Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь 18 июля 2014

Свято-Духов монастырь принадлежит к древнейшим обителям Новгородской земли. Расположенный на живописном берегу Мсты, он издавна привлекал внимание монахов-отшельников, стремившихся жить в полном уединении, вдали от мирской суеты.
Название обитель получила по главной церкви, освященной в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В писцовых книгах монастырь упоминается под именем Боровичский Свято-Духов. По поводу происхождения названия «Боровичский» существует несколько версий. Возможно, это имя монастырь получил по характеру местности, окружающей его. Издревле боровищами называли боровые возвышенности, рядом с которыми располагались селения, например, Борисоглебский погост на Боровичах, Спасский погост на Боровичах. Есть еще одно объяснение названия обители. Некогда, гласит предание, в этих окрестностях жил богатый князь, имеющий обширные скотные дворы: на северном склоне для коров, на южном – для овец. Отсюда — «…южное возвышение получило название бор овечий», или Боровичи.
Большинство русских обителей в те далекие времена были основаны в дивных по красоте местах. И это не случайно. Красота видимого мира облегчала подвижникам их трудный подвиг, служила им отрадой и утешением.
Но место устроения монастыря, в низовье реки Мсты, там, где знаменитые Боровические пороги теряют свою силу, и бурные потоки упокаиваются, было весьма необычно.
Мста издавна служила удобным путем сообщения. Отсюда можно было выйти в Черное, Каспийское и Балтийское море. Упоминается этот речной путь в Начальной летописи. Зимой 947 года Великая киевская княгиня Ольга совершает путешествие на санях по Мсте, чтобы получить дань с подчиненных Киеву земель. Для сбора податей на этих территориях княгиня Ольга устраивает погосты — административно-территориальные единицы, по которым производился подсчет населения и податного имущества. Постепенно в погостах располагаются храмы, превращая их еще и в центры духовной жизни. Неслучайно к древнеславянским названиям погостов часто присоединяют наименования церквей, например, Спасский погост на Молодильне, Богородицкий погост в Сопинах, Петровский и Борисоглебский в Боровичах.
Погостами в древней Руси обозначали не только хозяйственно-административные центры, этимология этого слова гораздо шире – так издревле на Руси называли кладбища. Крутая излучина, на берегу которой располагался Свято-Духов монастырь, была местом, куда во время весеннего половодья прибивало тела тех, кто не сумел справиться со стремительными речными порогами, расположенными чуть выше по течению.
Преодолевать Мстинские пороги было очень опасно, для многих путешественников плавание заканчивалось гибелью. Хоронили заложников, а именно так на Руси называли умерших раньше времени по какому-нибудь несчастному случаю, в том числе и утопленников, там, где их тела прибивало к берегу. Чуть ниже бурлящих порогов, где поток Мсты замедляет свой стремительный бег, в крутой речной излучине, возможно, и было место подобных захоронений.
В Новгородских землях погребения эти называли жальниками. Одинокие путники обходили места эти, так как по народным поверьям они считались «лихими». Согласно языческим суждениям, умерший прежде срока своей естественной смерти был не достоин не только обычного погребения, но и поминовения. Об этих народных суевериях, с которыми на раннем этапе христианизации боролась Русская Православная Церковь, писал русский проповедник XIII века владимирский епископ Серапион (1274) в своем «Слове о маловерии», а также Максим Грек, приехавший в Россию в 1506 году.
Около кладбищ, в том числе и «заложных» в период христианизации Руси стали строить и небольшие церкви, и монастыри. «Недоброе» место освящалось, а над умершими — «иже покры вода», в близлежащей церкви совершали христианский обряд поминовения. По всей видимости, и Свято-Духов монастырь первоначально был основан в качестве обители, рядом с которой погребали не только сподобившихся христианской кончины, но и тех, кто был настигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Традиционно время основания монастыря относят к первой трети XIV века, к периоду царствования московского князя Иоанна Даниловича Калиты, хотя достоверных сведений ни о времени возникновения, ни о первых настоятелях этой древней обители нет – практически все письменные памятники уничтожены пожаром 1732 года. Косвенным указанием на год основания монастыря служит надпись, сделанная на раке св. прав. Иакова Боровичского, в которой хранились мощи Святого Отрока, – 1327 год и дата построения соборной церкви – 1345 год.
Первая половина четырнадцатого века – трагическое для Руси время. Почти столетие длится татаро-монгольское иго. В ходе военных действий сожжены сотни деревянных храмов, уничтожены монастырские библиотеки, древние рукописи. Отдельные княжества просто стерты с лица земли. Ввиду страшного разорения земель упраздняются Черниговская, Белгородская, Переяславская епископии. Однако северные Новгородские земли чудесным образом сохраняются от татарской опасности. Новгород не разгромлен, он как бы олицетворяет собой свободную Русь. Это не только способствует сохранению монашеской жизни, именно в то время на Новгородских землях основываются многие монастыри. Огромное количество обителей возникает здесь вплоть до конца XIV столетия. Мы видим, как почти одновременно множество подвижников, влекомых к духовным высотам, начинают свой подвиг с отшельничества на новом месте. Не случайно Русский Север получает название Русской Фиваиды.
Небольшие обители имели всего по несколько монахов, которые жили особной общиной, отличающейся от общежительных монастырей отсутствием строгого устава: каждый инок сам заботился о себе, и своей келье, и о пище, и об одежде, особо держал правило в своей келье и в ней же трапезовал. Такое особное житие предшествовало монастырскому общежитию, и являлось подготовительной к нему ступенью. Оно было распространено в Древней Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Чаще всего такой монастырь-«особняк» составляло не братство, а товарищество, объединившееся средствами, одним храмом, иногда и общим духовником.Подобные монастыри описывает святитель Макарий в грамоте 1528 года: «А прочие монастыри, иже окрест града, особь живущи, койждо себе в кельях ядаху и всякими житейскими печалями одержими бяху; а в лучших монастырях шесть чернецов или семь, а в прочих два или три». Вероятно, Свято-Духов монастырь представлял именно такую общину и более напоминал приходскую церковь.
В первые века своего существования монастырь не был богат, пребывал в материальной скудости. Немногочисленная братия жила на подаяния доброхотных жертвователей. В монастыре, как пишет бытописатель, в это время не было не только настоятелей, но и монахов священнического сана. Известность обитель получает лишь в середине XVI века в связи с открытием нетленных мощей святого угодника Божия Иакова.
В 1452 году 11 апреля во вторник на Светлой седмице жители селения Боровичи были смущены необычным событием. Во время весеннего половодья, когда лед уже сошел, и полноводная река катила вниз свои волны через Боровичские пороги, откуда ни возьмись, появилась большая льдина, окутанная густым паром. Необычно было и то, что льдина плыла против течения, и то, что на ней свидетели явления увидели потемневшую, будто опаленную огнем колоду – часть гроба без крышки. Льдина пристала к правому берегу Мсты, чуть выше монастыря. Увидев в деревянной колоде тело неизвестного отрока, боровичане, объятые ужасом, попытались удалить от берега льдину с ее странной ношею. Для этого они принесли особого рода длинные шесты и с их помощью оттолкнули льдину с колодою от берега; однако она не повиновалась и опять возвратилась к прежнему месту. Тогда, обмотав колоду веревками, отвели ее вместе с льдиною по течению реки, и через две версты отпустили плыть дальше. На рассвете следующего дня льдина снова появилась у берега. Вновь ее отвели по течению, но и в третий раз она чудесным образом возвратилась назад, преодолев сильный напор весенних вод.
Настойчивость, с которой жители поселения пытались избавиться от останков отрока, можно объяснить тем, что языческие представления еще не полностью были изжиты в это время. Страх перед утопленником, а святые мощи первоначально, вероятнее всего, были приняты за обыкновенный труп, заставлял Боровичан вновь и вновь отталкивать льдину с необыкновенной ношей от берега. События эти подробно описывает патриарх Никон в своей книге «Рай мысленный». «Как древле, — повествует он, — Самого Владыку, всесильного изгонителя бесов, светоносного просветителя слепых, богомудрого целителя всех душевных и телесных недугов, мертвых живоносного воскресителя…Христа Бога, пришедшего в страну Гадаринскую, жители не приняли, отчасти одержимые страхом, потому что слышали о дивных чудесах, сотворенных силой Христовой, отчасти омрачаемые темным мраком невежества, не знающие истинного Бога, так и люди, живущие в Боровицкой стороне, из-за невежества или из-за незнания, или унылого малодушия, или одержимые сомнительным маловерием, великого угодника и верного Христова раба, праведного чудотворца, явлением чудотворных мощей к ним пришедшего, сначала не приняли, им возгнушались, и крючьями, прикрепленными к концам веревок, зацепили раку Святого и оттащили назад».
Наконец Господь вразумил неразумных, открыв Свою волю людям. Ночью Святой угодник Божий явился во сне старейшинам поселения и объявил, что он православный отрок, тезоименитый Святому Иакову, брату Господню, и что приплывшее тело не труп утопленника, а его нетленные останки. «О святые ветви православия, зачем отвергаете меня, ветвь лозы истинной, в церковном саду Христа Бога процветающую, и во православии возвращенную? Зачем, о мужи, сопротивляетесь непоборимому велению Божию, движимые которым приплыли к вам мои мощи?»,- укорял неразумных блаженный чудотворец. Поутру благочестивые старцы, коим было дано дивное сновидения, поведали друг другу о чуде. Оплакивая собственную невежественность, как повествует автор сказания о Святом Иакове Праведном Боровическом Чудотворце, жители немедленно сожгли дреколье, которым отталкивали мощи, а святые останки с подобающим благоговением погребли тут же, на берегу реки Мсты, в том самом месте, куда они приплыли столь таинственным образом. Для этого соорудили обруб, напоминающий небольшую часовню. Почти столетие нетленные останки угодника Божия почивали под спудом и были торжественно перенесены в Боровичский монастырь, во вновь устроенную церковь Святого Духа, в 1545 году.
Кем же был Иаков Чудотворец, тело которого чудесным образом прибилось к берегу в излучине Мсты? Достоверных сведений ни о земном пути святого Отрока, ни о его родителях не существует. Вероятно, именно эта неизвестность породила множество преданий, в которых мы видим попытки приоткрыть таинственную завесу жизни святого угодника.
В годы правления императора Феофила, — говорится в одном предании, — в период иконоборчества, у одной бедной вдовы в городе Никее хранилась древняя икона с изображением Богоматери. Когда к женщине пришли уничтожать икону, ей удалось откупиться, но один из воинов ударил образ мечом – и тот час из доски, из раны на лике Богоматери истекла кровь. Эта кровоточащая рана до сих пор – отличительный признак Иверского извода. Ночью благочестивая женщина, опасаясь дальнейших преследований, пустила икону в море – на волю Божию. Но не просто опустила образ в воду, добавляет автор сказания о праведном отроке Боровичском, а передала его сыну, Иакову, который и доставил икону на берег Афона. История эта другими источниками не подтверждается, хотя в сказании о чудотворной иконе Иверской Богоматери и упоминается инок Иверского монастыря, что на Святой Горе. Увидев сияние над морем, он спустился в море, и принял в руки чудесно пришедший образ. Но монах этот, будучи в преклонном возрасте, скончался на горе Афонской и было бы странно его соотносить с тем самым отроком, который прославлен на Руси восемь веков спустя.
Сказание это возникло не случайно. Исторически, действительно, прослеживается связь между Иаковом Боровичским и Иверской иконой Богоматери, называемой также «Портаитисса» («Вратарница» в переводе с греческого, — охраняющая врата в Небесное Царство). Во вторник на Пасхе – в день, когда нетленные останки святого приплыли к берегу Боровическому, совершается празднование Иверской иконы Божией Матери. Это совпадение отражено в иллюстрации, помещенной перед повествованием о святом Иакове. На гравюре посреди райского сада стоит святой Иаков, подняв руки в молитве к Пресвятой Богородице, Которая изображена с Богомладенцем, сидящей на облаке на одном из райских деревьев. Кроме того, именно в Иверский Валдайский монастырь в середине XVII века были перенесены мощи Иакова Праведного.
Возможно, житийная версия «об Иверском Отроке» возникла как попытка объяснить факт перенесения святых мощей Иакова Боровического с места их обретения в Иверский Святоезерский монастырь. «Отрок сей, в жизни своей послуживший к прославлению сей чудотворной иконы Богоматери, и после смерти своей, по чудесному устроению Божию, разделяет ныне славы ея в обители Иверской».
Согласно другому повествованию, святой праведный Иаков уже с детства имел приют в одной из древних обителей Боровичского края. Проведя детство в мирной пустыне под руководством благочестивых родителей, праведный Иаков еще в юности «достигнув тихого бесстрастного безмолвия», в безвестности скончался и был погребен на Мстинском берегу. Святые нетленные останки отрока во время весеннего половодья были вымыты из берегов и по устроению Божию занесены на Боровища.
В церковной традиции Боровичского чудотворца традиционно относят к лику святых, именуемых блаженными. В Церковной истории Филарета Черниговского говорится, что св. Иаков был простым, но усердным к делу судовщиком. Еще в юности он принял на себя особую форму притворного безумия – юродство ради Христа. Скончался внезапно — убитый громом. Тело человека Божия в крайнем убожестве было погребено на берегу Мсты, а позже вынесено в пределы Боровичские, где и произошло чудо обретения их.
В течение последующих девяноста трех лет после погребения мощи Святого Иакова, почивающие под спудом, источали благодать, дающую исцеления тем, кто с верой и молитвой просил заступничества и помощи у Новоявленного Чудотворца земли Боровической.
В 1545 году, словно в ответ на непрестанные молитвы верующих у могилы Иакова, после многих знамений и чудес Господь явил славу Своего Угодника – вынутые из земли мощи святого оказались нетленными и, как и многие сокровища веры, с подобающей честью, с крестным ходом и обильным стечением народа были помещены в центральном храме Свято-Духова монастыря.
За год до этого события, после многих знамений, совершившихся на месте захоронения праведного Иакова Чудотворца, жители Боровищ, миряне и духовенство, послали архиепископу Новгородскому Феодосию челобитную, в которой известили обо всех происходящих чудесах. Архиепископ повелел тщательно проверить все чудесные исцеления. Была назначена нарочитая комиссия по освидетельствованию мощей Праведного Иакова, которую возглавили игумен Рождественского новгородского монастыря Константин, священник Софийского собора Иоанн и дьякон Патрикей. Мощи Праведного Иакова были освидетельствованы, затем приступили к проверке сведений о благодатных исцелениях.
Проявление чудотворной силы от останков – непременное условие для признания святости праведников. Чудеса эти тщательно записывались и являлись основанием для ходатайства о причислении праведников к лику святых. Из многочисленных случаев исцеления от святых мощей члены нарочитой комиссии выбрали несколько случившихся недавно. Были опрошены и сами исцеленные, и члены их семей, и односельчане, и духовные отцы исцеленных. Показания их зафиксированы в акте «Освидетельствования и обследования мощей святого праведного Иакова».
Акт за подписью писца Митьки Елизарова и Петровского дьяка из Боровичей был направлен архиепископу Новгородскому Феодосию, который в свою очередь переслал документ святителю Московскому и всея Руси митрополиту Макарию. Тот митрополичьим указом постановил открыть святые мощи из-под спуда и ежегодно праздновать память Иакова Праведного Боровического чудотворца 23 октября, в день памяти апостола Иакова – брата Господня. В этот день, 1545 года совершилось великое торжество перенесения святых мощей в новоустроенную деревянную церковь Свято-Духова монастыря.
Как повествует бытописатель, чудес, истекающих от святых мощей, было великое множество, но память народная сохранила лишь те, которые произошли незадолго до открытия их.
Несколько исцелений произошли в день освящения нового соборного храма, накануне праздника Сошествия Святого Духа на апостолов. Получила исцеление некая Ульяна, жена боярина Рудного-Талызина. Женщина страдала необъяснимой болезнью: у нее постоянно опухали глаза, болели уши. Молитва святому Иакову освободила ее от недуга, длившегося семь лет. Тогда же исцелилась крестьянская девица Василиса из деревни Подол. Не видевшая правым глазом, она буквально прозрела на могилке праведного Иакова.
Сила благодати, исходящей от святых мощей, исцеляла не только глазные и головные болезни. Врачевались подвергнутые беснованию одержимые, больные падучей. Так, на могиле Боровического Чудотворца, избавились от беснования две жительницы селения – Ирина Вершина и некая Домна Гавриловна, жена Моисеева.
Уже после открытия святых мощей в 1545 году чудесным образом исцелялись те, кто с верою и надеждой молились у раки святого отрока. Прозрела ничего не видевшая, «осененная мглой слепоты очей» женщина по имени Дария, исцелилась девица Иустина, слепые Мария и Евфимия после возносимой молитвы смогли увидеть мир Божий. Врачевались и страдающие кровотечением. Об этом подробно рассказывает патриарх Никон в своей книге «Рай мысленный». «Как в древности, — пишет он, — «кровоточащая жена с несомненной верой, которую Сам Христос Сын Божий похвалил, сказав: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, ко небесному врачу, врачующему все недуги душевные и телесные, ко Христу Богу подошла, и ко краю Его прикоснувшись, исцелилась, так и некая жена, многое время пребывающая в болезни кровотечения, обратилась с несомненной верою к чудотворным мощам праведного Чудотворца, и с надеждою прикоснулась к чудотворной раке его, то его теплыми и много могущими у Создателя всех Бога молитвами сподобилась исцеления».
Это далеко не все чудеса, произошедшие благодаря молитвенной помощи Боровического Чудотворца. В 1572 году Новгородский архиепископ Леонид посылает в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника и дьякона Семена с боярским сыном Шестаком, чтобы они вновь освидетельствовали мощи сего чудотворца и проверили рассказы о чудесах. Посланные донесли владыке, что чудесных исцелений, действительно, совершается очень много. К Свято-Духову монастырю, благодаря широкой молве о чудесах, истекающие от мощей Иакова Праведного начинают стекаться многочисленные паломники. Монастырь расцветает, становится духовным центром, местом поклонения Новоявленной Святыне земли Боровичской.
Из писцовых книг того времени мы узнаем о челобитной великому князю Иоанну Васильевичу. Игумен Серапион, настоятель Свято-Духова монастыря, с братию просят, «чтобы государь пожаловал монастырю…и на огороды, и на коровий дворец, и на выпуск животине и на пашенку землицы дал». Государевой грамотой в обитель наделяется различными землями и угодьями.
Середина ХVI века – это период наиболее крупных и значительных деяний Иоанна Грозного. Благие и разумные начинания юного царя многие историки объясняют благотворным влиянием митрополита Макария. В 1526 году будущий предстоятель Русской Церкви был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Св. Макарий зарекомендовал себя как активный владыка, любящий пастырь и талантливый администратор. Он много заботился о положении простых священников, из среды которых некогда вышел и сам. Будучи строгим ревнителем общежительного устава, св. Макарий серьезно улучшил жизнь своей обширной епархии.
Став митрополитом Московским и всея Руси (1542г.), архипастырь был, пожалуй, единственным, кто положительно влиял на формирование личности будущего царя Грозного. Всяческие зверства, государственный опричный террор, катастрофически обесценивающий человеческую жизнь, ограничения церковного землевладения начинаются уже после смерти митрополита Макария, а в это время царь весьма набожен, слывет человеком, склонным к почитанию новоявленных святых и чудотворных икон.
Свято-Духов монастырь – место, где покоились мощи новоявленного чудотворца Иакова Боровичского и совершались многочисленные чудеса и исцеления, наделяется не только землями, находящимися вокруг монастырской стены, но и девятью близлежащими пустошами. В собственность монастыря переходят пятьдесят крестьянских душ. Уже к концу XVI века в монастыре складывается определенный уклад жизни, мы видим налаженное хозяйство, в котором вся полнота духовной и административной власти сосредоточена в руках настоятеля. Монахи также занимаются управлением сложным хозяйством; послушники, трудники – те, кто работали на монастырь не за вознаграждение, а добровольно, многие по обету, ремонтируют монастырские здания, заготавливают сено и солому для скота, занимаются рыбной ловлею, работают на мельнице; монастырские крестьяне обрабатывают принадлежавшие обители пахотные земли.
Как же выглядела Боровическая обитель в XVI веке? Все постройки в то время были деревянными. В центре возвышался шатровый храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, где с 1545 года хранились святые мощи Иакова Чудотворца. В соборе находился четырехъярусный иконостас. Первый ярус украшали богатые иконы, писаные золотом. Среди них особенно выделялась храмовая икона, две Богородичные иконы и житийный образ праведного Иакова. Среди прочего в храме находились две древних иконы: святителя Николая Чудотворца и святой Параскевы Пятницы. Рядом с собором располагалась теплая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Надвратная деревянная церковь была освящена в честь Новоявленного чудотворца Иакова Боровичского. Монастырский архитектурный ансамбль дополняла колокольня с четырьмя колоколами.
История обители во времена Смуты
Процветание монастыря, однако, продолжается недолго. К началу XVII века, обитель приходит в упадок. Великолепные архитектурные постройки ветшают, разваливается деревянная ограда, а монашеское братство уменьшается до четырех человек, да и те – «иноки весьма престарелые». В чем же причина столь стремительного запустения?
Небольшой Боровичский монастырь, затерявшийся в отдаленных новгородских землях, разделяет судьбу многих русских обителей. В смутное время междуцарствия разграблены практически все наши города – Владимир, Ростов, Суздаль. Везде рыскают банды поляков, немцев, тушинцев, шведов. Осаждена Троице-Сергиева Лавра, польские отряды разоряют московский Кремль, осквернены соборы, иконы. Это время трагедии всего русского государства, печальна участь и северо-западных земель.
В 1611 году пятнадцатитысячный отряд шведов под командованием Якова Делагарди занял Новгород. В оккупированных городах шведы оставляли гарнизоны, обязывая местное население содержать свои войска. Они грабили население, жгли дома, глумились над святынями русского народа. В это время были осквернены многие монастыри, в том числе и принадлежавшая Новгородской епархии Синеозерская Пустынь. Основатель ее, преподобный Ефросин Синеозерский, от рук разбойников в 1612 году принял мученическую смерть. Не избежали глумлений и Боровичские земли, где также располагались шведские гарнизоны.
Из выписки писцовых книг, сделанной в 1657 году при царе Алексее Михайловиче, мы узнаем, что соседние со Свято-Духовым монастырем Боровичский Спасский и Боровичский Борисоглебский погосты в 1612 году были выжжены, разрушены до основания «со всеми церквями и жилищами обывателей; образы, и книги, и сосуды, и ризы, и свечи, и всякое церковное строение выжгли немецкие люди и русские воры». Несомненно, разрушению подвергся и Свято-Духов монастырь, об этом красноречиво свидетельствуют факты, описывающие внутреннее убранство обители: все три деревянных храма в описи 1658 года названы ветхими, из одиннадцати келий остались всего две, а братство сократилось до четырех человек. Видимо, какое-то время, ввиду крайнего разрушения, монастырь не действовал.
К довершению бед, обрушившихся на древнюю обитель в XVII веке, прибавилось еще одно трагическое событие. В 1654 году монастырь, а вместе с ним и вся Боровичская земля лишилась мощей своего молитвенного покровителя, великого чудотворца – Святого Иакова Праведного, которые по велению патриарха Никона были перенесены в строящийся Иверский монастырь.
Судьба Свято-Духова монастыря оказалась тесно связанной с деятельностью патриарха Никона – одного из самых противоречивых и загадочных иерархов Русской Церкви. Традиционно его правление связывают с обрядовыми реформами, спровоцировавшими трагический раскол внутри Русской Церкви, однако эпоха патриарха Никона — это еще и период уникальных культурных событий нашей истории, это развитие и книгопечатания, и иконографической техники, и архитектуры. Именно при патриархе Никоне началось возведение нескольких монастырских комплексов, которые и поныне остаются изумительными по красоте образцами древнерусского зодчества.
Любимец царя Алексея Михайловича, восприемник государевых детей и «зело мудрый зодчий» (а именно так называли современники патриарха Тихона) был основателем трех монастырей: Иверского на Валдае, Крестного на острове Кий в Белом море и Нового Иерусалима под Москвой. Все три обители были построены «по образу и подобию» Святых мест Древней Церкви. Символика монастырских комплексов говорит о попытке перенесения благодати наиболее почитаемых мест Православного Востока на Русь.
Создание Иверского монастыря (1653-1656) связывается с перенесением в Россию благодати Святой Горы Афонской посредством Иверской иконы Богоматери «Портаитиссы», замечательную копию которой делают по заказу Никона на Афоне. Кийский Крестный монастырь (1656-1660), созидаемый по обету, данному Никоном за чудесное избавление от гибели на море, связывается с перенесением благодати Святой Земли через посредство большого кипарисного креста (в полную меру Креста Господня), привезенного из Палестины по просьбе патриарха. Наконец, Новый Иерусалим – это не только перенесение всего храма Гроба Господня, но и даже всей Святой Земли на Русскую землю.
При выборе достойного места для постройки монастырей не забывались и русские реалии. Еще в бытность Новгородским архимандритом, Никон обратил внимание на красоту острова, расположенного посреди озера Валдай. «Во время всенощного бдения, внезапно пришла мне в голову мысль об одном месте, которое мне приходилось видеть на пути из Великого Новгорода, где я был тогда митрополитом, в Москву. Минуя Валдай, я видел Великое озеро. На нем находилось много островов. Глядя на острова Великого озера, я расспрашивал местных жителей о нем, о его величине, об островах и о рыбных ловлях. И вот показалось мне, что на том подходящем для иноческой жизни месте хорошо стоять монастырю. Великий государь, словно будучи извещен от Бога, с радостью обещал мне дать то место с окрестными полями и селениями».
Строительство монастыря, находившегося под особым покровительством патриарха, развернулось летом 1653 года. Уже к осени завершилось возведение не только двух деревянных церквей: в честь Иверской Божией Матери и во имя свт. Филиппа Московского, тогда же были построены многочисленные хозяйственные постройки: амбары, погреба, келии. Уже к 1655 году окончательно отстраивается каменный собор Успения Пресвятой Богородицы.
Строящийся недалеко от Новгорода монастырь вбирает множество святынь Русской земли, в обитель торжественно доставляются частицы мощей великих московских митрополитов – Петра, Ионы и Филиппа. Сюда же, в Иверский Святоезерский монастырь, для прославления обители по распоряжению Патриарха переносятся святые мощи Иакова Боровичского.
Причину перенесения святых мощей Иакова Праведного с места их обретения во вновь устроенный на Валдайском озере монастырь патриарх Никон объясняет небрежным к ним отношением в Боровичском монастыре: «Из-за скудости ли монастыря, по небрежности ли настоятеля, но о честных мощах никто не заботился. Ни служба святая не была создана, ни иерея при них не было из-за неустройства»,- пишет он в своей книге «Рай мысленный».
Патриарх Никон посылает в Свято-Духов монастырь настоятеля Иверского монастыря архимандрита Дионисия, митрополита Филиппа, архимандрита Вяжицкого Новгородского монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря Феодосия из Старой Руссы. Архимандриты и игумены, прибыв в Свято-Духов монастырь, торжественно отслужили Литургию, и с превеликой осторожностью и почтением взяли честные мощи, чтобы в санях отправиться в обратный путь. В Боровическом же монастыре, вместо древней раки, где столь долго покоились чудотворные останки, оставляют для чествования небольшой ковчежец, куда перекладывают часть мощей (ребро) Иакова Угодника Божия.
Во время шествия из Боровичского монастыря в Валдайский произошло несколько чудес, говорящих, как пишет патриарх Никон, о промыслительности решения перенести святые останки на новое место. Так, во время шествия мощей святого Чудотворца, внезапно прозрела отроковица Мария, которая не видела уже шесть лет. Сам патриарх тщательно расспросил мать девушки и ее саму о причинах болезни и о чудесном выздоровлении и засвидетельствовал чудесный факт исцеления. «Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии (разноцветные узкие и длинные полосы), и спрашивал ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивные чудеса во святых Своих».
Прибытие святых мощей в Иверский монастырь ознаменовалось еще одним чудным явлением. Ночью патриарх Никон увидел сон: будто бы на том месте, где возводится монастырь, в чудесном свечении лежит человек «тело его было светло, но на нем были заметны раны, и я принял его за мертвого. Приблизившись, я хотел оказать ему милость или прикрыть его наготу, но как только прикоснулся к нему, увидел, что руки его будто благословляют. Он шевельнулся, будто живой, и руки, по чину, сложил на груди. Я, смиренный, восстав от сна, поведал его бывшим со мной: митрополиту Новгородскому Макарию и архимандриту этой обители Дионисию и прочим о своем видении.
В субботу после совершения святой Литургии, взяв святые мощи Иакова с ветхой деревянной ракой, чтобы переложить в новую серебренную, мы открыли и увидели святые руки его, как я видел во сне, благословляющими, и святую грудь его нетленную. И я положил руки святого на грудь по чину, так, как видел во сне. Бывшие со мной и знавшие о моем сне, сказали, что сбылось виденное».
Чудеса, явленные при перенесении честных мощей Иакова Праведного, несомненно, говорят о действии руководящего перста Божия: Господь даровал Своего угодника, — Господь и взял его от них; Он же силен и возвратить. Но какова была скорбь боровичан, утративших святыню! В наказание ли за малодушие и недостаток сильной веры, а может быть, для усиления любви к св. Иакову Свято-Духов монастырь остался без святыни, в течение трехсот лет освящающей духовный путь не только этой древней обители, но и всей земли Боровичской.
В 1654 году Свято-Духов монастырь и вовсе теряет свою самостоятельность. Жалованной царской грамотой он приписывается к Валдайскому Иверскому монастырю. Царь Алексей Михайлович за «своим собственноручным подписанием и приложением золотой печати, утвердил за Иверским монастырем во владение «во веки бесповоротно» вотчины Боровичского Духовского монастыря, а так же различные рядские и ямские земли, с принадлежащими к ним рыбными ловлями и прочими угодьями», — читаем мы в актах Иверского монастыря за 1654 год.
Все хозяйственные вопросы теперь решаются архимандритом Иверской обители, откуда в Свято-Духов монастырь назначаются управляющие (их называли строителями), а также келари и казначеи. Приписная обитель ежегодно должна отправлять в Иверский монастырь денежный оброк, прибыль с сенных покосов, рыбной ловли, мельницы и пустошей. Монастырь теперь более напоминает приходскую церковь: упраздняется монастырское житие, службу исполняют священники «белого духовенства», они же и распоряжаются отдельными земельными угодьями, используя их как личное хозяйство для пропитания своих семей. Монастырскими крестьянами управляют представители Иверского монастыря.
В противовес Свято-Духову монастырю на противоположенном берегу Мсты в 1660 году начинают отстраивать обитель под своеобразным названием «Ново-Духов». Возможно, патриарх Никон сам выбрал место для новой обители. Работы начинаются с характерным для патриарха Никона размахом: возводится житница, кельи, ограда. В 1664 году здесь закладывается храм — первая каменная постройка в Боровичах.
Однако вряд ли местные жители приветствовали возведение нового монастыря рядом с древней обителью, да и тяготы, связанные со строительством, для многих были непомерны. Работая на возведении нового монастырского комплекса, крестьяне не могли содержать собственные семьи. Многие хозяйства разорялись. Об этом красноречиво свидетельствует грамота, посланная в 1661 году старцем Варсонофием архимандриту Филофею: «…по вашему благословению житницы почали ставить, а лесу стало мало, крестьяне зимою не припасали, а пашни пахать стало некому, крестьяне хлебом оскудели, а деревни Тин иные и по миру разбрелися, а жоны их траву ядят, а которые крестьяне Тинские во дворах и те сказуют, что де нам монастырской пашни не запахать стало де скудно на животину и на хлеб…».
По промыслу Божию затея с организацией нового монастыря не осуществилась. В связи с опалой, которой был подвергнут патриарх, строительство Ново-Духова монастыря приостановилось. Решением Большого Церковного Собора 1666 года со святейшего Никона был снят патриарший сан, все проекты предстоятеля Русской Церкви были признанны не каноничными, то есть не соответствующими древним архитектурным образцам.
С небывалой поспешностью боровичане разобрали недостроенную церковь на кирпичи, а все деревянные постройки перенесли в Свято-Духов монастырь: сначала раскатали на бревна, а затем вновь собрали кельи, хлебню, поварню. Восстановили прежнюю деревянную ограду. В древнюю обитель была торжественно доставлена рака с частицами мощей святого Иакова Праведного, которая, судя по всему, некоторое время находилась в новоустроенной церкви.
За короткий срок чуть ли не полностью обновляется архитектурный ансамбль Свято-Духова монастыря. Заново отстраивается центральный каменный собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Из Иверской обители привозят убранство для алтаря, в местном ряду большого тяблового иконостаса помещают храмовую икону Сошествия Святого Духа на апостолов, написанную на золоте. Рядом, в местном же ряду, в киоте устанавливают резное деревянное изображение Николая Чудотворца.
Период царствования Петра I традиционно рассматривают как время серьезного давления на Русскую Церковь. Действительно, с первых лет самостоятельного правления император устанавливает постоянный и жесткий контроль над церковными доходами, видя в них безграничные возможности благоустройству страны, для пополнения казны, опустошаемой затяжной Северной войной. Однако именно Петр I явился основателем великой православной святыни – Александро-Невской Лавры, в зависимость от которой в 1714 году попадает и Свято-Духов монастырь.
Александро-Невская Лавра была устроена Петром I как образцовый религиозно-просветительский центр. К столичному монастырю приписываются громадные владения других обителей, в том числе и земли многих северных новгородских монастырей. Возможно, решение приписать к Александпр-Невской Лавре Боровичский монастырь объясняется особым отношением Петра I к св. Иакову Боровичскому. Не отличаясь благочестием, император, тем не менее, был почитателем памяти св. Иакова, считая его небесным покровителем моряков. Есть свидетельства, что Петр I, в знак особого отношения к св. Иакову, заложил в основание Петро-Павловского собора в новой российской столице вместе с мощами св. Андрея Первозванного и частицу мощей Боровичского Чудотворца.
По преданию, основатель русского флота сам неоднократно спускался по быстротечной Мсте, и, миновав опасные пороги, частенько приказывал подавать себе рюмку – другую… Боровичи издревле славились искусными лоцманами, которых так высоко ценил Петр I. Известно, что для поощрения занятий боровичских жителей лоцманским делом, Великий император освободил от податей тех, кто, подобно своему небесному покровителю св. Иакову, был моряком.
История Боровичской обители связана и с именем св. Александра Невского, мощи которого некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре.
Через два года после окончания Северной войны Петр I распорядился перенести из г. Владимира в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру мощи св. Александра Невского, имя которого стало символом небесного предстательства в борьбе против иноземных захватчиков. 11 августа 1723 года св. мощи св. блг. вел. кн. Александра были вынесены из Владимира, 17 августа – встречены в Москве, в начале сентября на судне из г. Боровичи, из Свято-Духова монастыря, святые мощи были торжественно привезены в Новгород, затем – по реке Волхов отправлены до Ладоги.
Через год, 30 августа, процессию встретил сам Петр I. Под пушечный салют и колокольный звон раку с св. мощами перенесли в центральный собор Александро-Невской Лавры. На всем пути следования толпы народа стремились поклониться святыне, в обителях, где торжественная процессия делала остановку, служились молебны. Позже, в 1872 году, один из приделов новой каменной церкви, построенной в Свято-Духовом монастыре, в память об этом событии освятили во имя св. блг. вел. Кн. Александра Невского.
С середины XVIII века открывается новая страница в истории обители: Свято-Духов монастырь вновь обретает свою самостоятельность.
Напомним, что в это время осуществляется государственная реформа по изъятию церковных земель. 26 февраля 1764 года Екатериной II провозглашен Манифест о секуляризации церковных владений и об освобождении более двух миллионов монастырских крепостных, которые отныне стали владельцами почти всех земель своих бывших хозяев. Манифестом было объявлено, что управление вотчинами было тягостным для духовных лиц и разорительным для крестьян.
Епархии и монастыри, лишенные своих богатств, были переведены на денежное содержание от государства, соответствующее их делению на три класса, и стали штатными по своему положению. Большинство монастырей в штат не вошло – они либо попросту были упразднены, либо были вынуждены изыскивать собственные средства на содержание.
Так в 1764 году была упразднена Синеозерская пустынь, расположенная в северных землях новгородской епархии. Оттуда в Свято-Духов монастырь доставляют 27-ми пудовый колокол, прозванный за прекрасный звук «Лебедем».
Свято-Духов монастырь, получив статус заштатного, приобретает административную и хозяйственную независимость. Предоставленная сама себе Боровичская обитель за короткий срок восстанавливается и вновь обретает достойный вид: пришедшие в ветхость здания ремонтируют, отстраивают помещения для многочисленных паломников, количество братии увеличивается до 16 человек.
Существующий архитектурный комплекс Свято-Духова монастыря создавался в течение нескольких столетий. В ансамбле монастыря смешались архитектурные стили нескольких эпох: здесь есть и классицизм и эклектика позднейшего периода. К сожалению, древнейшие постройки, образцы деревянного зодчества, не сохранились – строительные работы, предпринятые в начале XIX века, преобразили архитектурный облик монастыря, который утратил черты древнерусской самобытности. Однако и сегодня Боровичская обитель представляет собой сложный архитектурный комплекс, включающий уникальные каменные и деревянные постройки.
О древней соборной церкви, построенной в начале XIV века, известно мало. О ней упоминалось в надписи, сделанной на раке с частицею мощей св. Иакова Боровичского. Вероятно, это была деревянная постройка, которая просуществовала до 1545 года, когда благочестивые жители, вдохновленные множеством чудес, истекающих от мощей святого угодника, вместо древней возвели новую церковь – шатровой архитектуры. Через сто с небольшим лет, в 1673 году, церковь за ветхостью разобрали, а на ее месте возвели каменную, которая, несколько переделанная, существует и доныне. На постройкой храма трудились строители, присланные из Иверского монастыря. Вероятно, руководил работами Аверкий Матвеев, который, судя по актам Иверского монастыря, трудился в обители, возводимой недалеко от Валдайского озера.
В незапамятные времена рядом с центральным собором возвышалась другая церковь – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда и кем она была построена неизвестно, первое упоминание об этой церкви мы находим в самой ранней описи монастырского имущества за 1582 год. После того, как Боровичская обитель была приписана к Иверскому монастырю, в 1658 году подробную опись составил подьячий Иван Алексеев. В своих отчетах он называет церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы «зело ветхою». В 1673 году по благословению Новгородского митрополита Иоакима вместо разобранной церкви в новом каменном соборе отстраивают северный придел, и освящают его во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный же придел освящают во имя пророка Божия Илии.
Первоначально приделы были узки, не удобны для проведения богослужений. Кроме того, постройки эти пострадали во время сильнейшего пожара 1732 года и, за неимением средств на восстановление, скоро обветшали. Лишь через сто лет, в 1832 году, благодаря сумме, ассигнованной от Святейшего Синода, удалось значительно расширить боковые приделы.
В огне пострадал и богатейший храмовый иконостас. После неудачных попыток его восстановить, в 1802 году по благословению преосвященного Антония, епископа Старорусского, иконостас написали заново и освятили его вместе с храмом в 1803 году.
С давних времен в Свято-Духовом монастыре существовала деревянная брусовая церковь, освященная во имя святого Иакова, Боровичского Чудотворца. Возможно, она была построена в скором времени после открытия мощей святого Угодника Божия Иакова. В описи 1658 года она уже названа ветхою, а потому вскоре после передачи Боровичского монастыря Иверскому ее разобрали. Чуть позже по распоряжению светлейшего патриарха Никона в Ново-Духовском монастыре был отстроен новый деревянный храм во имя св. Иакова, куда перенесли и драгоценную раку с частицей его мощей.
После упразднения Ново-Духовой обители, по распоряжению Новгородского митрополита Иоакима деревянную церковь там раскатали на бревна и вновь перенесли в древнюю обитель. До 1743 года церковь святого Иакова украшала святые ворота, которые в те времена были обращены к реке Мсте. В том же году из-за размыва Мстинского берега монастырская ограда, а вместе с нею и святые ворота с надвратною церковью были разобраны и перенесены с западной набережной стороны на восточную, обращенную к городу.
В 1778 году храм во имя Иакова Боровичского был полностью истреблен пожаром. Лишь через несколько лет по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила началось восстановление теплой надвратной церкви, но храм был возведен, украшен фресками лишь к 1792 году. Над церковью высилась каменная колокольня с шестью колоколами, один из которых, самый крупный, весил сто пудов. В 1872 году надвратный храм был освящен и вновь назван во имя иконы Божией Матери Иверской. К этому времени завершили большой теплый собор, который и поныне украшает северную часть монастырского ансамбля.
Теплая церковь, торжественно освященная во имя св. Иакова Боровичского митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором в 1872 году, представляет собой монументальную постройку, решенную в духе поздней эклектики. Несмотря на то, что массивное, величественное здание из красного кирпича несколько дисгармонирует с «классическим» обликом монастыря,перед нами редкий образец архитектурной композиции конца XIX века.
Собор украшали пять сверкающих куполов. Центральная глава, находившаяся на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением, была увенчана большим крестом. Храм имел два придела: северный – во имя св. прав. Иакова и южный — во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Освящение этого придела было связано с памятью защитника Северных Русских земель, святые мощи которого во время торжественного перенесения их из Владимира в Александро-Невскую Лавру некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре. Храм располагался на верхнем этаже здания; внизу, под сводами, в восточной половине, предполагалось устроить усыпальницу, своеобразный монастырский некрополь, где могли бы быть погребены благоустроители святой обители. Западной часть, по проекту, должна была вмещать пекарню или кухню.
По обе стороны от теплой церкви во имя Иверской иконы Божией Матери и колокольни прямой линией был расположен одноэтажный каменный корпус с братскими кельями. Северной своей частью он примыкал к церкви св. Праведного Иакова, южной – соединялся с каменною оградою, окаймляющей берег реки Мсты. Количество иноков на протяжении веков колебалось от 3 до 16 человек.
На западе от сборной Свято-Духовской церкви находится каменный двухэтажный дом. В нем располагались архиерейские покои, необходимые на случай приезда в монастырь высшего духовенства, здесь же были весьма благоустроенные настоятельские кельи, трапезная, кухня и хлебопекарня.
За одноэтажным корпусом, где помещались несколько братских келий, баня, квасоварня, разнообразные подвалы и погреба для хранения продуктов, располагался скотный двор. Здесь были построены коровник, конюшни, комнаты для чернорабочих людей. Эти помещения, выстроенные по трем сторонам двора и огражденные монастырской стеной, образовывали внутри себя довольно обширную квадратную площадь.
Вокруг всего монастыря была сооружена кирпичная стена, украшенная шестью башнями, четыре из которых располагались по углам, а две были посередине северо-восточной и юго-западной стен. Во время сильного наводнения, произошедшего в 1743 году, как мы уже писали выше, подмыло берег и ограду монастыря пришлось перенести. В 1830-40гг. кирпичную стену вновь перестраивают. На гравюре 1864 года отчетливо видны изящные шпили над башенками ограды, которые, к сожалению, были уничтожены после упразднения монастыря в 1918 году.
Вне монастырской ограды, недалеко от обители, издревле находилась еще одна небольшая деревянная церковь, принадлежащая монастырю. Основана она была в те незапамятные времена, когда мощи Иакова Праведного после их открытия из-под спуда торжественно перенесли в Свято-Духов монастырь.
Вместо деревянного обруба, сооруженного на месте захоронения святых мощей угодника Божия, стараниями благочестивых жителей была отстроена церковь во имя Божией Матери Умиления. В 1806 году древняя деревянная церковь сгорела, и на ее месте тут же возвели небольшую деревянную же часовенку, которая и просуществовала до 1871 года.
За это время жители города, движимые благочестивыми порывами, просили митрополита Новгородского и Петербургского Серафима разрешения на постройку каменной церкви, но в просьбе было отказано – рядом с речным берегом, часто подмываемым весенним разливом, сооружать каменное строение было небезопасно.
Но в 1871 году стараниями настоятеля Свято-Духова монастыря Вениамина и усердием жителей города все же выстроили изящную каменную крестово-купольную часовенку, которая к 1881 году, при настоятеле монастыря архимандрите Виталии, была обращена в церковь, которую освятили в честь иконы Божией Матери «Умиления». Небольшой храм богато расписали как с внешней, так и с внутренней стороны – алтарную часть украсили изображением св. прав. Иакова, под ним в нише находился образ Серафима Саровского. Внутри храма располагался богатый иконостас, с центральной иконой св. прав. Иакова, который был нарисован стоящим на высоком берегу Мсты, на месте обретения его святых мощей, позади св. прав. Иакова – живописно очерчен Свято-Духов монастырь. Икона эта почиталась как чудотворная.
В церкви во имя иконы Божией Матери «Умиления» хранилась еще одна драгоценная реликвия – небольшая часть гробовой колоды, в которой приплыл на льдине св. прав. Иаков.
Святыней Боровичского края является и чудесный целебный источник, который появился на месте захоронения св. Иакова. После возведения здесь часовни, а позже и храма, колодец оказался в подвале церкви, точно под куполом. Вода из него по специальным трубам попадала в два других колодца, с северной и южной стороны храма, отсюда верующие могли черпать целебную воду, помогающую в особенности от глазных болезней и от головных болей.
Храм святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, стоял в 400 саженях к северу от монастыря. Когда и кем была построена эта церковь неизвестно, но очевидно, что ее возведение связано с древнейшим обрядом почитания пятниц, берущим свое начало еще в языческие времена.
Народные представления о Параскеве Пятнице явились результатом смешения славянских языческих культов женских богинь с почитанием великой Христианской святой Параскевы. С древнейших времен шел и обычай считать пятницы днями праздничными, посещать в этот день богослужения, испрашивать у святой великомученицы покровительства в браке. «Матушка, Пятница, — молились в старину девицы на выданье, — покрой нас скорее, пошли жениха». В храме святой великомученицы Параскевы Пятницы, принадлежавшей Свято-Духову монастырю, также исстари, начиная с девятой пятницы по Пасхе и до пятницы Ильинской, отправлялись праздничные богослужения в честь великомученицы Параскевы.
Церковь эта служила главным храмом Пятницкого Боровичского погоста. Во время смутного периода, в 1612 году, храм святой мученицы Параскевы Пятницы вместе с Боровичским Спасским и Петровским погостами сожгли. Впоследствии здесь устроили деревянную часовню. В 1769 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, часовня вновь была освящена как церковь в честь Параскевы Пятницы. Архитектура храма и доныне сохраняет вид древней изящной часовенки. Основанная на высоком фундаменте из красного кирпича церковь была украшена восьмигранным световым барабаном со сверкающим полусферическим куполом.
В 1863 году между обитателями города Боровичи и его окрестностей распространилась молва о чудесном событии, прошедшем с одним престарелым крестьянином, жившим со своим семейством в крайней нужде. История эта настолько поучительна, что мы сочли не лишним поместить ее в данное повествование.
По преданию, в деревне Новоселицы, что недалеко от Боровичей, жило одно бедное семейство. Глава его – крестьянин весьма преклонных лет Тимофей Семенов отличался простодушием и христианской набожностью. Все его семейство, жена, три сына и дочь, обитало в убогой хижине. Безропотно перенося свою горькую долю, крестьянин утешался надеждою, что скоро подрастут его дети и будут помощниками по хозяйству.
И вот это время приблизилось. Старший сын Максим Тимофеев достиг совершеннолетия. Решено было отдать Максима в работники, чтобы его заработками оплачивать оброк помещику и прочие государственные повинности. Много было мест, куда юноша мог бы поступить, но богобоязненный отец заботился о том, чтобы сын его, отдалившись от родительского крова, не утратил того благочестивого настроения и чистоты веры, которые были внушаемы ему с детства родителями, а потому мудрый старец нанял своего сына за умеренную плату работником в Свято-Духов монастырь. Напоследок отец строго завещал сыну, чтобы тот, добросовестно исполняя все возлагаемые на него труды и обязанности, не забывал при каждой возможности посещать храм Божий. Внушения отца не остались напрасными для сына.
Через пять месяцев Максим, плененный благолепием храма Божия и благочинием монашеской жизни, начал просить отца благословить его навсегда поступить в число иноческих братьев. Обрадовался старик такому настроению сына, забыв, что лишается главной опоры для своего семейства. Настоятель монастыря изъявил согласие принять благочестивого отрока на временное послушание, однако вскоре последовал Высочайший манифест о рекрутском наборе, и Максима определили в солдаты.
Горяча была любовь Тимофея Семенова к царю и отечеству, но любовь к Богу и ревность к храму Божию еще горячее. Безутешно плакал отец тому, что отрывают сына его от святой обители. Вместе с сыном он находил утешение и надежду лишь в молитве. Проливая слезы перед ракою с мощами Иакова Праведного, они верили, что лишь Господь, молитвами Боровичского чудотворца, поможет их горю. Через некоторое время старик обратился ко второму своему сыну и сказал:
— Надо послужить нам, сын мой, царю и отечеству, а между тем грех нам будет, если мы допустим совратить Максима с пути истинного. Поди в присутствие и проси, чтобы тебя взяли в рекруты вместо старшего брата. А он пусть молится святому Иакову за тебя и за нас стариков.
Послушный юноша, не говоря отцу не слова, поспешил в рекрутское присутствие и умолил взять его вместо старшего брата. Узнав о том, исполненный благодарности старик пошел в монастырь, чтобы помолиться Богу и святому угоднику Иакову за исполнение заветного желания. Мысль, что без старших двух сыновей крайняя бедность семьи теперь превратится в ужасающую нищету, не приходила ему в голову. Одно тревожило – нечего было дать в дорогу сыну, отправляющемуся на службу.
Возвращаясь по Валдайской дороге домой, старик не переставал просить Божией помощи. «О, если бы Господь послал доброго человека, который бы дал мне в долг рублей пять, — вздыхал бедный отец, — век бы не забыл того благодетеля». Вдруг посох ударился во что-то твердое, старик наклонился и увидел возле дороги черный, как камень, кувшин, вероятно, вымытый из земли дождем. Перекрестившись, старец, поднял кувшин, рядом с которым лежало несколько старинных серебряных монет, и поспешно направился в монастырь, чтобы посоветоваться со старшим сыном, что делать со своей находкою.
Придя в святую обитель, старик узнал, что Максим уже отнес младшему брату 10 рублей – их дал игумен монастыря, прослышав о такой братской любви и преданности. «Коли так, — сказал Тимофей Семенов, — то пусть и находка эта идет на обитель святого угодника Иакова, который посылает нам такие милости». С этими словами простодушный старец отдал кувшин с деньгами настоятелю монастыря, даже не полюбопытствовав, много ли там денег. Через несколько дней Тимофей по настоятельной просьбе игумена Свято-Духовой обители, который знал о бедственном положении благочестивого семейства, подошел к месту находки клада и нашел там еще восемь мелких серебряных монет и небольшой серебряный слиток. Простодушный крестьянин и на этот раз передал находку в монастырь. При осмотре найденного клада оказалось, что в кувшине находилось около четырех фунтов серебра в мелких монетах, старинной новгородской чеканки.
Через две недели престарелый крестьянин, с такой легкостью отдавший недавно свою находку в монастырь, был вынужден платить очередной оброк. Не имея денег, он отправился в город продавать буренку – свою единственную кормилицу. Однако по дороге ему повстречался благочестивый горожанин, который, будучи наслышан о бескорыстии старика, ссудил ему 70 рублей, тем самым выведя того из крайнего положения.
История эта, столь подробно переданная в описании жизни Свято-Духова монастыря, весьма поучительна. Как бы ни естественны были события, изложенные здесь, но нельзя не признать в них «видимого знамения помощи Божией, восприятой верой, по молитвам и ходатайству святого угодника, внимающего сердечным болезнованиям всех притекающих к раке честных мощей его».
Престольным праздником Обители со времени ее основания был день Сошествия Духа Святого на апостолов.
Следующие два праздника связаны с памятью святого Иакова Боровичского. Вторник на Светлой Седмице отмечается как день явления святых мощей Иакова, 23 октября (5 ноября) празднуют открытие св. нетленных мощей и перенесение их в Свято-Духов монастырь.
В течение года в Свято-Духовом монастыре совершалось пять крестных ходов: в день Сошествия Святого Духа, в день Пророка Илии, в день Покрова Богородицы, во вторник Светлой недели как торжество Иакова Боровицкого, и в первую пятницу Петрова поста.
Кроме того, в Иверском Валдайском монастыре отмечали день, связанный с событиями перенесения святых мощей Праведного Иакова из Боровичского Свято-Духова монастыря в Валдайскую обитель. 3 июня проходил торжественный Крестный ход вокруг монастыря с мощами святого Иакова Боровичского.
С середины XIX века установился еще один благочестивый обычай – совершать Крестный ход с Чудотворной Иверской иконой Божией Матери из Иверского монастыря в Свято-Духов Боровичский. После того, как из города были взяты мощи Святого Праведного Иакова, жители почитали для себя священным долгом совершать паломничество в Иверскую обитель на поклонение святым мощам Иакова и Чудотворной иконе Богоматери. После прошения, поданного жителями города и настоятелем Иверского монастыря высшему духовному начальству, в 1859 году в знак скрепления духовного союза между Иверской обителью и Свято-Духовым монастырем Его Высочайшим Императорским Величеством последовало разрешение совершать ежегодный Крестный ход из Иверской обители в город Боровичи.
С тех пор, ежегодно, 7 августа, при многочисленном стечении народа с крестами, хоругвями и светильниками из Иверского монастыря торжественно выносили Чудотворную икону Богоматери и на раменах в сопровождении многочисленных паломников несли Образ Небесной Заступницы по устланной зелеными ветвями и цветами дороге восемьдесят верст до самого города Боровичи.
Крестный ход сопровождал колокольный звон: во всех церквях по мере следования торжественной процессии шли праздничные богослужения, прихожане выходили навстречу с хоругвями и светильниками. Звон колоколов возвещал о приближении Святого Чудотворного Образа к городу Боровичи, и тысячи сердец сливались в едином молитвенном призыве небесной помощи у Владычице Небесной.
Из настоятелей середины XIX века одним из самых любимых иноками и богомольцами был архимандрит Вениамин. Назначенный в Свято-Духов монастырь в 1862 году, с исключительной активностью взялся он за дальнейшее благоустройство древней обители. Благодаря усилиям архимандрита Вениамина была возведена большая каменная церковь во имя святого праведника Иакова Боровичского чудотворца с приделом в честь св. блг. Великого князя Александра Невского. На месте обретения св. мощей прав. Иакова построили изящную каменную часовенку, чуть позже освященную в честь иконы Божией Матери «Умиления».
В 1871 году за свои труды по благоустройству Боровичского Свято-Духова монастыря архимандрит Вениамин был награжден орденом св. Анны III степени.
С 1874 года архимандрит Вениамин стал настоятелем Валдайского Иверского монастыря, позднее – Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим». «Духовный и опытный старец» — так называла своего первого наставника архимандрита Вениамина великая подвижница Русской Церкви Матушка Таисия.
В начале XX века в России начался социальный кризис, который затронул и приходскую жизнь. В это время заметно снижается авторитет Церкви. Антиклерикальные настроения проникают в широкие народные массы; во время революции 1905-1907 годов происходят случаи погрома домов священников, изгнания их и даже убийства.
В противовес общему обмирщению христианской жизни, в Церкви начинают происходить внутренние реформы: создаются религиозно-нравственные кружки и общества, выходят Православные журналы, возрождается проповедничество.Представители мирской власти, в свою очередь, также пытаются повлиять на приходскую жизнь. Общественные союзы занимаются делами благотворительности, участвуют в распространении духовного просвещения. Несмотря на то, что в общей среде русской интеллигенции наступает охлаждение к ценностям православной веры, именно светская власть берет на себя обязанности по решению те вопросов, которые до недавнего времени были в поле зрения лишь Церкви.
В течение нескольких лет, с апреля 1905 года по июнь 1909 года, на заседаниях Боровичской Государственной Думы периодически поднимается вопрос о перенесении святых мощей Иакова Праведного Боровичского Чудотворца из Валдайского Иверского монастыря в Боровичи. Однако не одно из прошений, направленных Священному Синоду от лица Боровичской Думы, не было удовлетворено. Вероятно, это было связано с тем, что инициатива исходила не от представителей духовенства, а от светских лиц. Так, на заседании Боровичской Государственной Думы, состоявшимся 30 июля 1909 года, из 30 человек, имеющих право голоса, был лишь один священник – настоятель Боровического Введенского монастыря о. Козма Преображенский. Возможно, решение о перенесении святых мощей Иакова Праведного не в Свято-Духов монастырь, а во Введенскую церковь (именно этот храм представители Городского Собрания указывали как возможное место покоения святых мощей Иакова Праведного), объясняется отсутствием на заседаниях более широкого представительства Боровичского духовенства.
Однако желание вернуть святые мощи, которые «по праву принадлежит городу Боровичам, так как были открыты в Боровичах и первоначально в нем находились, а в Валдае имеется собственная святыня, Чудотворная Икона Иверской Божией Матери», не оставляет жителей города.
В переломный 1916 год организованное в Боровичах «Братство во имя Святого Иакова Праведного», вновь обращается к Всероссийскому Церковному Собору, как высшей на то время власти в Русской Православной Церкви, с просьбой возвратить мощи св. Иакова Праведного из Иверской обители на место их обретения. На этот раз центром, где должны хранится мощи Праведника, называется Свято-Духов монастырь, который к тому времени был «уже достаточно устроен». Послание отражает удивительную силу духовной скорби жителей Боровичей, утративших в середине XVII века свою святыню, поэтому мы сочли уместным ознакомить читателя с этим уникальным документом.
«Много времени – целых 262 года – прошло с тех пор, а «многоценное и богоданное сокровище» Боровичского края – Иаков Праведный Чудотворец Боровичский, продолжает и доныне оставаться за пределами уезда Боровичского. Издавна скорбят о том граждане города Боровичи, а с ними и огромная масса благочестивцев уезда, исчисляемого в сотнях тысяч душ христиан. Взоры их чаще и чаще обращаются к своему Небесному Покровителю, вопли веры и любви к нему сыплются в акафистных песнях св. Угоднику Божию все сильнее и сильнее. Ныне, в годину великого соблазна для душ христианских, среди открытой проповеди неверия, среди общего развала русской жизни, нам, более чем кому-либо нужна твердая опора, верная защита духовная, нужен нам неусыпный страж и наш молитвенник перед Богом, Угодник Божий Иаков Праведный.
Тщанием усердствующих, как мирян, так и иноков, приют для святых мощей – Свято-Духов монастырь теперь у нас достаточно благоустроен, по нашему человеческому разумению. Голос народный православного населения Боровичского уезда будет голосом Божиим в этом святом деле. И если все мы открыто теперь уже заявили Всероссийскому Церковному Собору, как высшей в настоящее время власти в Русской Православной Церкви, о своем желании возвратить «многоценное и богоданное сокровище» Боровичского края по месту его первоначального нахождения, в Боровичском Свято-Духовом монастыре, надеемся – по вере нашей будет нам…
Не желая и благочестивых валдайцев лишать совершенно Святыни Боровичской, признается справедливым передать им, в Иверский Богородицкий монастырь, в явление взаимной христианской любви, для благоговейного чествования, часть святых мощей Иакова Праведного, хранимую до сих пор в Боровичском Свято-Духовом монастыре.
И если только, боровичане, мы теперь достойны истинной, великой, родной нашей Святыни, буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».
Ходатайство, посланное «Братством во имя Святого Иакова Праведного» представителям высшей духовной иерархии России, так же, как и прошение, направленное Боровичской Думой семь лет назад, осталось без отклика. Стремительно приближался семнадцатый год, открывающий многолетний период гонений на Русскую Церковь. Приближалось время, когда православное духовенство вынуждено было решать иные задачи, важнейшая из которых – сохранение Православной Церкви в стране «воинствующих безбожников», в государстве, где борьба с религией объявлялась гражданским долгом каждого советского человека.
В последние годы своего существования Свято-Духов монастырь, не будучи крупным земельным собственником, все же имел в своем распоряжении и лесные участки, и посевные площади. В пяти верстах обители находилась небольшая мельница, на которой мололи собранный урожай зерновых. В описи голодного 1918 года среди прочего упоминаются десять дойных коров, четыре нетели, бык и теленок. В конюшни стояли четыре лошади.
Хозяйственные постройки включали молочное помещение, каретник, где находились две архиерейские кареты, крытый возок, выездные санки; в монастырских амбарах хранилось зерно: рожь и овес, а также значительные запасы картофеля, свеклы, капусты. Мы видим налаженное монастырское хозяйство. Но процветание Свято-Духова монастыря, который, по описаниям жителей города, именно в это время достиг «невиданного доселе великолепия», продолжалось недолго. К 1920 году обитель, предварительно разграбленная, перестает существовать.
Закрытие Свято-Духова монастыря было одним из звеньев единой цепи повсеместных ликвидаций монастырей и храмов, проводившихся большевистским государством в первые послереволюционные годы. История уничтожения монастыря начинается в 1918 году. Этапы упразднения этой древней Боровичской обители подробно, шаг за шагом, описывает в своих рапортах митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению настоятель монастыря игумен Владимир. По его отчетам мы можем воссоздать картину трагических событий, происходивших в течение двух лет.
12 декабря в Свято-Духов монастырь явилась небольшая группа вооруженных винтовками и револьверами представителей новой власти – Совета рабочих и крестьянских депутатов. Был проведен тщательный обыск, закончившийся изъятием 85 пудов ржи и 65 пудов муки, находившихся на монастырской мельнице. А через месяц произошло событие, обострившее отношения прихожан монастыря с представителями советской власти.
19 января под предлогом описи имущества к Свято-Духову монастырю приблизилась группа уполномоченных Советской властью. Прихожане, предупрежденные колокольным звоном, встретили комиссию по описи у святых ворот обители. Боровичане решили, что большевистские безбожники идут закрывать древнюю обитель, место многовековой иноческой молитвы. Жители города шумно выражали свое недовольство происходящим.
Ситуация становилась все более бесконтрольной, началась драка, в результате которой тяжело избили двух комиссаров и двух членов комиссии. Реакция большевиков была стремительной – уже 20 января в городе объявлено военное положении, три иеромонаха – Вениамин, Павел и Мисаил и монах Анатолий арестованы, в тюрьму посажено несколько обывателей, принимавших участие в драке.
Вряд ли действия христиан, желающих взять под свою защиту церковные святыни, объясняются откликом на призыв ставшего в это трагическое время во главе всей Православной России патриарха Тихона. В своем послании от 19 января 1918 года он, действительно, открыто и мужественно призывал на защиту веры от ее гонителей, «подвергающих разрушению и кощунственному разграблению чтимые верующим народом святые обители». Но послание патриарха Тихона, по удивительному стечению обстоятельств опубликованное в день расправы над боровичскими комиссарами, лишь отражает атмосферу всеобщего сопротивления гонителям веры Православной; никакого открытого призыва к кровопролитию в этом документе нет.
Более того, именно против кровавых беспорядков, вне зависимости, от кого они исходят, выступал Святитель Тихон. «Опомнитесь, безумцы, — писал патриарх, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».
9 февраля 1918 года вышло постановление о ликвидации Боровического Свято-Духова монастыря и прочих монастырей уезда. Это мотивировалось недостатком в городе построек для приютов. Престарелым монахам на какое-то время «милостиво» разрешили остаться здесь же, при монастыре, в богадельне. Молодым и здоровым монахам было предложено в двухнедельный срок подыскать себе место жительства и заработок.
После тщательной описи монастырского имущества, проводимой в течение трех месяцев членами исполнительного комитета Боровичского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, первого мая ликвидационная комиссия в сопровождении сотни вооруженных винтовками и штыками солдат, вероятно, опасаясь повторения январского столкновения с жителями города, окружила Свято-Духов монастырь. Проверив целостность ранее описанного имущества, представители советской власти изъяли все процентные бумаги и наличные суммы. Из ризницы вынесли часть церковной утвари, в том числе восемь архимандритских крестов и орден Св. Анны 3-й степени.
Некоторое время храмы Свято-Духова монастыря действовали в качестве приходских, но уже к 1920 году, после изъятия оставшихся церковных ценностей, в том числе и священных предметов, необходимых для проведения богослужений, и эти церкви были закрыты.
За короткое время храмы обезглавили, разобрали колокольню, осквернили монастырское кладбище, настоятельский корпус приспособили под жилой дом.
В 2001 году Свято-Духов монастырь, получив статус Архиерейского подворья, был возвращен Русской Православной Церкви. Сразу же начались ремонтно-реставрационные работы, которые были возложены на отца Валерия (Дячкова). Жители города еще помнят, какой неухоженной и заброшенной была территория монастыря несколько лет назад. Кучи мусора здесь соседствовали с заросшими ямами, на дорожках валялся битый кирпич, здания храмов находились в аварийном состоянии.
Центральный собор долгое время был приспособлен под воинскую кухню, в центре храма находился массивный дымоход, в алтаре располагался главный сток для отходов. Не менее удручающе выглядел и Ильинский придел, посреди его возвышалась сцена – здесь был армейский кинотеатр. Осквернена была и церковь святого праведного Иакова Боровичского, в алтаре храма располагалась уборная, в Никольском приделе – армейская прачечная.
Казалось, для восстановления монастыря понадобятся десятилетия, но уже к лету 2002 года собор во имя Сошествия Святого Духа на апостолов был подготовлен к проведению богослужений. Этому предшествовали колоссальные строительные работы, осилить которые можно было лишь благодаря духовному покровительству святого угодника Божия Иакова, к которому непрестанно возносились молитвы верующих.
Первые молебны совершались в Никольском приделе храма святого праведного Иакова Боровичского, но к зиме 2001 года перешли в надвратную церковь во имя Иверской иконы Божией Матери – в единственный монастырский храм, где можно было поддерживать тепло. Параллельно шли восстановительные работы в центральном соборе: сначала снесли кирпичную стену, загораживающую царские врата, затем, разобрав перегородки в алтаре, убрали канализационные трубы, отштукатурили и побелили стены Многочисленные трудности, с Божией помощью, преодолевались. Уже в июне 2002 года центральный храм был украшен сверкающим позолотой куполом, к лету 2003 года в соборе возвели иконостас и установили раку с частицей мощей прав. Иакова.
24 июня 2002 года сотни людей, как жители города Боровичи, так и паломники со всех уголков России, присутствовали на торжественном богослужении, посвященном 675-летию основания Свято-Духова монастыря. В соборном храме после многих лет забвения состоялась первая Божественная литургия. В святое, намоленное веками место, вернулась церковная жизнь. Сегодня вновь звучат на всю округу колокола, вновь, как и сотни лет назад, под сводами древнего собора возносятся слова молитвы:
Молитва святому праведному Иакову Боровчискому
О святой великий праведниче и преславный чудотворче, Богоблаженный угодниче Христов Иакове, дивно прославленный на Небеси и на земли данный нам от Господа целебниче и заступниче, к тебе привадаем с верою и любовию и благоговением и молимся от глубины души: помози нам, зело прогнвавшим Господа и Создателя нашего, и испроси нам вся яже к житию временному и спасению вечному потребная: земли плодоносие, воздухов благорастворение, душ и телес здравие, в покаянии и благочестии преспеяние, веры Православныя укрепление, суеверия посрамления, неверия искорениение, и всякаго благого прошения нашего ко Богу исполнение. Испроси у Господа: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит Престол Православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Услыши, угодниче Божий, всяку душу Христианскую, в скорби и обстоянии Тя молитвенно призывающую, ускори на помощь, облегчи скорби, уврвчуй недуги и явися скорый предстатель требующих твоего заступления. Наипаче же в час кончины нашея не закосни приити на помощь нам и умоли Господа даровати нам кончину живота нашего мирну, безмятежну, святых Христовых Тайн причастну и упования исполнену да с надеждою спасения безбедно прейдем страшный путь воздушных мытарств, и непреткновенно достигнем вожделенного онаго Царствия, еже уготова Господь любящим Его. Ей, святче Божий! Услыши нас и не презри моления нашего, но сотвори нас соучастники бытии блаженства вечнаго, да вкупе с тобою спасении милосердием Христа Спасителя нашего, воспоем и прославим Его со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Источник СвятоДухов монастырь

Тиша(664)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *