны с любовью по отношению к потенциальному читателю — ребенку и направлены, прежде всего, на внимание к окружающему миру и к себе. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей. Маргарита Григорьевна обратила внимание, что учитель не призывается к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека. Но знание основных православных ценностей поможет и сегодня быть более толерант-ным и творчески активным человеком.
Хотела бы отметить и выступление кандидата богословия, преподавателя Новгородского духовного училища протоиерея Александра Ранне. Тема выступления была обозначена как «Икона Знамение Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде и история формирования ее иконографического типа». Так как Образовательные чтения приурочены ко дню празднования Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», то доклад отца Александра Ранне пришелся как раз кстати.
Отец Александр рассказал, что Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изобра-жает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее ико-нописных образов. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках.
Первые сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.
Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу нов-городскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали про-тивника и одержали полную победу.
В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празд-нование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоя-щее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знаме-ния Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвра-щена в музей.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея — запо-ведника.
Отец Александр обратил внимание всех присутствующих на то, что на Руси известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них — чудотворные, и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.
Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре хри-стианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божествен-ным младенцем на коленях. Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только в русском пра-вославии он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям.
На второй день чтений работа проходила по секциям:
1. Воспитание нравственных ценностей: забота церкви, общества и государства.
2. Просвещение в осмыслении опыта Отечественной культуры.
3. Православная культура в образовательном и воспитательном процессе в современной школе.
Я принимала участие в работе секции «Православная культура в образовательном и вос-питательном процессе в современной школе».
Невозможно рассказать обо всех выступающих, отмечу лишь некоторые.
Учащиеся 9 класса средней школы №20 имени Кирилла и Мефодия подготовили замеча-тельную мини – постановку «Кирик Новгородец».
Монах Новгородского Антониева монастыря, регент церковного хора монастырской церкви Святой Богородицы Кирик Новгородец — первый известный нам по имени древнерусский математик.
В своем богословском сочинении «Вопрошания Кирика, иже вопроси епископа Нифонта и инех» Кирик поднимает такие вопросы, как взаимоотношения между церковными людьми и простыми прихожанами, вопросы крещения, причащения, перехода из латинской веры в православную, правила захоронения умерших. Ребята рассказали, что сочинение отразило и разнообразные стороны жизни древнего Новгорода. Кирик сообщает, что в Новгороде были широко распространены берестяные грамоты, а горожане, случайно на них наступившие, порицались.
Второе сочинение Кирика — «Учение им же ведати человеку числа всех лет» — оригинальный математический и астрономический трактат. Он посвящен проблемам летоис-числения. Исследователи считают, что Кирик изложил в своем трактате систему вычисления Пасхи и основы теории календарного счета. В центре его сочинения оказывается само понятие времени, его «протяженности» и цикличности.
Интересным и эмоциональным было выступление Батмановой Ольги Николаевны, руководителя театральной и хоровой студии воскресной школы церкви святого благоверного князя Александра Невского. Многочисленные фотографии, видеофрагменты выступлений из спектаклей рассказали о тесной и плодотворной работе воскресной школы храма Александра Невского и гимназии №2 по духовно – нравственному воспитанию среди старшеклассников.
Но кто бы ни принимал участие в Знаменских чтениях – учитель или ученик, священно-служитель или профессор – цель у всех была одна: участие в реализации Социальной концепции Русской Православной Церкви, национальных проектов «Образование», «На-ша новая школа», основных направлений Федеральной и Региональной программ развития и модернизации образования в области духовно-нравственного просвещения и воспитания; развивать традиции духовно-нравственного образования; объединить усилия и сотрудничество семьи, Церкви, школы; подготовить родителей и учителей к осознанному выбору предмета «Основы православной культуры» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светская этика».
Закончились IX Знаменские общеобразовательные чтения Праздничной Божественной литургией в честь одной из древнейших русских икон Божией Матери «Знамение». Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в древнейшем православном храме, Софийском кафедральном соборе, где хранится эта реликвия.
Взирая на святую икону Небесной Заступницы, мы испрашиваем милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
М. Петрова.

Тиша(177)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *